В России возрождают идею "каспийских монстров" - гигантских экранопланов, пугавших НАТО
В России возрождают идею гигантских экранопланов - летательных аппаратов, сочетающих качества корабля и самолета и в советское время пугавших НАТО, где их называли "каспийскими монстрами". Сейчас разрабатывается новая платформа, которая позволит создавать экранопланы грузоподъемностью до 600 тонн как гражданского, так и военного применения.
В прошлом году армия решила отказаться от идеи необычных "летающих кораблей". "В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие", - писали в ноябре "Известия".
Но сама идея без оборонзаказа не умерла. "Интерфакс" сообщает о начале разработки новой расширяемой платформы - ей занялись НПП "Радар ММС" и ЦКБ им. Алексеева. Концепция предусматривает выпуск первых экранопланов нового поколения большой грузоподъемностью от 50 до 600 тонн к 2016 году, а также разработку транспортных и грузопассажирских экранопланов грузоподъемностью до 2 тыс. - 3 тыс. тонн в последующем".
В "Радаре" сообщили, что платформу нового поколения можно будет использовать как в гражданских, так и в военных целях.
Пока же создатели возят по выставкам небольшой экраноплан - десятиметровый "Акваглайд-5". Пять - это число пассажиров, которых самолетокорабль берет на борт.
Взлеты и падения "Каспийских монстров"
Первые экранопланы разрабатывались в средине прошлого века в Нижегородском ЦКБ Ростислава Алексеева. "Летающие корабли" использовали эффект аэродинамического экрана - за счет воздушной подушки, отделяющей корабль от воды, они могли скользить над поверхностью. Низколетящие советские экранопланы были недоступны и для радаров противника, и для ракет, которые не могут засечь цель, не касающуюся воды и не поднимающуюся выше 100 метров над ней.
В то же время машина из алюминиево-магниевого сплава могла за несколько минут покрыть огромное расстояние, имея на борту несколько сотен десантников с тяжелым вооружением, и с ходу освободить плацдарм для их высадки управляемыми ракетами.
В 1980-х годах в составе Каспийской флотилии имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов. Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных "Орленка" проекта 904, а также один ракетный экраноплан "Лунь" проекта 903.
Родоначальником экранопланов "Лунь" и "Орленок" стал созданный в единственном экземпляре экспериментальный 544-тонный КМ-6 (корабль-макет), аббревиатуру которого в НАТО расшифровали как "Каспийский монстр". Первый экземпляр "монстра" потерпел аварию в 1969 году, когда пилот из-за сильного тумана потерял визуальный горизонт и на большой скорости врезался в воду. Второй экземпляр, так же из-за ошибки пилота в 1980 году потерпел аварию и затонул в Каспийском море (экипаж успел спастись).
"Орленку" был не страшен шторм в 2-3 балла, он устойчиво летал на высоте от 1 до 10 метров, но при испытаниях поднимался и на 100 метров. Такие машины предназначались для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся "нос" самолета-корабля. Первый экземпляр "Орленка" - С-21 - разбился в августе 1992 года, тогда погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец - С-25 - порезали на металлолом в 2000 году, третий - С-26 - стоит на Химкинском водохранилище. Последний полет с боевыми стрельбами экраноплан "Орленок" выполнил летом 1989 года.
Ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь" - заводской бортовой номер С-31 - мог развивать скорость до 250 узлов (463 км/ч) и был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами "Москит". До 2008 года он базировался в Каспийске. В дальнейшем "Лунь" была законсервирована в сухом доке, а вся секретная электроника сдана на склады.
