Пару месяцев назад комиссия Общественной палаты (ОП) по национальной безопасности и делам военнослужащих (председатель - полковник запаса Александр Каньшин) сильно рассерчала, когда руководитель Департамента образования Минобороны (МО) РФ Екатерина Приезжева под каким-то надуманным предлогом отказала ей в «свидании» - не прибыла на слушания о том, как нынче в военных академиях и институтах, университетах и училищах куют офицерские кадры. А вчера в ОП Приезжеву все-таки «вытащили». Хрупкая девушка-блондинка с пугливыми очами студентки-троечницы и страстным темно-фиолетовым маникюром бойко отрапортовала собравшимся о грандиозной реформе вузов. Она хорошо овладела специальной терминологией, но суть творимого вряд ли понимает... Глядел я на нее и грустно думал: "В какой садовой голове созрело решение взвалить на эту даму одну из самых трудных проблем военной реформы? Как можно было поручать реформу военных вузов человеку, который не знал даже, сколько их у нас в армии, по каким специальностям готовят офицеров, на какие приоритеты армии будущего должно быть нацелено реформируемое образование?". Но Екатерина Геннадьевна уже явно "наблотыкалась" в статистике. Пулеметной очередью звучали цифры: при СССР в почти пятимиллионной армии было 166 военных вузов, сейчас менее чем миллионных Вооруженных силах их осталось 17. Во времена Союза ежегодно выпускалось 60 тыс. лейтенантов, - сейчас хватает и 7-8 тысяч (ведь офицерских должностей стало на 130 тысяч меньше). Участвовавший в слушаниях взвод отставных генералов и полковников сильно насторожился и помрачнел, когда услышал от Приезжевой, что теперь офицер после военного училища на следующей ступеньке образования (в академии) будет грызть гранит науки не три, а два года, что ради карьерного роста ему придется не раз отрываться от службы на курсы. Иные матерые служаки с недоверчивой ухмылкой глядели на Екатерину, как на несмышленую дочку, - мол, «что-то не то ты несешь». В зале явно назревала свирепая «гроза». Как только Приезжева закончила свой доклад, Каньшин обратился к публике с просьбой по-рыцарски отнестить к Екатерине, следить за словами и сдерживать эмоции (желающие выступить нетерпеливо трясли поднятыми руками и излучали глазами ядерную энергию возмущения).
И тут же сам Каньшин элегантно послал ей «черный шар:
- А было ли у Минобороны научное обоснование реформы военного образования? Екатерина «поплыла», сбивчиво докладывая о каких-то бумагах с «мнениями и оценками». Вспыхнул ворчливый ропот вперемешку с ядовитым смешком.
Следом за Каньшиным на Приезжеву «наехал» ветеран ПВО, доктор военных наук генерал-полковник Анатолий Хюппенен: «Как же так получается, что только-только созданы Войска Воздушно-космической обороны, а академию, где готовят спецов для них, - разгоняют?». Екатерина резво ответила, что их будут обучать в других академиях, - но и эти ее слова утонули в гомоне недовольства.
Президент Коллегии военных экспертов России генерал-майор Александр Владимиров темпераментно возмущался тем, что такая авантюрная реформа военного образования не нацелена на подготовку кадров для современных войн, а бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск генерал-полковник Юрий Букреев сильно удивлялся тому, что теперь офицеров стратегического звена будут готовить в академии всего 24 месяца: «Да у нас штукатуров столько учат!» - рубанул он.
Им убедительно вторил и президент Фонда содействия научныым исследованиям генерал-майор Рафаэль Тимошев.
В конце-концов дружный критический хор генералов, полковников, думских и правительственных чиновников, преподавателей и руководителей военных вузов сошелся на том, что необходима строгая и профессиональная «инвентаризация» итогов первого этапа реформы военного образования. Что надо "вытаскивать наши вузы из-под руин сердюковской реформы".
Что для этого надо привлечь «широкие круги» военно-экспертного сообщества. Что надо обратиться к руководству страны с предложением о проведении специального совещания о качестве подготовки офицерского корпуса армии сегодняшнего и завтрашнего дня. Комиссия ОП по итогам слушаний приняла решение, о котором ее председатель Александр Каньшин намерен проинформировать президента-Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами страны.
Покидая Общественную палату, я думал о том, что военным образованием в России должен рулить все-таки матерый профессионал, всеми фибрами души чувствующий "материал", стратегически мыслящий, не "СУЧАЙНЫЙ" НА ЭТОМ ВАЖНЕЙШЕМ УЧАСТКЕ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Ибо то, что творит Приезжева, это зачастую преступная авантюра, как, собственно, и многое из того, что мы обозвали военной реформой.
Я не думаю, что мадам настолько глупа, что не понимает, куда попала и что от нее требуется. Но самое страшное, что она СОГЛАСИЛАСЬ взяться за дело, в которой не разбирается. Видимо, это отражение типичной для нашего времени тенденции - отдавать должности тем, кто хорошо лижет или сосет.
Ну а был ли разговор об академии Жугарина? Был. Хор рыдающих генералов исполнил поминальную ораторию.
Ну а если ты, Баранец, такой храбрый, то выступал ли ты?
Выступал. О чем говорил?
О многом.
И о том, что некоторые кадетские корпуса называются "при президенте", а другие нет. Они что - Обаме служат?
Говорил о дури со свободными дипломами, когда свеженьких литеров отпускали на все четыре стороны?
Говорил о том, что надо заканчивать с этими "нелепыми женскими упражнениями" с военным образованием и отдать его в руки знающих людей. Что обязательно обращусь к президенту с предложением собрать специальное совещание по военному образованию, создать группу матерых профессионалов, которые разработают и концепцию ВО и увяжут его с перспективами реформирования армии. Чтобы не получилось, как с новым выводком атомных лодок - они есть, а "Булавы" нет и неизвестно, когда будет...
Говорил о том, что некому сейчас заниматься душой солдата и офицера.
Что уровень академий уже редко чем отличается от училищ.
Говорил о продаже академий. В том числе и своей - бывшей ВПА. На что госпожа Приезжева тут же огрызнулась, что это не так. Тогда я сказал ей, что тот корпус на Садово-Кудринской, где я учился, давно продан коммерсантам...
Да о многом другом тоже говорил - наболело.
И кто-то сейчас обязательно скажет, - а что толку от этих разговор, тем более в стенах ОП.
Конечно, завтра наше военное образование не пойдет в нужном направлении. Но из таких разговоров тоже возникают в итоге действия. Надо стучаться и стучаться в дубовые двери власти. И чаще, и громче. Когда-нибудь, а откроют и прислушаются.
Надо лишь не молчать.
Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|