Интервью с австралийским военным аналитиком Карло Коппом
Соучредитель аналитического центра Air Power Australia доктор Карло Копп (Carlo Kopp) известен благодаря своим исследованиям, посвященным боевой авиации и вооружению противовоздушной обороны западного и российского производства. Кроме того, он активный критик перспективного американского истребителя F-35 и не менее активный сторонник проекта F-22. В интервью Ленте.ру ученый и квалифицированный пилот поделился своим мнением по поводу итогов технического противостояния Востока и Запада, а также рассказал о перспективах, которые ожидают мировую военную промышленность.
Лента.ру: Доктор Копп, в одном из своих последних исследований вы заявили, что американские боевые самолеты F-15, F-16 и F/A-18, равно как и перспективный Joint Strike Fighter, не имеют шансов на выживание в борьбе с российскими системами противовоздушной обороны, так как россияне успешно усовершенствовали их, используя опыт военных конфликтов НАТО в Ираке в 1991 году и в Сербии в 1999 году. Объясните пожалуйста, какие достижения российских производителей вы считаете самыми значительными и какие меры должны предпринять страны НАТО, чтобы добиться превосходства над российской ПВО?
Доктор Копп: После окончания "холодной войны" технологии, применяемые в российской промышленности для создания зенитных радиолокационных систем, зенитных ракет, самоходных пусковых станций, значительно усовершенствовались.
И в советские времена было создано немало замечательных и новаторских образцов оборонной техники, например радиолокаторы подсвета и наведения 5Н63 для ЗРК С-300П, схемы "холодного запуска" для зенитных управляемых ракет 5В55/48Н6/9М82, радиолокаторы раннего обнаружения 5Н64/64Н6. Но тогда Запад имел важное преимущество благодаря ряду новых технологий. С их помощью были разработаны передовые на то время компьютеры, активные фазированные антенные решетки, высокочастотные процессоры, противорадиолокационные ракеты и, конечно, стелс-технологии.
Нас очень беспокоило то, что советские зенитные управляемые ракеты (ЗУР) уничтожили много наших самолетов во Вьетнаме и, позже, от них несли потери самолеты, проданные Западом Израилю. Поэтому в создание технологий невидимости и современных средств радиоэлектронной борьбы, способных противостоять российским ПВО того времени, были вложены миллиарды долларов. Эффективность этих затрат подтвердил разгром созданной Советским Союзом системы ПВО Ирака в 1991 году.
|
ЗРК С-300. Фото с сайта pvo.guns.ru |
Начиная с 1991 года немало талантливых российских инженеров-конструкторов смогли познакомиться с многочисленными технологиями, которые были недоступны для них в период "холодной войны". Действовавшие до этого ограничения, введенные западными странами, были сняты. Сейчас российские системы вооружения не столь сильно отличаются от западных аналогов и нередко работают на одних и тех же компьютерных процессорах.
К примеру, многие западные аналитики были потрясены, когда российская компания "Агат" сообщила, что применяет процессоры американской компании Texas Instruments в своих новейших активных радиолокационных головках самонаведения зенитных управляемых ракет и ракет класса "воздух-воздух". Аналогичные процессоры использовали и западные производители ракетного вооружения. Важным фактором стало то, что российские конструкторы получили возможность использовать многие современные технологии и комплектующие, к которым не имели доступа их предшественники в советское время.
Разгром иракских сил противовоздушной обороны в 1991 году вызвал большое замешательство в рядах сторонников применения управляемых ракет для защиты от боевых самолетов. Российские специалисты очень внимательно изучили успешные действия американских войск и смогли увидеть сильные и слабые стороны технической стратегии США. Тем не менее, сложно сказать, какие именно элементы российских систем ПВО дают им главное преимущество, так как большинство из них работают в комплексе.
Очень опасны зенитные ракеты дальнего радиуса действия 48Н6Е2/Е3 и 40Н6, поскольку они способны поражать наши воздушные системы радиолокации, электронной разведки и целеуказания, а также самолеты постановки радиоэлектронных помех. А это, соответственно, делает наши войска "слепыми" в бою, не позволяет нам бороться с радиолокационными системами противника.
Новые радиолокаторы с фазированными антенными решетками большой радиочастотной мощности и скачкообразной перестройки частоты также способны противостоять большинству наших радиопомех.
Новые самоходные ЗРК высокой проходимости, такие как "Фаворит", "Триумф", "Антей-2500", системы защиты радиолокаторов против противорадиолокационных ракет и управляемых авиабомб, в том числе такие, как ракетные и ракетно-пушечные комплексы "Тор-М2Е" и "Панцирь-С1", также создают противнику серьезные помехи для подавления средств противовоздушной обороны.
|
ЗРК С-75. Фото с сайта pvo.guns.ru |
Кстати, успех США и их союзников в 1991 и 1999 годах во многом был достигнут благодаря уязвимости советских стационарных систем противовоздушной обороны. Например, системы С-75 и С-125, которые легко было обнаружить и уничтожить с помощью противорадиолокационных ракет и управляемых авиабомб.
Современные российские низкочастотные радары и пассивные системы радиообнаружения также способны сыграть свою роль. Хотя они не очень эффективны против F-22 и бомбардировщиков B-2, но вполне способны обнаружить менее "невидимые" F-35 и самолеты более ранних моделей и навести на них ЗУРы.
Новейшие американские стелс-технологии, реализованные в конструкции F-22 и B-2, способны успешно противостоять российским радарам и ракетам, а вот более старые образцы американских и европейских самолетов являются устаревшими в сравнении с российскими системами типа "Триумф" и "Фаворит", а также новыми радарами и средствами защиты, которыми комплектуются эти ЗРС.
И это существенно меняет положение дел в общемировом стратегическом масштабе.
Лента.ру: Новейшая система противовоздушной обороны С-400 "Триумф", согласно информации разработчика, значительно превосходит более старый ЗРК С-300. Вместе с тем, перевооружение российской армии на С-400 пока идет медленно, и сегодня "Триумфы" дислоцированы лишь в нескольких регионах России, тогда как наиболее распространенными по-прежнему остаются С-300. По вашему мнению, следует ли России ускорить поставки С-400 своей армии или вместо этого логичнее было бы сосредоточиться на более совершенном вооружении, отвечающем требованиям будущих войн? Стоит ли экспортировать современные средства ПВО или поставлять их своим союзникам вроде Белоруссии?
Доктор Копп: С точки зрения западного военного аналитика могу сказать, что чем меньше Россия произведет систем "Триумф", тем лучше, а их экспорт станет для нас проблемой стратегического характера. Такие страны, как Иран и Венесуэла, получив на вооружение системы вроде С-400, способны доставить нам серьезные неприятности.
Продажа С-400 Белоруссии может быть привлекательна с коммерческой точки зрения. Но она не улучшит отношения Москвы с Евросоюзом, поскольку С-400, размещенные вблизи западных границ, будут покрывать половину территории Польши и не позволят польской авиации спокойно использовать воздушное пространство собственной страны. Стратегически такие действия можно назвать провокационными и дестабилизирующими.
Выгоден экспорт С-400 или нет - зависит от конкретных последствий. К примеру, продажа С-300 Кипру создала политическую суматоху в Эгейском регионе. Аналогичных последствий можно ожидать в любом другом месте, куда будут экспортироваться С-400. Это мощное и стратегически значимое вооружение, способное нейтрализовать любые ВВС, в арсенале которых нет истребителей F-22.
|
Истребитель F-22. Фото Lockheed Martin. |
Лента.ру: Вы являетесь одним из наиболее известных сторонников идеи о том, что американский многоцелевой истребитель F-22 значительно превосходит перспективный F-35 Joint Strike Fighter, несмотря на то, что оба самолета относятся к пятому поколению, а проект F-35 является более молодым. Вы также считаете, что США должны продолжить производство F-22, а также разрешить их экспорт ближайшим союзником, включая Австралию. По вашему мнению, возможен ли в перспективе экспорт этих самолетов и как это может повлиять на баланс сил в мире?
Доктор Копп: Во-первых, F-35 Joint Strike Fighter - не совсем истребитель пятого поколения, поскольку ему недостает надзвуковой маршевой скорости, стелс-технологий и маневренности. Он напоминает истребитель третьего поколения, созданный с использованием некоторых технологий пятого. Он создан для того, чтобы охотиться за танками на поле боя, и не сможет заменить гораздо более совершенный F-22. Утверждать, что F-35 сможет эффективно противостоять российским ЗРС С-300ПМУ2 и С-400, могут только люди, которые не изучали их возможности внимательно.
Баланс сил в сегодняшнем мире меняется, и меняется не в пользу Запада, поскольку многие западные страны не обновляли парк своей военной авиации образца 1980-х годов.
Китай планирует поставить на вооружение более 500 истребителей Flanker (Су-27 и Су-30 - Лента.ру). Это количество сопоставимо с парком американских истребителей F-15 времен "холодной войны". Но F-15, построенные в 1985 году, не могут конкурировать с истребителями Flanker, построенными в 2008 году. Общее число этих российских самолетов, поставленных в Азию, сопоставимо с парком СССР и стран Варшавского договора в 1990 году. В тоже время Австралия и Япония находятся в сложном стратегическом положении, поскольку Япония вооружена истребителями F-15CJ 1983 года выпуска, а Австралия - старыми F/A-18 и планирует покупать F-35.
|
Истребитель F-35. Фото Lockheed Martin. |
Фундаментальных проблем с разрешением экспорта F-22 Австралии, Израилю или Японии на самом деле нет. Оценка рисков, осуществленная американцами около десяти лет назад, показала, что Австралии в этом плане можно доверять: Канберра не будет копировать или экспортировать секретные технологии. Куда больше Австралия, Израиль и Япония обеспокоены тем, что Пентагон хочет продвигать на мировой рынок F-35, а не F-22, а министр обороны США
Роберт Гейтс настаивает на остановке производства F-22.
Вместе с тем, многие американские конгрессмены сегодня призывают разрешить экспорт F-22, и перспективы того, что Австралия, Израиль и Япония в ближайшие годы получат эти самолеты, весьма велики. Вполне вероятно, что Гейтс будет настаивать на закрытии программы, однако уровень поддержки экспорта F-22 в Конгрессе США очень высок.
Лента.ру: Сегодня фактически лишь Россия и Китай создают собственные истребители пятого поколения, которые теоретически могли бы конкурировать с американскими F-22 и F-35. Оба проекта до сих пор остаются крайне засекреченными, однако, по вашему мнению, каким может быть результат этой работы? В случае успеха, какая из этих двух стран сможет сравниться с потенциалом США и стран НАТО?
Доктор Копп: Мне кажется, что прогнозировать результаты работы, которые пока не представлены, всегда небезопасно.
Россия обладает большинством технологий, необходимых для создания истребителя уровня F-22, но у нее нет большого опыта разработки самолетов-невидимок. Когда ПАК ФА (рабочее название перспективного истребителя пятого поколения компании "Сухой" - Лента.ру) будет представлен, мы сможем оценить, насколько инженерам "Сухого" удалось справиться с этими трудностями. Даже если аэродинамически ПАК ФА будет на уровне F-22 или превзойдет его, успех в бою все равно будет зависеть от уровня технологий невидимости.
Китайский J-XX? Китайцы на сегодняшний день не раскрыли о нем ничего стоящего, так что любые выводы относительно возможностей этого самолета будут полной спекуляцией.
Лента.ру: В то время как Россия и США фактически делят рынок боевых самолетов, ряд других стран также развивают и продвигают свои многоцелевые истребители. Это, к примеру, французский Rafale, панъевропейский Typhoon, шведский Gripen. Смогут ли российские производители, такие как "МиГ" и "Сухой", сохранить конкурентоспособность на рынке и какой из российских истребителей вы назвали бы лучшим на сегодняшний день и почему?
|
Су-35. Фото компании "Сухой". |
Доктор Копп: Успех в воздушном бою зависит от многих ключевых факторов. Преимущество получают самолеты, которые оснащены бортовыми РЛС большей мощности, несут больше ракет, обладают более высокой скоростью и маневренностью, заправлены большим количеством топлива и к тому же защищены более совершенными стелс-технологиями. Ни один из европейских истребителей по этим показателям не имеет существенного превосходства над новыми Су-35-1 или МиГ-35. Базовый дизайн европейских машин уходит корнями в 1980-е годы, когда в СССР завершались работы над Су-27С.
Истребители Eurofighter и Gripen NG будут вооружены ракетами Meteor с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Это позволит им получить определенное преимущество в дальнем бою, но лишь до тех пор, пока аналогичные российские ракеты РВВ-АЕ-ПД повышенной дальности не поступят в серийное производство.
Трудно сказать, какой из европейских истребителей наиболее конкурентоспособен, поскольку ни один из них не смог добиться больших успехов на мировом рынке. В целом западные страны не озаботились вложением достаточных средств в замену парков истребителей эпохи "холодной войны".
Что касается российских самолетов, то Су-35-1 имеет лучший экспортный потенциал по сравнению с МиГ-35, поскольку большинство возможных клиентов находятся в Азии, а для больших расстояний нужен большой самолет с широким радиусом действия. Радары и оптика, использующиеся в конструкции этих самолетов, в основном идентичны европейским. Бортовые радиолокаторы с активной фазированной антенной решеткой на европейских и российских самолетах похожи, но отстают от американских.
ПАК ФА, если его дизайн будет удачным, может добиться большого успеха на мировом рынке, в то время как F-35 - это техническая ошибка. Западные страны, если они не смогут купить F-22, непременно столкнутся с этой стратегической проблемой.
Лента.ру: Вы внимательно анализируете достижения российской оборонной промышленности и, вероятно, можете оценить ее нынешнее состояние. По вашему мнению, в чем заключаются преимущества и недостатки российского военпрома? Может ли Россия в этом плане быть независимой от бывших республик СССР, предприятия которых в советское время были тесно связаны с российскими?