Сайт "ВВС России" делает неутешительный вывод: после распада СССР и изменения обстановки в мире экранопланы стали для военных обузой - "и не корабли, и не самолеты, и что с ними делать, непонятно". В итоге осталось лишь одно - отправить их в утиль. Источник: newsru.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Редакция
публикации 12002
комментария 7832
Рейтинг поста:
Согласен. На данный момент применяются малые экранопланы, если не ошибаюсь, следующие модели
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Год выпуска: 1972
Год принятия на вооружение: 1979
Основные характеристики
Длина, м 58,11; Высота, м 16,3; Размах крыла, м 31,5; Площадь крыла, м2 304,6; Вес, кг: нормальный 120000, максимальный взлётный 140000; Скорость, км/ч: крейсерская 350, максимальная 400; Высота полёта, м:на экране 2-10, максимальная 6000*1; Дальность полёта, км 2500*2; Экипаж, чел 6-8; Десантовместимость: бронемашины 2, или морских пехотинцев 150-170; Мореходность, балл 4
Силовая установка
Стартовый двигатель НК-8-4К; Тип турбореактивный; Тяга, кгс 10500; Количество, шт 2; Маршевый двигатель НК-12МК; Тип турбовинтовой; Тяга, э.л.с. 15000; Количество, шт 1; Вспомогательная силовая установка ТА-6А
Вооружение
Спаренный пулемёт Утёс-М, Калибр, мм 12,7; Снаряды НУРС Количество, шт 1200*3
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста:
Я конечно знаю что не моряк, но Вы офицер и обладаете хорошим интеллектом, дополненный хорошими аналитическими возможностями, плюс думал что у вас есть ребята знакомые из ВМФ. Но спасибо что все же откликнулись и сообщили все что знаете по этой проблематике. У меня друзья есть из ВМФ, правда только подводники, но все же попробую через них как то прояснить ситуацию, тем более Чирков уже базируется в Санкт-Петербурге, может проще будет выяснить мнение нашего главнокомандующего ВМФ. Но я обязательно постараюсь все узнать, уж больно нравятся мне экранопланы.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 93
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ну, а ежели построят канал?
Россия может получить прямой выход к Индийскому океану
Иранский водный канал: проект строительный или политический?
"монстрикам" будет прямой путь "бороться с пиратами"
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 445
Рейтинг поста:
в следствии сокращения ВС очень пользительный, "Мистрали" тоже не оборонительное оружие в целом.
зачем нам десантные корабли?
все течет все меняется...
как правильно сказал Князь - прибрежные зоны - арктика, добавлю дальний восток да и антарктика в будущем..))
со временем добавят вооружение ПВО на экраноплан + прилепят к нему малый безпилотник... сопровождения для патрулирования,а при десанте - прикрытие авиацией, ну это же нормально. Или на параходе сутки пилить или несколько часов...
само то к 2020 году с амерами воевать...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Так что, на мой непросвященный взгляд имеет хорошие перспективы именно как патрульный корабль? самолет? ближней морской зоны. Арктика, опять же, Каспий. Его плохо видно на радаре, так и он видит ничуть не лучше "вдаль". Против законов физики не попрешь.
А вот чем то вооруженный (без фанатизма), да с досмотровой группой на борту - и неплохо смотрелся б.
Хотя еще раз повторяю - не моряк, поэтому рассматриваю через призму того, к чему привычен.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1211
Рейтинг поста:
Чуть устаревшие данные.
В проекте-круче. В железе -прокачено(ну как "Буран").
Применение+специалисты!?
Но вроде все решаемо в связи с новыми ситуациями.
Бардак в использовании тех-там новых технологий.Каждый лебедь ,рак и щука.
И финанасы- господи,не дай нам таких тупых.МЫ лимит на них выбрали.Сколько можно.Ручное управление до поры до времени.
Ручёнок много. Головки однонаправленные.
Вот где проблема.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 8
комментариев 728
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ЛТХ:
Модификация Лунь; Размах крыла, м 44.00; Длина, м 73.80; Высота, м 19.20; Площадь крыла,м2 550.00; Масса, кг пустого самолета 243000; максимальная взлетная 380000; Тип двигателя 8 ТРД НК-87; Тяга, кгс 8 х 13000; Максимальная скорость, км/ч 500; Практическая дальность, км 2000; Высота полета на экране, м 1-5; Мореходность, баллов 5-6; Экипаж, чел 10; Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит
Стоит в сухом доке.
Источник: http://igor113.livejournal.com/51213.html
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1236
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 680
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста: