Часто мы обсуждаем проблему, которая заключается в том, что российские оборонно-промышленные предприятия не могут в полной мере справляться с возлагаемыми на них обязательствами. При этом если раньше основная проблема заключалась в нехватке финансирования и отсутствии систематичного подхода к загрузке оборонных предприятий государством, то сегодня, вроде бы, и с финансированием дела обстоят не в пример лучше, да и загрузка порой бывает такой, что только остается засучить рукава и буквально погрузиться в долгожданную работу.
Однако, как оказалось, за последнее время в сфере ОПК успела проявиться и еще, по меньшей мере, одна проблема, которая тормозит развитие отрасли. Проблема эта заключается в тотальной нехватке квалифицированных специалистов, которые были бы способны применить полученные в учебных заведениях знания для их реализации при непосредственном производстве. Дело в том, что сегодня по самым приблизительным оценкам, в оборонно-промышленной сфере количество молодых специалистов не превышает 20% от общего числа сотрудников. При этом тенденция, к великому сожалению, направлена на уменьшение и этой доли. Средней возраст специалистов сферы ОПК – далеко за 40. Более трети сотрудников предприятий военно-промышленного производства имеют предпенсионный и пенсионный возраст.
Ситуация выглядит еще более сомнительной в связи с тем, что зачастую само производство держится именно на тех сотрудниках, которые в силу возраста уже не всегда могут фонтанировать креативными идеями в плане решения тех или иных технических задач. Как говорится, опыт в любом деле есть вещь, безусловно, благостная, но когда в целой отрасли, напрямую способствующей развитию обороноспособности государства, разрывается связь поколений, и когда наработанный опыт даже при всем желании просто некому передать, то возникает прямая угроза выживанию отрасли вообще.
Ну, согласитесь, не решать же кадровую проблему оборонных предприятий с помощью тех же гастарбайтеров, которые бы, безусловно, с энтузиазмом взялись за дело, даже не имея для этого ровным счетом никакой технической подготовки…
Этой проблемой сегодня озаботились и члены Общественной Палаты. В частности, свое видение решения проблемы, связанной с нехваткой молодых квалифицированных специалистов на предприятиях военно-промышленной сферы, изложил глава Комиссии ОП по вопросам нацбезопасности Александр Каньшин. Нужно признать, что предложения Александра Каньшина в плане решения вопросов, связанных с положениями национальной безопасности и защите интересов военнослужащих и членов их семей, всегда отличались оригинальностью. В частности, стоит напомнить о том, что председатель упомянутой Комиссии Общественной Палаты не так давно предлагал при увольнении военнослужащих в запас выделять им не квартиры, а земельные участки площадью в 5 га в любом регионе, в котором те пожелают. Новое предложение Александра Каньшина выглядит тоже достаточно оригинальным, но, вместе с тем, имеющим определенную логическую платформу под собой.
Так вот, Каньшин предлагает приравнять статусы альтернативной гражданской службы для молодых людей призывного возраста и работу на оборонных предприятиях. По его мнению, молодые люди, которые получили соответствующее образование в рамках специальной госпрограммы подготовки научных работников и других специалистов в сфере ОПК, и после этого заключили контракт с работодателем, вполне могут стать так называемые альтернативщиками.
Предложение здравое. Свои подводные камни в нем есть, но все же их можно обойти. Дело в том, что согласно закону об альтернативной гражданской службе сама АГС представляет собой трудовую деятельность на благо общества и государства. И если работа санитарами в домах ветеранов и инвалидов к альтернативной гражданской службе приравнивается, то почему не подвести под этот статус работу на оборонно-промышленном предприятии? Здесь при наличии соответствующего образования и вакансий хватает, и рабочие руки всегда будут востребованы.
Подобные камни в этом вопросе могут выглядеть следующим образом:
дело в том, что, высказывая идею о возможной тождественности АГС и работы на оборонных предприятиях, Александр Каньшин упоминает необходимость реализации новой госпрограммы для финансирования обучения молодых специалистов, которые впоследствии придут на оборонные заводы. Но при этом пока не разъясняется, какой объем бюджетных средств для нового государственного плана может понадобиться, потому что не ясно, какое количество молодых людей будут готовы откликнуться на подобного рода предложение. И не получится ли так, что при подписании контракта с предприятием сферы ОПК так называемый молодой специалист будет на этом предприятии лишь числиться, а всю работу за него выполнит всё тот же седовласый ветеран отрасли… Ведь, к сожалению, при том уровне коррупции, который сегодня есть в нашей стране, многие молодые люди увидят в подобном предложении очередную лазейку, для того умело уйти от призыва в армию.