Доктор Копп: Очень правильный вопрос. В советское время военная промышленность не имела недостатка в государственном финансировании со стороны СССР и стран Варшавского договора для производства смертоносных вооружений в массовом масштабе. В то же время она была лишена доступа к последним достижениям компьютерных и высокочастотных технологий мирового рынка. В настоящее время сложилась прямо противоположная ситуация. Россия недостаточно финансирует свой ВПК, а большинство стран Варшавского договора стали членами НАТО и не покупают российское вооружение. Зато теперь ваш военпром получил неограниченный доступ к современным компьютерам, программному обеспечению, высокочастотной электронике и оптическим чипам на мировом рынке.
|
ЗРК С-400. Фото с сайта oborona.ru |
Я изучал советские и российские военные технологии на протяжении тридцати лет, чем и занимались "воины холодной войны". Начиная с 1991 года я наблюдал настоящий творческий и инновационный взрыв. Скорость, с которой российская военная промышленность перенимала у Запада сложные компьютерные технологии и использовала их в своих разработках, была поразительной. Россия до сих пор обладает высокой профессиональной культурой в области инженерных решений и военной науки.
Когда современные российские профессиональные журналы пишут о радиолокационных системах и ракетном вооружении, то делают это лучше большинства аналогичных профессиональных изданий на английском языке. Во время "холодной войны" все было наоборот. Западная оборонная индустрия сильно страдает от утечки мозгов – зачастую высококвалифицированные инженеры и ученые уезжают разрабатывать компьютеры в Кремниевой долине или заниматься финансами на Уолл-стрит, поскольку зарплаты там выше, а риск потерять работу меньше, чем в военной отрасли.
Кто-то скажет, что российский ВПК сегодня столкнулся с тем же - талантливые инженеры и ученые покидают страну и уезжают работать в Кремниевую долину или на Уолл-стрит. Однако если молодой талантливый инженер или ученый хочет найти работу по специальности в России, то выбора у него фактически не будет – он попадет в военный научно-исследовательский институт или на оборонный завод. В этом большое преимущество российского ВПК по сравнению с западными конкурентами.
По сравнению с периодом "холодной войны" количество докторов наук в области физики, инженерного и компьютерного дела, математики на Западе сократилось. Нам сложно удержать талантливого выпускника в университетских лабораториях или в оборонной промышленности. Сегодня талантливые молодые люди предпочитают изучать в университетах медицину, право или основы бизнеса, а не естественные или инженерные дисциплины.
Российская промышленность, в отличие от западной, не боится экспериментировать с новыми идеями и решениями, поскольку на Западе эксперименты ограничены необходимостью финансировать их из прибыли компаний.
Независимость российской военной промышленности от бывших советских республик - также интересный вопрос. Разрыв отношений с Украиной в 2004-2005 годах оказал вашему ВПК плохую услугу, поскольку многие ключевые конструкторские бюро и предприятия остались на Украине. Причем многие украинские компании тоже были ликвидированы или стали конкурировать с российскими, продавая запасные части, осуществляя ремонт и модернизацию вооружения советского производства. Отношения России и Украины были сложными еще с царских времен, и сегодня Россия расплачивается за это в политическом смысле.
Тем не менее, очень немногие западные страны сегодня могут заявить, что их военная промышленность полностью независима от мирового рынка. Американцы пытаются сохранить независимость, но даже им сейчас приходится закупать часть оборонной продукции за рубежом, например компьютерные чипы и материалы у Японии и Китая. В условиях глобализации слишком сложно полагаться лишь на собственные силы.
Беседу вел Андрей Федоров.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Можно создать суперсамолет, только его реальная полезность будет околонулевой. Примерно аналогичная картина случилась и с "Раптором". Начав его проектирование и заложив ТТУ для противостояния и завоевания господства в воздухе с ВВС СССР, самолет в сегодняшних условиях оказался ненужен. Для него нету ни стратегических, ни тем более тактических задач, где бы могли раскрыться его плюсы. Пока имееем жутко дорогую, чудовищно неэкономичную машину без полного спектра положенного ему вооружения. И нет смысла это вооружение продолжать создавать, довооружая его. Так что спишут оставшиеся Ф-22 (те, что после "естественной убыли" будут, на сегодня уже "минус два"), как списали Ф-117. Для сегодняшней ситуации в мире, когда никто не решится затеваться на войну с любой страной, обладающей ядерным оружием и средствами его доставки, авиация будет применяться только в "приземленном" варианте - впопуасов там каких побомбить, однократный точечный удар нанести, и т.п. И нужны для этого будут нормальные аппараты типа Ф-15, Ф-18.
