В связи со значительной сложностью и чрезвычайно высокой стоимостью атомные крейсеры имелись лишь в составе ВМС двух сверхдержав — Советского Союза и США. И если, атомные субмарины и авианосцы ни у кого не вызывают сомнений в собственной боевой эффективности, то с атомными крейсерами все намного сложнее. До сих пор ведутся дискуссии о необходимости ядерных силовых установок для надводных неавианесущих кораблей.
Атомные подводные лодки стали действительно «подводными», а не «ныряющими» лодками. Применение ядерных силовых установок позволило субмаринам 90% своего времени в боевом походе находиться в подводном положении. Разумеется, это резко повысило скрытность и защищенность подводных лодок.
С атомными авианосцами сложилась несколько парадоксальная ситуация. Не секрет, что классические ударные авианосцы ВМС США оснащаются стартовыми паровыми катапультами. Применение паровых катапульт способствует увеличению взлетного веса самолетов (а следовательно и боевой нагрузки) и обеспечивает уверенный взлет в любых погодных условиях (это очень важный момент – например, авиагруппа российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» не может выполнять полеты в северных широтах в зимний период из-за обледенения носового трамплина).
Но паровым катапультам требуется огромное количество водяного пара - и это было главным препятствием для разработчиков катапульт. При интенсивных полетах расход водяного пара настолько велик, что авианосец с обычной силовой установкой резко замедляет ход вплоть до полной остановки. Появление ядерных реакторов и их непременных спутников - мощных паропроизводящих установок – позволило радикально решить проблему. Теперь пару хватало всем – и летчикам, и морякам. Только ядерная силовая установка способна обеспечить авианосец необходимым количеством пара. Собственно, именно это стало причиной появления ЯСУ на авианосцах, а не пресловутая «неограниченная дальность хода».
Первый атомный авианосец «Энтерпрайз» смог обеспечить 160 самолетовылетов в день, тогда как его неатомные коллеги серий «Форрестолл» и «Китти Хоук» - не более 100. Все это говорило о несомненной необходимости ЯСУ для авианесущих кораблей.
Атомные крейсеры
В годы Второй Мировой, когда морские сражения происходили на огромных пространствах Атлантики и Тихого океана, все американские эсминцы, например, типа «Гиринг» или типа «Форрест Шерман», рассчитывались на океанскую дальность хода 4500 - 5000 морских миль при скорости хода 20 узлов (для примера: советский ракетный крейсер пр. 58 «Грозный», 1960-й год, имел дальность экономического хода 3500 миль). Но, по-прежнему, самой насущной проблемой эскадренных миноносцев была их малая автономность.
Именно поэтому, когда в послевоенные годы встал вопрос о внедрении атомных силовых установок на надводных кораблях, первыми были рассмотрены проекты атомных эсминцев.
Расчёты показывали, что применение комбинированной котлотурбинной и газотурбинной установки COSAG позволяло получить дальность 6000 миль. Недостатком этого варианта была сложность двигательной установки и необходимость применения сразу двух видов топлива, так как газовая турбина не могла работать на бункерной нефти.
В виду всего вышеперечисленного, в августе 1953 года специалисты ВМС начали разработку проекта атомного эсминца DDN. Однако вскоре выяснился неприятный момент – даже применение самого мощного на тот момент, перспективного реактора типа SAR (Submarine Advanced Reactor) не может решить проблему с силовой установкой эсминца. SAR обеспечивал на валу 17 000 л.с., тогда как эсминцу требовалось не менее 60 000 л.с. Для получения необходимой мощности требовалось 4 реактора, суммарным весом 3000 т, что превышало стандартное водоизмещение эсминца типа «Форрест Шерман». Уже в сентябре проект был закрыт.
17 августа 1954 года начальником штаба ВМС США стал адмирал Арли Берк, получивший солидный опыт командования эсминцами во время Второй Мировой. На следующий день после вступления в должность он послал в Бюро кораблестроения запрос о возможности установки ядерного реактора на эсминце, крейсере и авианосце. Ответ по эсминцу был отрицательным. Минимальное полное водоизмещение корабля с атомной силовой установкой было оценено в 8500 т.
Активным сторонником атомных эсминцев был контр-адмирал Джон Дэниэл, занимавший должность командующего атлантическими миноносными силами. Он посылал Бёрку еженедельные доклады, склоняя его на свою сторону. Его поддерживал легендарный Хайман Д. Риковер, начавший в своем ведомстве разработку лёгкого реактора D1G. И хотя создать реактор для 4000-тонного эсминца не удалось, результатом этих разработок стал реактор D2G, установленный на всех последующих американских атомных фрегатах.
В 1957 году началось параллельное проектирование сразу двух атомных кораблей: эсминца DDN (в корпусе и с вооружением эсминца «Форрест Шерман») и фрегата DLGN (в корпусе и с вооружением эскортного крейсера УРО типа «Леги», водоизмещением 6000 тонн).
