В марте 2003 года Вашингтон начал военную операцию «Свобода Ираку». В ней участвовали также союзники США по НАТО, в частности, Великобритания, Германия, Голландия. К акции привлекли и два спецбатальона радиационной и химической разведки — немецкий и чешский. Именно командир чехов впервые рассказал мне о том, что тщательно скрывало командование коалиционных войск: в иракской кампании активно участвуют польские спецназовцы из отряда ГРОМ. Чем я так расположил к себе чешского майора, не знаю до сих пор.
Информация требовала проверки. Тем более что сами поляки всячески отрицали присутствие своих подразделений на иракском фронте. Стал осторожно расспрашивать западных коллег, особенно тех, кому американцы или британцы разрешили находиться непосредственно в войсках. Но ничего конкретного о польском спецназе никто не слышал. Говорили только, что какая-то восточноевропейская часть воюет вместе с англичанами вблизи Басры на юге Ирака, в районе порта Умм-Каср.
И снова помог случай. Знакомый английский офицер связи, узнав о моём желании добраться до иракского порта, вызвался мне помочь. То есть обойти правило, согласно которому разрешение на присутствие журналистов в боевых порядках выдавали американцы и в основном только представителям своих СМИ. Те журналисты, кто на свой страх и риск прорывался на фронт, серьёзно рисковали. Так погибли английские телевизионщики, которые возвращались в Кувейт со стороны Ирака. Их белый джип, на котором не было никаких знаков, извещавших, что в машине пресса, расстреляли британские военные, приняв за противника. До порта Умм-Каср примерно двести с лишним километров. Чем ближе мы подъезжали к нему, тем гуще становился чёрный дым, застилавший весь горизонт, и сильнее непрерывный гул. Это горели нефтяные поля в районе Басры. Подъехав к порту, мой провожатый вышел из машины, предупредив, чтобы я оставался в кабине и ни с кем не разговаривал. Иначе любой патруль, узнав, что я, российский журналист, без разрешения попал в зону боевых действий, мог меня арестовать. Неприятности, понятно, ожидали бы и доставившего меня британского офицера.
К счастью, он вскоре вернулся, и мы вновь тронулись в путь. Проехали ещё километров десять и увидели палаточный лагерь, окружённый рядами колючей проволоки. Над ним развевался... польский флаг. Из ворот как раз выезжала колонна «хаммеров» песочного цвета. Указав на неё, мой благодетель сказал: «Поляки на задание поехали. Но не советую сейчас соваться к ним. Тут же загремишь в военную полицию. И только Аллах ведает, как выберешься оттуда». Сделав несколько снимков польской колонны, я уже потирал руки — нашёл сенсацию. Но меня опередили коллеги из агентства Рейтер. Пока я добирался до Кувейта, они опубликовали в местных СМИ фотографии польских бойцов в Умм-Касре.
Буквально через несколько дней тогдашний министр обороны Польши Ежи Шмайдзинский был вынужден заявить, что отборная группа спецназа ГРОМ принимала участие в ударах по Умм-Касру на юге Ирака и в районе Персидского залива. Однако отказался сообщить какие-нибудь подробности о действиях польского спецназа в войне против Ирака.
Уже после окончания войны в Ираке стало известно, что Польша направила в этот регион 200 военнослужащих. Пятьдесят шесть спецназовцев из этого контингента помогали очищать порт Умм-Каср и нефтяные терминалы от мин. Но главная их боевая операция — участие в захвате и обороне дамбы Мукараут, взрыв которой угрожал бы затоплением всему Багдаду. В польских СМИ появилась также информация, что ещё одна группа «громовцев» действовала в пригородах Багдада совместно с американской «Дельтой» и британской SAS задолго до подхода основных сил. Однако подробности польского участия в той акции до сих пор засекречены. Как и не так давно проведённая ГРОМ операция по освобождению из плена польских инженеров в Анголе.
Польский спецназ всегда отличался профессиональными и жёсткими методами, которые испытали на себе не только местные мафиози, но и зарубежные преступники. Эти элитные подразделения были созданы в Польше относительно недавно, хотя в 70—80-х годах прошлого века в стране действовало несколько специальных отрядов, предназначенных для решения либо чисто военных задач, либо антитеррористических. Впервые создать новое секретное военное подразделение для борьбы с терроризмом и другими нетрадиционными угрозами генерал Эдвин Розлубирски предложил после захвата посольства ПНР в Берне польскими диссидентами в 1982 году. Но это предложение с ходу отвергло армейское командование.
Однако ситуация стала обостряться в конце 1980-х годов, когда началась массовая эмиграция евреев из СССР в Израиль. Испугавшись угроз исламских экстремистов, выступающих против нарастания иммиграции в Израиль, многие западноевропейские страны решили отказаться от транзита через свою территорию евреев в Святую землю. Только Польша оказывала реальную помощь в организации операции, позднее получившей название «Операция «Мост».