Так что все ваши восхваления этой жертвы аборта ошибки постановки... Короче - страусов не пугать - пол бетонный.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
могу только подтвердить и добавить, что те мальчишки, что сейчас учатся в ВВУЗах - ни чем не хуже своих отцов и дедов. да и мы - всегда готовы (как пионеры), и чему учились - не забыли. Князь - подтвердит.
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
alex5450, Я вот смотрю, на Вас, смотрю. А цель Ваших комментариев какая? Доказать всем что российская армия - отстой и амеры порвут Нас одной левой? Если так, то Вы - обычный провокатор. В военое время Вас к стенке и всех делов. Ну а в мирное? Да гнать в 3 шеи в любимую Вами пиндосию. Вот там и рассказывайте им какие они хорошие. И хватит уже пургу гнать. Российская армия вполне боеспособна и способна решать любые задачи в рамках защиты Родины от агрессии. И здесь даже не важно, какой самолет лучше. Российской техники в любом случае достаточно чтобы стереть пиндсию в порошок, и никакие F-35 им не помогут.А вот Вы, своими комментариями, разрушаете уверенность в безопасности у граждан России, что негативно сказывается на психологическом климате, и в конечном счете снижает и уровень жизни и защищенность страны. Так что я смело могу сказать, что Вы предатель и провокатор. :)
Всем читающим! С защитой в России все хорошо. Конечно это не армия СССР, но для задач защиты Родины она достаточна с избытком. И никто не полезет воевать с нами, ибо таких идиотов мало, а если полезут, то огребут по полной ... как собственно это всегда было. :)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ой, да уж ладно по ушам то ездить. понимаю, особенность психики такая. ну да чтоб не мудрствовать лукаво, перечислю, с выпускниками каких ВВАУЛ мне довелось летать ну и руководить полетами:
1. Барнаульское
2. Оренбуржское
3. Качинское
4. Тамбовское
5. Балашовское
6. Харьковское
7. Черниговское
8. Армавирское
9. Ставропольское.
+1 Саратовское, Сызранское (пассажиром)
Не военных ВАУЛ, АУЛ и АЦ:
1. Актюбинское
2. Кировоградское
3. АЦ ДОСААФ (самолетчики и 1 вертолетчик)
штурмана: Челябинск, Ворошиловград
водку пьянствовать, общаться и т.п. "беспорядки нарушать" - добавим к вышеперечисленным Борисоглебск, Краснодар. Ну и "технарей" с ВАТУ и ВВАИУ:
Васильков, Пермь, Киров, Калининград, Питер, Иркутск, Тамбов, Воронеж. вроде ни кого не забыл.
это, если не считать двугодичников и оставшихся из них, в обуях "категориях".
теперь поспорим - почему самолет таки летает, а крыльями не машет?
=============================
ну и к делу:
Су-30, из той же оперы, что и Су-20 или 22 = экспортный вариант Су-27. МКИ - Модернизированный Индия-Китай.
Су-35 - узкоспециализированная машина, дальнейшая модификация основного самолета Су-27, их больше и не нужно, каждому ТВД - свои модификации.
а больше - мне просто Вы не инересны, как собеседник. так - "мелкий бес". там погадить - тут наложить. ИМХО. идите, юноша. отдыхайте. банить вас - смысла нет, побудьте "тренажером". как пример.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Тех кому интересно на деле, а не поболтать на либерастическую идею "счастья" с запада, приведем результаты реального моделирования:
и
При этом отметим , что на деле ситуация еще хуже, потому что пока F35 не соотвествует заявленым характеристикам, машина находится в стадии доводки и доработки.
Истребители F-35A и F-35C по маневренности в ближнем воздушном бою тоже будут уступать всем современным истребителям, стоящим сегодня на вооружении.
Можно по-разному относиться к очевидному пересмотру американскими разработчиками своего представления о концепции и функциональном облике самолета 5-го поколения. Например, считать, что F-22 плохой истребитель, а F-35 вообще не может рассматриваться как истребитель 5-го поколения. Кстати, именно такая позиция на прошедшей выставке в Ле-Бурже была продемонстрирована специалистами консорциума «Еврофайтер», декларировавшими, что «истребитель «Еврофайтер» относится к той же категории боевых самолетов, что и истребитель F-22, а что касается F-35, его боевые возможности как истребителя находятся на минимальном уровне».По сути пока F35 это машина третьего поколения, причем сильно покалеченная))) но за ооооочень большие деньги. Вот где" шапкозакидательство пропагандисткого характера" в особо крупных размерах. Но это хорошо. Пусть и дальше верят в супер чудеса. Создается впечатление, что увлечение политпиар технологиями в конце концев ударило по голове их авторам и они сами стали верить в собственную придуманную чушь.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
zwwwz
Я ничем не отличаюсь от журналистов у которых нет допуска. И не претендую на истину в последней инстанции.
На серьёзных военных форумах я не даю ссылок на известия ру (тут уж извините, что под руку подвернулось). Но и уровень здешнего обсуждения на серьёзный, мягко говоря, не тянет. Так... шапкозакидательство пропагандисткого характера.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А можно поинтересоваться чем вы отличаетесь от журналистов?Журналисты кстати тоже бывают разные. У вас есь допуск к секретным материалам?
Вы как я заметил эксперт по всем направлениям - РВСН, ПВО, ВВС, бронетехника , даже по полигонам))). "Специалист во всем" - это не специалист ни в чем))). Вы же сами постоянно ссылаетесь на журналистов))). Я даже где то видел от вас оригинальнейшую ссылку на известия . ру))). Знаете что с вами сделали бы за такие ссылки на серьезных военных форумах? )))
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
При попытке перегнать истребители F22 «своим ходом» с Гавайских островов на базу ВВС Kadena на японском острове Окинава программный сбой «в навигационном обеспечении» вынудил пилотов развернуться и возвратиться туда, откуда вылетели. Теперь стала известна истинная природа «навигационной аномалии».
Как сообщает DefenseTech со ссылкой на Associated Press, истребители не сумели преодолеть так называемую «линию перемены дат» - условную линию, по разные стороны которой местное время одно и то же (с точностью до часового пояса), но календарные даты различаются на одни сутки. Линия перемены дат проходит по меридиану 180 градусов с отдельными отклонениями.
Перемена дат осуществляется (и вообще имеет смысл) лишь при использовании местного времени. При пересечении линии перемены дат необходимо либо прибавлять, либо вычитать одни сутки – в зависимости от того, в каком направлении осуществляется движение. По всей видимости, этот парадокс Земного шара, осознанный еще участниками экспедиции Магеллана, был позабыт разработчиками F-22 Raptor.
Последствия такой забывчивости оказались весьма ощутимыми. У истребителей в полете, отмечает Defense Tech, вышли из строя топливная и навигационная системы, а также частично связь.
Лишь одному пилоту удалось связаться с экспертами разработчика (компании Lockheed Martin). Несколько пилотов попытались перезагрузить ПО истребителя в полете.
Победить ошибку не удалось, однако сами истребители и их пилоты уцелели, что в подобной ситуации следует считать несомненной удачей. Возвращение на Гавайские острова потребовало дополнительной дозаправки в воздухе.
Впоследствии «навигационную аномалию» удалось исправить, и F-22 все-таки прибыли на авиабазу назначения.
И ещё коллекция таких глюков:
Фирма Motorola испытывала новый процессор для автопилота на истребителе в Израиле. Все было отлажено. Пилоты на испытаниях отправились «огибать рельеф» с севера до юга Израиля. Истребитель прекрасно пролетел на автопилоте над равнинной частью, над горной частью, над долиной реки Иордан, и приближался к Мёртвому морю. Не долетев до него, неожиданно происходит общий сброс процессора, автопилот выключается на полном ходу, пилоты переходят на ручное управление, и сажают истребитель.
Процессор отправили на доработку и тестирование. Все тесты прошли снова без сбоев. Снова начали реальную проверку. Истребитель пролетел над всеми территориями, но при подлете к Мёртвому морю: общий сброс, выключение автопилота, ручная посадка.
Длительные тесты не могли выявить никаких изъянов. После продолжительных попыток было найдено, что программы автопилота при вычислении параметров управления по глубоко научным секретным формулам производили деление на значение текущей высоты истребителя над уровнем океана. При подлете к Мёртвому морю высота становилась нулевой, и процессор при делении на ноль давал общий сброс. До этого случая никому не приходило в голову, что самолеты могут летать ниже уровня океана...
Где-то в конце 70-х годов - испытания американской ЗСУ "Сержант Йорк". Для поражения вертолетов ЗСУ была оснащена системой распознавания образов.
Во время испытаний около неё безуспешно кружил вертолет-мишень, которую она так и не смогла распознать. Зато распознала как вертолет вентилятор в туалете, расположенном метрах в 800-х от ЗСУ.
И успешно его поразила.
Испытания американского истребителя F-16 проводились, понятное дело, в северном полушарии. На заключительном этапе самолет решили проверить где-то в Латинской Америке, но уже с другой стороны экватора. При переводе самолета в режим автопилота он автоматически развернулся "вверх ногами".
В Афганистане двое наводчиков-наблюдателей (канадцы) подсвечивали цель для наведения на нее бомбы. После сброса бомбы в GPS приемнике закончились батарейки. Расчет их быстро заменил. В результате ракета прилетела не туда. Причина была в том, что после подачи питания в прибор, переменные, отвечающие за координаты цели, автоматически инициализировались координатами текущего местоположения. Наводчики погибли от близкого разрыва.