Один из вариантов, который поможет решить такую проблему, заключается в том, что работа молодого специалиста в системе ОПК может быть связана даже не с альтернативной службой, а с самой что ни на есть воинской. Такой вариант, в принципе, в определенной форме уже был реализован в нашей стране: спортсмены, которые одновременно являлись и являются военнослужащими российской армии, проходящими службу по призыву. В такой ситуации человек сможет гораздо более продуктивно помогать Родине, чем тот, который на подсознательном уровне понимает, что «альтернативка» всё же дает куда больше послаблений, чем реальная служба по призыву, хотя и срок АГС 21 месяц вместо 12-ти месяцев «срочки».
Если учесть, что у нас ежегодно призываются десятки тысяч выпускников технических вузов, профильных техникумов и училищ, то вполне можно было бы знания и умения этих молодых людей применить в плане развития оборонно-промышленного сектора. При этом молодому специалисту, с которым заключается соглашение, выплачивается обычная заработная плата, чтобы впоследствии он мог остаться на оборонном предприятии, а не горел желанием поскорее уйти «на дембель» и раз и навсегда забыть об оборонке.
Такое предложение тоже, конечно, не панацея, но если его проработать, то оно вполне способно решить сразу две проблемы: повысить престиж воинской службы для людей с качественным техническим образованием, а также получить новые инженерные и рабочие кадры для оборонных предприятий на выгодных условиях как для этих молодых людей, так и для самих предприятий.
Однако, как оказалось, за последнее время в сфере ОПК успела проявиться и еще, по меньшей мере, одна проблема, которая тормозит развитие отрасли. Проблема эта заключается в тотальной нехватке квалифицированных специалистов, которые были бы способны применить полученные в учебных заведениях знания для их реализации при непосредственном производстве. Дело в том, что сегодня по самым приблизительным оценкам, в оборонно-промышленной сфере количество молодых специалистов не превышает 20% от общего числа сотрудников. При этом тенденция, к великому сожалению, направлена на уменьшение и этой доли. Средней возраст специалистов сферы ОПК – далеко за 40. Более трети сотрудников предприятий военно-промышленного производства имеют предпенсионный и пенсионный возраст.
Ситуация выглядит еще более сомнительной в связи с тем, что зачастую само производство держится именно на тех сотрудниках, которые в силу возраста уже не всегда могут фонтанировать креативными идеями в плане решения тех или иных технических задач. Как говорится, опыт в любом деле есть вещь, безусловно, благостная, но когда в целой отрасли, напрямую способствующей развитию обороноспособности государства, разрывается связь поколений, и когда наработанный опыт даже при всем желании просто некому передать, то возникает прямая угроза выживанию отрасли вообще.
Ну, согласитесь, не решать же кадровую проблему оборонных предприятий с помощью тех же гастарбайтеров, которые бы, безусловно, с энтузиазмом взялись за дело, даже не имея для этого ровным счетом никакой технической подготовки…
Этой проблемой сегодня озаботились и члены Общественной Палаты. В частности, свое видение решения проблемы, связанной с нехваткой молодых квалифицированных специалистов на предприятиях военно-промышленной сферы, изложил глава Комиссии ОП по вопросам нацбезопасности Александр Каньшин. Нужно признать, что предложения Александра Каньшина в плане решения вопросов, связанных с положениями национальной безопасности и защите интересов военнослужащих и членов их семей, всегда отличались оригинальностью. В частности, стоит напомнить о том, что председатель упомянутой Комиссии Общественной Палаты не так давно предлагал при увольнении военнослужащих в запас выделять им не квартиры, а земельные участки площадью в 5 га в любом регионе, в котором те пожелают. Новое предложение Александра Каньшина выглядит тоже достаточно оригинальным, но, вместе с тем, имеющим определенную логическую платформу под собой.
Так вот, Каньшин предлагает приравнять статусы альтернативной гражданской службы для молодых людей призывного возраста и работу на оборонных предприятиях. По его мнению, молодые люди, которые получили соответствующее образование в рамках специальной госпрограммы подготовки научных работников и других специалистов в сфере ОПК, и после этого заключили контракт с работодателем, вполне могут стать так называемые альтернативщиками.