Это вызвало в буквальном смысле кровавую реакцию со стороны арабских террористов. Двух польских дипломатов застрелили в Бейруте. Чтобы обеспечить безопасность диппредставительства Польши, туда направили подполковника спецслужб Славомира Петелицкого. Пообщавшись с ливанскими коллегами и с некоторыми агентами польской разведки на Ближнем Востоке, он, вернувшись в Польшу, представил план создания специального подразделения в структуре минобороны, которое призвано защищать польских граждан в ситуациях, аналогичных ливанской.
На этот раз идею восприняли положительно, и 8 июля 1990 года появилась новая войсковая часть № 2305 под названием GROM — группа оперативного реагирования, а Петелицкий и стал её первым командиром. Подполковник собрал вокруг себя группу единомышленников и офицеров-профессионалов. По их предложению вводилась практика отбора кандидатов из профессиональных солдат, служащих в уже существующих специальных подразделениях. Отбор был настолько жёстким, что из первой партии новобранцев в 400 человек только небольшой группе из 47 бойцов удалось пройти психологические тесты и обучение на основе опыта британского спецназа SAS. Затем началась девятимесячная спецподготовка.
Вначале ГРОМ, как и советский «Вымпел», был особо засекречен, о нём не знали даже некоторые члены правительства. Впервые пресса упомянула о нём в 1992 году, когда бойцы отряда начали задерживать главных мафиози Польши. Первыми под удар попали криминальный авторитет Вацлав Вронский и четверо его охранников. Потом настал черёд и других преступников.
Позже бойцы ГРОМ обеспечивали безопасность папы Иоанна Павла II в ходе его визита в Польшу в 1995 году. В 1994 году одна из групп отряда направляется на Гаити для помощи американцам в проведении военной операции. Пятьдесят пять «громовцев» совместно с бойцами 3-й группы специальных операций США отвечали на острове за безопасность нескольких высших чиновников, в том числе Генсека ООН Бутроса Бутрос-Гали и министра обороны США Уильяма Перри. Во время одной боевой операции они штурмом взяли здание, где боевики удерживали в заложниках мальчика. Ребёнка освободили. У спецназовцев обошлось без потерь.
Уровень профессионализма поляков настолько впечатлил коллег из США, что Белый дом принял решение наградить их командира армейской Медалью Почёта. Это был первый случай в американской истории, когда столь высокой наградой отметили иностранное подразделение.
Затем 50 бойцов ГРОМ в конце 1990-х годов командировали в Боснию. Там они поддерживали польский батальон и предотвращали выступления местных националистов, подозреваемых в военных преступлениях 1998 года. Арестовали военного преступника Докмановича, известного также как Вуковарский мясник. При аресте его охрана оказала сопротивление, несколько телохранителей уничтожили. Кроме этой операции было ещё несколько, которые проводились на территории бывшей Югославии.
В 2000 году бойцы группы проводят несколько операций в Косово. Самой удачной из них считается ликвидация в течение 15 минут пяти албанских боевиков в одной из деревень. В 2001 году «громовцев» с горной подготовкой направили в Афганистан якобы для охраны VIP-персон. На деле же они участвовали в крупных войсковых операциях, в частности, в штурме мощной базы талибов Тора-Бора. А в начале 2002 года в операции «Анаконда», которую проводили американцы.
Кандидаты в отряд, как правило, набираются в 1-м полку спецназначения или в подразделении боевых пловцов ВМС Польши — GSP. Реже из воздушно-десантных войск или полицейских спецподразделений. Требования к ним довольно высокие. Например, обязательно высшее образование и владение как минимум одним иностранным языком. В процессе обучения боец изучает ещё один. Перед поступлением в отряд кандидаты проходят ряд жёстких отборочных психологических и физических тестов. Прошедшие их — а от общего количества претендентов в ходе тестирования остаётся не более 15 процентов — приступают к обучению, которое длится почти три года. Многие спецназовцы старше 30 лет, есть бойцы, которым больше сорока. В немногих спецподразделениях мира служат такие бойцы-долгожители. Однако на уровне подготовки и качестве выполнения боевых задач возраст спецназовцев не сказывается.
В ходе подготовки они учатся действовать в горах и под водой, десантироваться с большой и сверхмалой высоты с парашютом, минно-подрывному делу, вести специальную разведку и проводить налёты на укреплённые объекты и штабы противника. Особое внимание уделяется операциям по освобождению заложников и организации охраны и обороны особо важных стратегических объектов. В программу подготовки входят и задачи по личной охране VIP-персон. Обучение проходит под боевым огнём — для выработки психологической устойчивости.
Общая численность отряда составляет примерно 250—300 человек, включая женщин. Он состоит из четырёх групп, у каждой из которых своя чёткая специализация. Так, например, одна из групп предназначена для борьбы с терроризмом. Другая обучена действовать в горах и труднодоступной местности. Третья — боевые пловцы, а четвёртая специализируется на десантировании как с больших, так и со сверхмалых высот.
