Центральное командование США получило решение Объединенного комитета начальников штабов о разработке предварительных организационных мероприятий по созданию в Ливане военно-воздушной базы с портовой морской инфраструктурой. Данная база должна быть размещена на морском побережье Ливана на полпути между городами Джбель и Триполи на выступе суши (в районе цементных заводов). Намечается расширение имеющейся взлетно-посадочной полосы с 1400 до 2400 метров, что соответствует техническим требованиям эксплуатации самолетов первого – второго классов, а также прифронтовой авиации. Данное место расположения базы находится в исключительно христианском (маронитском) районе Ливане, вместе с тем в относительной отдаленности от сугубо суннитских и шиитских районов. Данная база будет содержать многие объекты логистики, военный госпиталь, различные объекты. Возможно, расположение здесь кадрированной части сухопутных войск или морской пехоты США. Приоритетной задачей данной базы, в условиях продолжающихся боевых действий в Ираке, является военный "транзит", дозаправка авиации, лечение и отдых военнослужащих. Однако, функции базы могут быть расширены, в условиях возможных военных действий США против Сирии, Ирана и отдельных группировок радикалов в арабском мире. Создание данной базы предполагает аренду значительной территории и обеспечение значительной зоны безопасности. Предполагается, что данная база может эффективно функционировать в определенном режиме с двумя британскими базами в Республике Кипр и Турецкой республике Северного Кипра. По мнению экспертов "Ливанского центра политических исследований", в современных условиях на Ближнем Востоке представляется проблематичным использование американцами или британцами военно-воздушных бах, расположенных не в непосредственной близости от морского побережья. Базы ВВС должны функционировать с тесной координации с палубной авиацией, иметь безусловную и эффективную поддержку морской пехоты и сил специального назначения. Поэтому планы США и Великобритании создание и функционирование трех-шести военных баз в Ираке является весьма уязвимым и общее военное присутствие данных двух держав на Ближнем Востоке должно включать, прежде всего, базирование непосредственно на морском побережье. В этой связи, Ливан, особенно его христианские районы, примыкающие к морскому побережью, является идеальным местом для расположения военно-воздушной, многофункциональной базы.
Помимо технических вопросов, США предстоит решить политические вопросы в Ливане. По мнению арабских экспертов, хотя руководители Ливана, в настоящее время и допускают создание военной базы США, но предстоят серьезные процедуры в парламенте, широкая и тяжелая общественная дискуссия, согласование данного решения с конфессиональными общинами страны. Кроме того, предстоит выяснение и согласование данного решения с ведущими арабскими государствами, прежде всего с Сирией и Саудовской Аравией. В этой связи, понадобится поддержка Египта, Иордании и других арабских стран. Возможно, этот решение будет обсуждаться на саммите Лиги арабских государств-участниц. Турция, также, будет выражать недовольство эти решением, так, как она теряет важные позиции в регионе, а авиабаза Инджирлик в определенной мере утратит свою геостратегическую значимость. Если в Ливане будут базироваться до 25 самолетов прифронтовой авиации, то эта база станет альтернативой базе Инджирлик (на которой базируется 50 самолетов). Следует отметить, что США в последние два года активно расширяют сеть аэродромов в регионе, в том числе в Южном Кавказе и на Балканах, которые прямо или опосредованно призваны заменить крупные авиабазы в Турции, которыми пользуются ВВС США, Инджирлик, Конья, Диарбекир и другие. Несомненно, Иран проявит большое внимание данным намерениям и постарается реально отреагировать на это.
В настоящее время, вопрос о создании военной базы в Ливане не поставлен официально, поэтому политические партии и СМИ Ливана не расположены публично обсуждать данный вопрос, который может стать основным предметов споров и причиной усиления напряженности в стране. Но, по признанию, лидера партии "Катаиб" Карима Пагратуни, вопрос о базе все более становится предметом непубличных бесед и обсуждений. По его сведениям, многие христианские партии Ливана, достаточно, позитивно относятся к данным намерениям, хотя и остерегаются открыто заявлять об этом. Например, "Ливанские силы" и группировка генерала Мишеля Ауна позитивно рассматривают данную перспективу. Партия "Катаиб", представляющая маронитскую общину, отрицательно рассматривает данные планы и предрекает возникновение серьезных проблем в ливанском обществе, в связи с этим.