Для атомного эсминца была предложена следующая схема силовой установки: при стандартном водоизмещении 3500 тонн, корабль оснащался одним реактором типа SAR, обеспечивающим неограниченную дальность плавания 20-узловым ходом. В режиме полного хода задействовались 6 газовых турбин мощностью 7000 л.с. каждая, обеспечивающих ход в 30 узлов при дальности плавания 1000 миль (подобная схема применяется на современных российских тяжелых атомных крейсерах).
В дальнейшем проект DDN был прекращён как неосуществимый, а проект DLGN лег в основу легкого атомного крейсера «Бейнбридж» (DLGN-25, в дальнейшем - CGN-25).
Стоимость постройки «Бэйнбриджа» оценивалась в 108 млн. долларов, хотя в процессе строительства сумма увеличилась еще в полтора раза, достигнув значения 160 млн. долларов. (для сравнения: стоимость постройки эскортных крейсеров типа «Леги», идентичных «Бэйнбриджу» по размерам, конструкции и вооружению, составляла 49 млн. долларов)
USS Bainbridge
К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг-Бич» (CGN-9) в американцы приступили в 1955 году. Предполагалось создать эскортный ракетный крейсер для взаимодействия с атомным авианосцем «Энтерпрайз». Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на основе реактора типа S5W, применявшегося на первых атомных подводных лодках. Ввиду постоянного недостатка мощности, на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес ЯСУ оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. В результате крейсер резко увеличился в размерах, а его полное водоизмещение достигло 18 тысяч тонн. Несмотря на мощное вооружение и долгую безаварийную службу, «Лонг Бич» остался единственным кораблем своего типа, «белым слоном» американского флота.
Блатной крейсер
Учитывая запредельные цены проектов и проблемы, с которыми столкнулись американские моряки при создании первых атомных крейсеров, легко понять их реакцию на предложение Конгресса построить еще один крейсер с ЯСУ. Моряки отшатнулись от этой идеи, как от прокаженной, хотя американское общественное мнение хотело видеть в составе ВМС новые атомные корабли, олицетворявшие в те годы военную мощь флота. В итоге по инициативе Конгресса были выделены средства и 27 мая 1967 года ВМС США получили третий по счету атомный крейсер. Удивительный случай, ведь обычно все происходит с точностью до наоборот – командование военно-морских сил клянчит у конгрессменов деньги под новый проект супероружия.
USS Truxtun
Атомный крейсер «Тракстан» (CGN-35) технически представлял собой копию легких эскортных крейсеров УРО типа «Белкнап» с однотипными электронными системами и вооружением. «Тракстан», стандартное водоизмещение которого было чуть более 8000 тонн, стал самым маленьким в мире крейсером с ЯСУ.
Новое поколение
Атомный авианосец «Энтерпрайз» напугал весь мир, став головной болью для советских адмиралов. Но, несмотря на отличные боевые качества, он напугал своих создателей непомерной ценой. Еще бы, в движение его приводили 8 ядерных реакторов! Поэтому в 60-е годы американцы предпочли построить свои последние 4 авианосца типа «Китти Хоук» с обычной силовой установкой.
И все же, по результатам войны во Вьетнаме, американским морякам пришлось вновь вернуться к авианосцам с ЯСУ – как мы уже говорили, только мощная атомная паропроизводящая установка может обеспечить катапульты необходимым количеством пара. ВМС США настолько разочаровались в «Китти Хоуках», что даже последний корабль серии – «Джон Ф. Кеннеди» планировалось модернизировать, установив на нем ЯСУ.
22 июня 1968 года был заложен новый авианосец «Честер У. Нимиц», оснащенный 2 ядерными реакторами «Вестингауз» А4W. Головной корабль в серии из 10 ударных авианосцев. Новому кораблю понадобился новый эскорт. Усиливающаяся мощь ВМФ СССР заставила забыть о стоимости кораблей и вновь тема атомных крейсеров стала актуальной.
Первые два атомных крейсера были заложены по проекту «Калифорния» в начале 70-х годов. «Калифорния» (CGN-56) и “Южная Каролина» (CGN-57) оснащались двумя однобалочными пусковыми установками Марк-13 (боекомплект 80 зенитных ракет Stadard-1 Medium Range), новыми морскими пятидюймовыми пушками Марк-45, «коробкой» противолодочного комплекса ASROC и вспомогательными системами, в числе которых были установленные в ходе модернизации 20 мм шестиствольные системы «Фаланкс» и ПКР «Гарпун». Для чего я так долго перечислял системы, входящие в комплекс вооружения крейсеров? Как видите, никаких необычных систем вооружения «Калифорния» не несла, необычно высокой была лишь цена маленького крейсера полным водоизмещением 10 000 тонн.