На испытаниях Су-24 регулярно случался отказ аппаратуры бомбометания. Причем происходило это только в том случае, если на цель заходил летчик-испытатель Ильюшин. Причина оказалось тоже не сложной. Только он заходил на цель с точностью, превышавшей машинную точность. Получался "машинный нуль", после чего шел сбой из-за попытки деления на ноль.
Причиной взрыва 4 июня 1996 г. ракеты Ариан-5 была программная ошибка. В системе управления ракеты использовалось модифицированное программное обеспечение ранее успешно работавшее на Ариан-4, но Ариан-5 ускорялась быстрее предыдущей модификации, в результате когда на 40 секунде полета одна из вспомогательных подпрограмм попыталась преобразовать длинное целое значение в короткое без проверки величины значения, и то вышло за границы типа, произошло отключение системы управления ракеты, и она была взорвана по команде на самоликвидацию. Прямой (вместе с ракетой-носителем была потерян коммуникационный спутник) и косвенный ущерб от этого программного сбоя был оценен в полмиллиарда долларов.
История о неприятностях ракетного крейсера ВМС США «Иорктаун». Это экспериментальный, так называемый «умный корабль» (smart ship), важнейшие системы жизнеобеспечения которого управляются компьютерами без участия человека. И что немаловажно – под руководством операционной системы Windows NT 4.0. Так вот, однажды вся эта махина, находясь в открытом море, на три без малого часа встала в полный ступор из-за наглухо зависшего программного обеспечения.
Причем произошло это из-за совершенно пустяковой оплошности одного из операторов, занимавшегося калибровкой клапанов топливной системы и записавшего в какую-то из ячеек расчетной таблицы нулевое значение. Ну а далее пошла операция деления на этот самый нуль. С подобной ерундой справляется даже самый дешевый калькулятор, однако здесь в терминале оператора система дала ошибку переполнения памяти. Причем ошибка быстро перекинулась на другие компьютеры локальной сети корабля, началась цепная реакция, и по известному принципу домино рухнула вся бортовая система, которую удалось восстановить и перезагрузить лишь через 2 часа 45 минут, в течение которых здоровенный боевой корабль оставался по сути дела беспомощен и неуправляем.
Когда испытывали ракету, прикрывавшую самолёт с хвоста, она аккуратно разворачивалась и настигала выпустивший её самолёт.
Начали выяснять. Причина оказалась элементарной: ракета снабжена стабилизаторами.
Стабилизаторы нужны, чтобы удерживать ракету передним концов в сторону вектора движения.
При вылете ракеты двигатель не сразу набирал мощность и какой-то момент она двигалась хвостом вперёд - естественно стабилизаторы разворачивали её в "правильном" направлении.
После этого врубался двигатель и ракета бодро летела к близжайшей цели.
На закуску:
По данным Гамбургского института по вопросам безопасности, за последние полстолетия ВВС США в ходе боевых учений, а также в результате аварий потеряли 92 атомные бомбы, которые находятся на дне Атлантического и Тихого океанов.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Тестовый образец неопределенных результатов, ну кому как говорится и кобыла невеста, а кому и этажерка самолет. Да мы ж только за. Обязательно переходите на него прямо с 2009 года, или 2010, что все равно ))). Очень на это надеемся, мы только за всеми руками и ногами. Нам же лучше))) Может для полноты "успеха" раз такое "счастье" вам привалило сразу попилите F16 и F18? Ну чтоб наверняка)))))
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Читайте внимательно - во первых самолёт давно летает, во вторых лётную матчасть эскадрилья будет получать с 2010го. Читайте внимательней.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Не понял к чему ссылка. Обама запретил дальнейшее производство Рапторов, это уже известно. На деле будут делать милые его сердцу F-35.
PS А смеяться - смейтесь смех он всем полезен и умным и не очень. Только бы плакать потом ен пришлось, как бодрым иракцам, несгибаемым югославам и прочим героям. В чудеса же я не верю - например в Т-50 поверю, тогда когда его перестанут прятать и покажут. Говорят очень на F-22 похож. )
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Ну чем больше ваших комментов тем они смешнее. Язык не опухает от старания? Не верите экспертам, очень хорошо. Чем больше таких как вы с той стороны тем лучше . Повторюсь. Продолжайте верить в чудо F22 супер чудо F35 и будет вам "счастье "))))) Причем неприменно.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Общий заказ ВВС равен 186 машинам, около 4-х десятков из которых ещё в производстве. Заказывать собирались дальше - дополнительно 12 машин и далее.