По оценке члена политического Совета партии "Хезболла" Наджив эль-Мусави, "Хезболла" не позволит реализации планов по созданию американской военной базы в Ливане и вообще утверждения американского военного присутствия в стране. По его мнению, данный вопрос использовался президентом Э.Лахуда для введения сложного диалога с США и Францией. Президент Э.Лахуд, по признанию ряда ливанских экспертов, будучи военным и хорошо разбирающийся в военно-технических вопросах, пытается вести сложную игру, рассчитанную на максимальное сохранение позиций Сирии и про-сирийских сил в Ливане, в связи с чем, вопрос о базе является серьезным аргументом в политическом "торге" не только с США, но и с государствами Ближнего Востока. По мнению, другого деятеля шиитской общины Мухаммада Бауюда, в политических кругах Ливана хорошо известно, что сторонником создания американской военной базы в Ливане был покойный экс-премьер Рафик Харири. В настоящее время, такую же позицию занимает созданный им партийно-политический блок "Аль-Мустакбаль". Учитывая то, что блок "Аль-Мустакбаль" составляет простое парламентское большинство, а также, и то, что блок пользуется высокой популярностью в стране, его позиция может явиться важной для обсуждения и принятия решения по военной базе США. Кроме того, "Аль-Мустакбаль" в значительно мере представляет суннитскую общину, что приведет к конфронтации двух "полюсов" в ливанской политической жизни – "Аль-Мустакбаль" - группировка М.Ауна – "Ливанские силы" - "Прогрессивно-социалистическая партия" В.Джумблата и другой "полюс" - "Катаиб" - "Хезболла" - "Амаль" - армянские политические партии. В настоящее время, такой расстановки сил пока, что нет. Но в случае обсуждения вопроса о базе, может сложится именно такой расклад. Новый президент Ливана Сулейман считает, что сейчас совершенно несвоевременно вести речь о создании американской военной базы на территории Ливана.
Понимая сложность процедуры принятия возможного решения по поводу военной базы и проблематичность власти общественной реакции на данный проект, США провели системную, последовательную работу с генералом М.Ауном, "Ливанскими силами", с отдельными лидерами небольших маронитских организаций и главное – с лидерами "Аль-Мустакбаль". Во время двух последних визитов маронитского кардинала Н.Сфейра в Вашингтон, в администрации США его проинформировали по этому вопросу. Представляет интерес, что если во время первого визита кардинала в Вашингтон в 2001 году он не был принят Дж.Бушем, то во время второго визита в 2005 году он был принят президентом США. При этом, кардинал не дал положительного ответа по вопросу о создании американской военной базы в Ливане. Именно вопрос о базе дал повод кардиналу заявить, что христиане Восточного Средиземноморья не должны позволить сделать себя заложниками Запада.
Американские дипломаты, в том числе военные дипломаты, примерно, с апреля – мая 2005 года приступили к многоэтапным контактам с руководителями партии "Хезболла" и организации "Амаль". В контактах с "Хезболла" американцы приняли определенную тактику, включающую "маятниковый" подход от жесткой позиции, до более мягкой. Главным требованием США остается разоружение "Хезболла", как военизированной организации. В связи с этим, представляет значительный интерес одно из предложений США, содержащее терпимое отношение к сохранению вооруженных отрядов "Хезболла". Данное предложение поступило, сначала, президенту Э.Лахуду. Наряду с данной позицией, которую американцы демонстрируют, как относительную, переходную, обусловленную многими моментами, нужно воспринимать, как попытку установления непосредственных, практически, официальных отношений с данной шиитской партией. Одним из предполагаемых условий, которую выдвинули США, является "институционализация" отрядов "Хезболла", то есть превращение их в подобие милиции, которая может иметь региональный, для Ливана, значение, учитывая то, что шииты преимущественно населяют Южный Ливан и другие районы. Пока руководители "Хезболла" категорически отвергают это предложение, но Генсекретарь партии Х.Насралла заявил, что "Хезболла" должна доказать, что никогда не использует оружие в решении внутриливанских проблем. Это можно воспринять на определенный шаг навстречу предложениям США. Вместе с тем, трудно представить, что создание американской военной базы в Ливане в обозримой перспективе станет приемлемым для "Хезболла", а также для небольших радикальных суннитских организаций. Во всяком случае, американцы предпримут попытку договориться с "Хезболла" о сохранении их вооруженных отрядов в обмен на лояльное отношение к военной базе в Ливане.