Следующие 4 крейсера были заложены по усовершенствованному проекту «Вирджиния». Корабль «подрос» в размерах – полное водоизмещение увеличилось до 12 000 тонн. «Вирджинии» получили универсальные пусковые установки Марк-26, предназначенные для запуска новой ЗУР Standard-2 всех модификаций, вплоть до «Extended Range» и ПЛУР ASROC. В дальнейшем, на вертолетной площадке были установлены 2 четырехзарядных контейнера ALB (Armoured Launch Box) для запуска КР «Томагавк». Основной упор при проектировании «Вирджиний» делался на развитие электронных средств, боевой информационно-управляющей системы и повышении живучести кораблей.
USS Arkansas CGN-41
В 80-е годы обсуждались проекты модернизации американских атомных крейсеров, но с появлением Иджис-эсминцев типа «Арли Берк», их судьба была окончательно решена - все 9 кораблей с ЯСУ отправились на слом, причем многие из них не прослужили и половину запланированного срока. По сравнению с перспективным Иджис-эсминцем, они имели на порядок большую стоимость эксплуатации, и никакая модернизация не могла и близко приблизить их возможности к возможностям «Арли Берка».
Причины отказа американцев от использования атомных крейсеров
1. Ядерные силовые установки имеют колоссальную стоимость, что еще более усугубляется стоимостью ядерного топлива и его дальнейшей утилизации.
2. ЯСУ по размерам значительно пpевышают обычные ГЭУ. Сосpедоточенные нагpузки и более значительные pазмеpы энеpгетических отсеков тpебуют иного pасположения помещений и существенной перепланировки констpукции коpпуса, что повышает затраты при проектировании корабля. Помимо самого реактора и паропроизводящей установки, ЯСУ в обязательном порядке требуются несколько контуров со своей биологической защитой, фильтрами и целый завод по опреснению забортной воды. Во-первых, бидистиллят жизненно необходим реактору, во-вторых не имеет смысла увеличивать дальность плавания по топливу, если экипаж имеет ограниченные запасы пресной воды.
3. Обслуживание ЯСУ тpебует большего количество личного состава, пpичем более высокой квалификации. Это влечет за собой еще большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.
4. Живучесть атомного крейсера значительно меньше аналогичного крейсера с ГЭУ. Поврежденная газовая турбина и поврежденный контур реактора – принципиально разные вещи.
5. Автономность коpабля по запасам топлива - это явно недостаточно. Существует автономность по пpовизии, по запасным частям и матеpиалам и по боекомплекту. По этим статьям атомный надводный корабль пpеимуществ пеpед неатомным не имеет.
Ввиду всего вышесказанного, постройка классических атомных крейсеров не имеет смысла.
Русский путь
Создается впечатление, что советские генералы придавали значение вещам, мягко говоря, странным. Несмотря на очевидные просчеты американцев, наши моряки долго медитировали, глядя на атомные крейсеры «вероятного противника», и наконец, в 1980 году они их мечта сбылась – в состав ВМФ СССР вошел первый тяжелый атомный ракетный крейсер проекта «Орлан». Всего успели заложить 4 ТАРКРа пр. 1144, каждый из которых нес весь спектр вооружений ВМФ – от гигантских сверхзвуковых ракет с ядерными головными частями до реактивных бомбометов и артиллерийских 130 мм орудий.
Функциональное назначение этих кораблей не ясно до сих пор: для противодействия АУГ намного лучше подходят АПЛ пр. 949А. У лодки больший боекомплект (24 П-700 «Гранит» протии 20 у ТАРКРа пр. 1144) выше скрытность и защищенность, а следовательно и вероятность выполнения задачи. А гонять гигантский 26 000-тонный корабль к берегам Сомали, чтобы пострелять из 130 мм пушки по пиратским лодкам… Как говорится, решение найдено. Остается найти задачу.
Заключение
На 2012 год в США запланирована закладка первых атомных крейсеров по проекту CGN(X). Но не стоит обольщаться, американцы не планируют повторять свои былые ошибки. CGN(X) ничем не похож на крейсер. Это плавучий остров, пусковая платформа водоизмещением 25000 тонн, способная годами находиться в удаленном районе Мирового Океана. Главная и единственная задача – противоракетная оборона. Вооружение – 512 противоракет с кинетической боевой частью.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 359
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
например, авиагруппа российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» не может выполнять полеты в северных широтах в зимний период из-за обледенения носового трамплина).
А по тексту статьи - автор то что хотел сказать? "Петр Великий" с выходом в океан и неограниченной автономностью становится головной болью ВМС США. Задачи то у нас РАЗНЫЕ. Никто же не оспаривает подавляющее преимущество американского флота. А крейсера проекта 1144 это преимущество сильно нивелируют. Один к семи-восьми примерно.