Иранским послом в Москве было сделано сообщение о том, что если Россия предложит Ирану поставку новейших зенитных систем российского производства, то это предложение будет рассмотрено "с удовольствием".
На состоявшейся 20 января встрече с представителями СМИ Махмуд Реза Саджади, являющийся послом Ирана в Москве, заявил, что в его стране не рассчитывают на экстренную поставку ЗРC С-300, так как Россией была возвращена предоплата и выплачена неустойка за сделку, которая так и не состоялась.
Однако посол добавил, что Иран и Россия могут сотрудничать и в других сферах.
Иранский дипломат дал ясно понять, что Тегеран всегда готов к сотрудничеству с Российской Федерацией, пока Россией выражается такая же готовность к партнерству с Ираном.
При этом послом было подчеркнуто, что такие деловые взаимоотношения направлены на то, чтобы обеспечить спокойствие в регионе.
Ранее Иран активно требовал от России выполнения условий контракта, связанных с поставками С-300. Напомним, что контракт на поставку Россией Тегерану ЗРС С-300 стороны подписали в 2008 году. Сумма контракта составила примерно миллиард долларов. Иранской стороной была внесена предоплата, которая составила 167 миллионов долларов. Однако после того как Совет безопасности ООН объявил о введении в отношении Ирана международных санкций, Россией в 2010 году было отказано в поставке С-300.
В русле развития данной темы иранский дипломат сказал, что Тегеран не возражает против возможных предложений со стороны России о поставках вооружений нового поколения, которые он готов рассмотреть. Посол заметил, что будет даже лучше, если Тегеран сосредоточит внимание на будущем.
Военные эксперты в России уверены, что надежды Тегерана в подобном случае абсолютно не оправданны. Член совета при Минобороны России Игорь Коротченко, который также является руководителем Центра, занимающегося анализом торговли оружием в мире, а также главным редактором журнала "Национальная оборона", считает, что на сегодняшний день вообще невозможно говорить о каких-либо переговорах, связанных с поставками вооружений Ирану, так как Россия поддерживает санкции ООН.
Он также сообщил, что ЗРС С-400 в ближайшее время не планируется экспортировать, им также была озвучена официальна позиция Министерства обороны, согласно которой С-400 не будут поставляться в другие страны до тех пор, пока российская армия не будет насыщена данными комплексами.
Желание приобрести современные зенитные ракетные системы уже высказывала Белоруссия, но, по словам эксперта, Минску было сказано, что сначала подобные системы поступят на вооружение российских войск.
Александр Матвеев, независимый военный аналитик, полностью согласен с ним. Он подтвердил, что отсутствуют всякие основания для переговоров о таких поставках, к тому же Москва вообще отказалась от каких-либо поставок ЗРС С-300. Матвеев также напомнил о присоединении России к санкциям, введенным Совбезом ООН в отношении Ирана. В конце разговора он констатировал, что Россией не были сделаны никакие заявления о готовности выйти из этого режима санкций.
Посол Ирана на встрече с корреспондентами подтвердил, что Тегеран намерен снова вести переговоры, касающиеся ядерного вопроса, с группой "пять плюс один", куда входят Совбез ООН и Германия. Об этом говорилось в кулуарных беседах между министром иностранных дел Ирана и представителем ЕС Кэтрин Эштон, проходивших в Вене во время конференции по ситуации в Афганистане.
Ранее Евросоюзом опровергалась любая информация о том, что ведутся с Ираном консультации о намерении возобновить переговоры, связанные с иранской ядерной программой.
По мнению Игоря Коротченко, Тегеран действительно "созрел" для следующего этапа переговоров, так как возникла сложная ситуация, связанная также с наращиванием военно-морских возможностей Соединенных Штатов Америки в данном регионе.
Коротченко сделал заключение о том, что Ираном учитываются сложившиеся обстоятельства, поэтому он заинтересован в переговорах, которые позволят решить сложные моменты, имеющие военные последствия.
Ирану, как предположил Коротченко, будет намного выгоднее, в случае, если ЕС введет нефтяное эмбарго, компенсировать свои убытки путем увеличения экспорта углеводородов в КНР.
По мнению же Александра Матвеева, переговоры Тегерану с "шестеркой" не нужны.
Аналитик считает, что Иран принимает участие в этой игре еще с 2003 года. В случае, когда Тегерану начинают угрожать введением в отношении его жестких санкций, Иран начинает маневрировать. Причем, подобное уже было.
По мнению аналитика, ведение переговоров исключительно ради переговоров является пустым занятием. Он полагает, что Тегеран еще не готов к предложениям западных стран.