Турция, несмотря на ухудшение отношений с США, весьма ревностно относится к расширению американского военного базирования в регионах Кавказа, Каспийского моря, Балкан и Ближнего Востока. Поэтому Турция пытается выдвинуть предложения о военном базировании США, с учетом выгодной для себя схемы и регламента. После провала весной 2004 года плана ООН по урегулированию кипрской проблемы, Турция предприняла инициативы по достижению неких договоренностей с США о судьбе Кипра, вернее о турецко-американском (возможно турецко-американско-британском) сотрудничестве на Кипре. Имели место переговоры между внешнеполитическими ведомствами и военными министерствами Турции и США развитии политических процессах на Северном Кипре. Турция предлагает США согласовать политику в отношении кипрской проблемы в целом и Турецкой республики Северного Кипра. Турция предлагает США заморозить процесс урегулирования на Кипре, который вошел в тупик и со временем признать суверенитет ТРСК, путем выдвижения соответствующей инициативы в ООН. Администрация США оказалась близка к пониманию и принятию данных предложений, но принимает во внимание, что данные предложения следует согласовать с Грецией и с греческим лобби в Сенате и Конгрессе. Значительную роль в выдвижении Турцией данных предложений сыграла Великобритания, которая заинтересована в сохранении и утверждении раздела Кипра, в обеих частях которого расположены британские военные базы. Особенно, Великобритания заинтересована в сохранении своей базы в Северной части Кипра. Во время визита премьер-министра Великобритании Т.Блэра в Турцию в мае 2004 года данные предложения Турции, фактически, были согласованы с Великобританией. (В преддверии попыток Великобритании улучшить отношения с Турцией британский посол в Армении высказалась относительно геноцида армян 1915 года, выразив сомнения в том, что геноцид действительно имел место). В рамках данных предложений Турция предполагает значительное увеличение численности турецких войск на Кипре, при усилении авиационной и бронетанковой составляющей данной группировки. Турция стремится присвоить данной группировке, имеющей возможности развернутой армии, статус экспедиционного корпуса. Имеются данные, что США предварительно согласились с данным предложением и встали перед проблемой проведения соответствующих консультации с правительствами государств-членов НАТО. Следует отметить, что в Европе сложились благоприятные предпосылки для признания суверенитета ТРСК. Данные предложения соответствуют интересам США и Великобритании, которые стремятся усилить милитаризацию Кипра, расширением британских военных баз и размещением в Северном Кипре авиабазы для постоянного базирования двух эскадрилий прифронтовой авиации и транзитного базирования транспортной авиации. Это может быть связано с передислокацией авиабазы в Инджирлике. Если данные предложения будут реализованы, скорее всего, американцы удовлетворятся использованием одновременно двух британских баз в обеих частях острова, тем самым, взяв на себя частично ответственности за безопасность на острове. По мнению американских специалистов, возможно, Турция преследует цель предпринять военно-политический шантаж Европейскому союзу, для которого вопрос размещения столь значительного турецкого контингента на своих границах (после включения Республики Кипра в состав Евросоюза). Данные предложения Турции призваны привести к некоторому урегулированию американско-турецких отношений и создать новый фактор давления в Восточном Средиземноморье. ( В связи с этим, следует отметить информацию военных экспертов Великобритании, что в случае ослабления НАТО, Великобритания должна быть готова усилить свое военно-морское присутствие в Средиземном море). Тем не менее, в Вашингтоне мало, кто верит в возможность восстановления отношений с Турцией на прежнем стратегическом уровне. Турция, пытается одновременно избавится от американских баз на своей территории и сохранить некоторый контроль над американским военным базированием на Кипре. В случае, если США и Великобритания одобрять усиление турецкой военной группировки на Кипре, то Греция вынуждена будет согласиться с постоянным базированием на острове американской боевой авиации. Весной 2005 года турецко-американские переговоры по проблеме Кипра имели место в Вашингтоне и в Анкаре. Имеются сведения о том, что данные переговоры, пока, не привели к ощутимым результатам. По мнению британских экспертов, которые на протяжении многих лет занимающихся кипрской проблемой, ни США, ни Турция на определенном этапе переговоров перестали проявлять должный интерес по данному вопросу. Военно-политические разработчики США и Турции сходятся во мнении, что принципиальная ставка США на создание крупного объекта авиационного базирования на Кипре не оправдано. Это соответствует интересам Великобритании, которая заинтересована в использовании США двух ее баз – на Севере и Юге Кипра. Это, также, соответствует концепции США по развитию сети небольших баз в регионах. Вместе с тем, США все более понимают, что даже комплиментарные предложения Турции связаны со значительной долей ненадежности данной страны, как военного и политического партнера.
Следует принять во внимание то, что, несмотря на известную идею демонстрации Турции, как "примера" секуляризма для исламских государств, США имеют вполне определенные намерения дистанцировать Турцию от Ближнего Востока, как "стержня" арабского мира. Однако, это не означает для США рассмотрение Турции, как вполне европейского государства, а скорее, как изолированное государство, не имеющего тесные военно-политические отношения и обязательства, как Европе, так и в Евразии и на Ближнем Востоке.
Игорь Мурадян, Институт геополитики и геоэкономики, Армения. Источник: www.warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|