Предложение здравое. Свои подводные камни в нем есть, но все же их можно обойти. Дело в том, что согласно закону об альтернативной гражданской службе сама АГС представляет собой трудовую деятельность на благо общества и государства. И если работа санитарами в домах ветеранов и инвалидов к альтернативной гражданской службе приравнивается, то почему не подвести под этот статус работу на оборонно-промышленном предприятии? Здесь при наличии соответствующего образования и вакансий хватает, и рабочие руки всегда будут востребованы.
Подобные камни в этом вопросе могут выглядеть следующим образом:
дело в том, что, высказывая идею о возможной тождественности АГС и работы на оборонных предприятиях, Александр Каньшин упоминает необходимость реализации новой госпрограммы для финансирования обучения молодых специалистов, которые впоследствии придут на оборонные заводы. Но при этом пока не разъясняется, какой объем бюджетных средств для нового государственного плана может понадобиться, потому что не ясно, какое количество молодых людей будут готовы откликнуться на подобного рода предложение. И не получится ли так, что при подписании контракта с предприятием сферы ОПК так называемый молодой специалист будет на этом предприятии лишь числиться, а всю работу за него выполнит всё тот же седовласый ветеран отрасли… Ведь, к сожалению, при том уровне коррупции, который сегодня есть в нашей стране, многие молодые люди увидят в подобном предложении очередную лазейку, для того умело уйти от призыва в армию.
Один из вариантов, который поможет решить такую проблему, заключается в том, что работа молодого специалиста в системе ОПК может быть связана даже не с альтернативной службой, а с самой что ни на есть воинской. Такой вариант, в принципе, в определенной форме уже был реализован в нашей стране: спортсмены, которые одновременно являлись и являются военнослужащими российской армии, проходящими службу по призыву. В такой ситуации человек сможет гораздо более продуктивно помогать Родине, чем тот, который на подсознательном уровне понимает, что «альтернативка» всё же дает куда больше послаблений, чем реальная служба по призыву, хотя и срок АГС 21 месяц вместо 12-ти месяцев «срочки».
Если учесть, что у нас ежегодно призываются десятки тысяч выпускников технических вузов, профильных техникумов и училищ, то вполне можно было бы знания и умения этих молодых людей применить в плане развития оборонно-промышленного сектора. При этом молодому специалисту, с которым заключается соглашение, выплачивается обычная заработная плата, чтобы впоследствии он мог остаться на оборонном предприятии, а не горел желанием поскорее уйти «на дембель» и раз и навсегда забыть об оборонке.
Такое предложение тоже, конечно, не панацея, но если его проработать, то оно вполне способно решить сразу две проблемы: повысить престиж воинской службы для людей с качественным техническим образованием, а также получить новые инженерные и рабочие кадры для оборонных предприятий на выгодных условиях как для этих молодых людей, так и для самих предприятий.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста:
Да и на коммерческой фирме проходят предложения в несколько раз быстрее, чем через кучу инстанций в гос.
Сколько знакомых разрабатывали серьезный дипломный проект и потом дальше пыльной полки института никуда не шел.
За годы развала, когда доходило до голодных обмороков у учителей, вставали градообразующие заводы (так было в Украине через пару лет после отделения) в маленьких городах, не было перспективы работы на государство. Те кто это помнят туда не пойдут. А если загонять таким способом, как Вы предлагаете, креатива не будет. Он самый появляется, только когда есть свобода выбора, а не из под палки.
По мне так правильными решениями будет:
1. Организация ОПК, оплачивает контракт по обучению в профильном институте, в замен на то, что специалист будет работать несколько лет (естественно с оплатой на том предприятии)
2. Никто не хочет брать спецов без опыта работы, решить можно это следующим образом: (будет рассмотрено на примере программистов) Все по выходу делают дипломные проекты, в гос структуре проводить тендеры/конкурсы между институтами на разработку программного обеспечения/систем автоматизации для гос структур. И опыт реальной разработки и хоть какой-то опыт работы. Как вариант для учителей обязательная практика в детских домах. В общем можно придумать, что бы обучение и практический опыт был после выхода из учебного заведения. Проводить популяризацию такого подхода и всем будет выгодно.
3. Проводить популяризацию самих предприятий ОПК, заманивать "плюшками".
ЗЫ: Но все это будет действовать, если образование вернется в нормальное русло, как оно было и раньше без взяток, только своей головой можно было чего-то достичь.