PS В америке полно разных экспертов и мнения там можно найти разныею. Нужен был "Раптор" и появляется критика в адрес F-15. "Супербои в Индии" (где американцы даже отказывались включать радары, дабы не "засветить характеритстики"). Потом сообщили, что F-22 не будет "столько сколько хочется" и полились статьи в поддержку F-15 "огого полетает ещё, а индусам мы накрутим с запасом". ) Потом опять в сторну F-22, сейчас при Обаме - F-35 в фаворе...
Там же рынок, в том числе информационный. Макдонелл Дугласс пиарит свои машины, Локхид свои. А посреди этого сидят журналисты и выбирают, "на вкус". А вы как маленькие сидите и выбираете ягодки. )) Впрочем мне доводилось общаться с нашими пилотами, там здравомыслия куда больше, они знают, что шапки летают плохо. )
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Все остальное в том же духе. Тоска берет от чтения вашей писанины. Ну надо хоть чуток мозги включать иногда и разнообразить вашу либерастическую лилейную оду чушь хоть какими то реальными вещами, а не мифами из серии "очень хочу чтоб так было". Хотя если все в вашем стане на таком уровне, то это хорошо, работать языком вы конечно научились, но дальше дело не идет. Вот оно и ладно вот и хорошо. Продолжайте верить в чудо F22 супер чудо F35 и будет вам счастье )))))
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Редактор Князь
Авиация Автралии нужна для участия в мировых проблемах,ибо это самый верный союзник США, выделяющийся, пожалуй, даже на фоне Великобритании. Корея, Вьетнам, Ирак австралийцы вполне там повоевали и неизвестно где окажутся их "Рапторы" завтра.
F-22 самолёт уже массовый - ибо заказ почти 2-х сотен, это уже "масса", а детские болезни на нём постепенно исправляют (как в своё время "втихую" исправляли покрытие на F-117 с ). К тому же волна "чёрного самопиара" против этой машины удивительным образом совпала с решением президента Барака Обамы о прекращении их производства. До этого ВВС (и не только США) только умоляли "давай давай", а теперь всё - плохой стал, давай больше F-35. )) Ангары, кстати, у американцев много для чего кондиционированы - нам бы тоже не помешало, глядишь и ресурс у машин бы вырос, да и бегать на морозе менять блоки "из теплушки" у самолётов перед вылетом не слишком удобно.
F-18E немного? 400 машин это не так уж и мало, полторы сотни которых в варианте blockII, а ещё сотня (точнее поболее) будет достроена.
Су-27 не обладает АФАР, и лишь модернизированные машины (коих полсотни, а то и помене) могут применять современные ракеты. Разве, что в ближнем бою, "старичок" может что то противопоставить F-18, но вообще эти машины сравнивают с нашими последними достижениями (а ля летающий Су-30МКИ и пока "полулетающие" Су-35 и Миг-35). Кстати, сейчас A/F-18E(F) это давно универсал и для воздушного боя тоже приспособлен.
Кроме "18ки" на рынок представляется F-16 Block60 и F-15. Оба варианта с улучшенными двигателями, ракетами и АФАР. Второй ещё и в варианте "дешёвый стелс" (спорный, но интересный - у нас говорят тоже такие наработки есть по Су).
Так, что продавать и воевать у американцев есть что и чем.
С ПВО же, думаю, Раптор будет общаться не в первую очередь, будь стелс так важен для прорыва мы бы давно увидели бы вариант F-117 "У Уизл" ибо он даже получше 22го в стелсовости будет.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А понимание, даже у экспертов, что же есть "Раптор" в действительности, может прийти только после реального его испытания в деле, на войне. Чего, по моему пониманию, Штаты не допустят. Разве что против противника типа КНДР, где ПВО на уровне 60-х годов прошлого века.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
О автралийский борец за права F-22 интервью дал. )
"Третье автралийское поколение" F-35 понятно - дальность у него относительно невелика (в стелсе), ракет в том же стелс-варианте несёт не так много как хотелось бы доктору Коппу (в ВВС наверное).
Зато получше F-22 в плане двигателя (один мощный) и электроника поновее. Ну и универсал (три в одном), что имеет свои плюсы и минусы. А главное дешевле в два раза в покупке и в обслуживании (слабое место F-22).
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
- ох уж это мифотворчество на Западе. Даже спецы им страдают. При таком низком уровне понимания реальной ситуации они весьма легко могут оказаться в луже, причем весьма скоро. Хотя в остальном статья, кстати, весьма показательна. Особенно определение F-35 как самолета третьего(!!!!) поколения. Что называется без комментариев и сразу ответ всем либерастам радетелям запада, на тему, что лучше, а что просто, как любит выражаться Князь, откровенный попил денег.