Особо надо отметить группу боевых пловцов, которая называется «Подразделение специальных плавсредств». В отряде ГРОМ они выполняют особые задачи, умеют захватывать суда и нефтяные платформы с использованием как быстроходных плавсредств и снаряжения для дайвинга, так и парашютов и снаряжения для спуска с борта вертолёта. Такие же боевые пловцы есть и в составе ВМС Польши. Они действуют в отряде под названием «Формоза». Отряд сильно засекречен. Известно только, что он принимал участие в операциях в Персидском заливе.
У всех групп есть боевой опыт. Так, например, специалисты по парашютному десантированию действовали в Афганистане и Ираке. Кроме того, по информации, полученной из неофициальных источников, они же занимались подготовкой курдов перед последним вторжением американцев и англичан в Ирак.
Следует признать, что в истории польского спецназа есть и чёрные страницы. Например, в результате плохой и непрофессиональной подготовки во время проведения антитеррористической операции 6 марта 2003 года двое спецназовцев погибли и 17 получили ранения.
Варшава не жалеет денег на оснащение своего главного антитеррористического подразделения. Сегодня ГРОМ располагает самыми современными образцами спецтехники и вооружения, в чём не уступает лучшим иностранным спецподразделениям.
Стандартным короткоствольным оружием в группе служат девятимиллиметровые пистолеты Glock 17 и Walther P-99. Для операций, которые ведутся малыми группами или подразделениями на короткой дистанции, фактически на грани рукопашного боя, часто в замкнутых пространствах, бойцы используют немецкие пистолеты-пулемёты Heckler & Koch MP-5 или их аналог турецкого производства MKEK. Также спецназовцы используют модифицированные варианты Heckler & Koch MP-5 A3 и А5 со складывающимся прикладом, а также MP-5 SD6 с интегрированным глушителем. На вооружении подразделения, кроме того, есть и автоматическое оружие отечественного производства Glauberyt PM-84 P/98.
Говоря о более мощном оружии, следует упомянуть штурмовую винтовку G-36, а также её укороченную версию — карабин G-36 KA1 с оптическим прицелом и с магазином на 100 патронов калибра 5,56 миллиметра.
Большое внимание уделяется вооружению снайперской команды. В основном это финские снайперские винтовки Sako TRG-21 и TRG-22 7.62 x51 mm NATO (308 Winchester) и TRG-42 (338 Lapua Magnum). В арсенале группы остаётся и ветеран — 7,62-миллиметровая СВД ещё советского производства. Спецназ вооружён также мощным 7,62-миллиметровым пулемётом Калашникова ПКМ, а также 40-миллиметровым ручным немецким гранатомётом HK69 A1 с телескопическим выдвижным прикладом.
Для оперативной переброски боевых групп на большие расстояния или для проникновения в здания с воздуха используются вертолёты Ми-8, Pzl Kania и Pzl W-3 Sokol. По тревожному сигналу вся команда должна быть готова к действиям через один час. Дежурное подразделение обязано покинуть базу, которая находится в пригороде Варшавы Шчесливице, в течение не более 15 минут после тревоги, независимо от того, день это или ночь.
ГРОМ за свою недолгую историю смог встать в один ряд с аналогичными боевыми подразделениями разных стран мира. Один из бывших командиров отряда Мариан Савинский как-то сказал: «Мои ребята проявили себя с лучшей стороны в сложных условиях. Я по праву горжусь ими. За более чем десятилетнюю историю существования ГРОМ стал грозной силой, с которой придётся считаться любому противнику».
Поэтому неудивительно, что в январе 2009 года военные руководители Варшавы, Парижа и Берлина приняли решение создать за четыре года общий спецназ в количестве до двух тысяч бойцов под названием «Веймар-ЕС». Главенствующая роль будет отдана Польше. Германия и Франция призваны только поддерживать евроспецназ. Кроме того, Польша уже участвует в другом оперативном соединении, в которое входят Латвия, Литва, Германия и Словакия. Источник: itar-tass.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3
Рейтинг поста:
>> "В марте 2003 года Вашингтон начал военную операцию «Свобода Ираку». В ней участвовали также союзники США по НАТО, в частности, Великобритания, Германия, Голландия".
Насколько мне известно, Германия не принимала участия в военных операциях в Ираке. Как позже и в Ливии.
от virginiya100 На счёт Ирака не знаю, а вот в Ливии немцы помогали союзникам: Бундесвер помог НАТО с выбором целей авиаударов в Ливии
А - нет, нашла: НЕМЦЫ В ИРАКЕ И ДРУГИХ РЕГИОНАХ Так шта... Зрим в корень: В ноябре 2003 г. министр обороны выступил с очередным предложением, предусматривающим возможность разрешения добровольного участия в операциях бундесвера за рубежом немецких солдат, призванных на срочную 9-месячную службу. .