Повышение безопасности действующих и строительство новых АЭС, позитивные экономические показатели, развитие атомного флота — эти направления работы госкорпорации «Росатом» специалисты называют среди наиболее успешных в 2011 году. «Как показал 2011 год, российская атомная промышленность сумела выдержать удар, нанесенный по мировой атомной отрасли аварией на японской АЭС „Фукусима“. Подтверждением конкурентоспособности российских ядерных технологий стало официальное открытие атомной станции в Иране, сооружение которой было доведено до конца, несмотря на все политические и технологические сложности», — сказал корр.ИТАР-ТАСС член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Он подчеркнул, что «за минувший год „Росатом“ заключил почти в два раза больше контрактов на строительство АЭС за рубежом, чем в прошлом году /в 2010 году были заказаны 11 блоков, сейчас 21/, имеет контракты на строительство АЭС в Индии, Болгарии, Турции, Армении, Вьетнаме, Бангладеш, Китае». Парламентарий особо отметил, что «после событий в Японии ни один из партнеров не поднимал вопроса об изменении российских проектов АЭС». «Это значит, что заказчики удовлетворены уровнем безопасности российских ядерных технологий», — считает Жамбалнимбуев. Член Совета Федерации добавил, что «госкорпорация активно действует не только на азиатском рынке, хотя на сегодняшний день это является наиболее перспективным направлением, а в 2011 году заключила соглашение на строительство первой АЭС в Белоруссии».
Директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики /ИБРАЭ/ РАН, член-корреспондент РАН Леонид Большов полагает, что «российская атомная отрасль проявила очень большую устойчивость после „Фукусимы“ и на техническом, и на политическом уровнях». «Мы не потеряли ни одного ни внутреннего, ни внешнего контракта. Это означает, что доверие заказчиков в разных странах к российской атомной энергетике оказалось достаточно высоким. И это не политика или демпинг. Это результаты 25-летней работы после Чернобыля по повышению безопасности в разных звеньях, совершенствованию конструкций, предложению заказчику полного пакета, включая обучение, помощь в создании инфраструктуры, финансирование строительства в разных форматах», — сказал ученый. По его оценке, «российская атомная энергетика оказалась устойчивой, достаточно уверенной в себе и смогла это доказать на мировой арене».
«Мы после Чернобыля прошли действительно очень большую дорогу – и в техническом, и в информационном, и финансовом смыслах. Поэтому устойчивость российской атомной энергетики базируется на достаточно прочном фундаменте. Тем не менее, в первые полгода после аварии на „Фукусиме“ были проведены не только стресс-тесты, но и закупка дополнительных насосов и дизель-генераторов для каждой атомной станции. С одной стороны, есть гордость за достигнутое, продемонстрированное всему миру в этом году. С другой стороны, есть понимание, что безопасность – это то, над чем нужно постоянно работать», — уверен Большов.
Специалисты также отмечают стабильность в работе отечественной ядерной отрасли. Так, начальник аналитического отдела ЗАО ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк считает, что проведенные в 2011 году «ввод в строй четвертого блока Калининской АЭС, плановые модернизация и продление сроков эксплуатации трех реакторов, переход на следующий этап строительства еще пяти реакторов в РФ — залог успешного формирования базы для дальнейшего увеличения доли ядерной энергетики в энергобалансе России».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов также отмечает возросшее в 2011 году число зарубежных заказов «Росатома», что, на его взгляд, «говорит о признании в мире первенства РФ в атомной энергетике и подтверждает тот факт, что мы являемся технологическим лидером, проекты АЭС которого максимально эффективны, а главное – безопасны». Эксперт напомнил, что Россия первая после аварии на АЭС в Японии получила новые заказы на строительство АЭС за рубежом.
«Наряду со странами, где после „Фукусимы“ развились „атомные“ фобии, были и страны, где отнеслись к ситуации на японской АЭС с пониманием, беспокойством, сочувствием, но не стали делать поспешных выводов. Это, в первую очередь, ведущие игроки атомной отрасли – Россия, США, Франция, Китай, которые развивают атомную энергетику уже несколько десятилетий и научились отделять зерна от плевел, умеют без ущерба для безопасности вводить в строй новые АЭС и выводить из эксплуатации старые», — сказал Баранов. По его словам, эти государства в 2011 году продолжали развивать атомную энергетику, продолжили создание новых ядерных технологий, подготавливали квалифицированный персонал и делали многое другое. «Но даже среди этой группы стран Россия стоит особняком, потому что итоги работы атомной отрасли в нашей стране в 2011 году оказались лучшими даже среди остальных участников „атомной четверки“, — заявил эксперт.
Он также подчеркнул, что в 2011 году „Росатом“ увеличил выработку электроэнергии на 0,8 проц и снизил объемы выручки от продажи электроэнергии, что свидетельствует о дешевизне ядерной энергии по сравнению с энергией от традиционных энергоносителей.
Баранов добавил, что „Росатом“ в дополнение к созданному ранее Единому центру закупок и действующему Единому отраслевому стандарту закупок ввел систему электронных закупок, что позволяет участвовать в поставках большему числу компаний и снижать цену заказов. „По предварительным подсчетам, экономия от использования конкурсных процедур в 2011 году превысит 23 млрд. рублей“, — сообщил эксперт.
Глава „Росатома“ Сергей Кириенко ранее заявлял, что госкорпорация намерена увеличить совокупную выручку к 2030 году в пять раз — до 75 млрд долларов.
Баранов обратил внимание и на тот факт, что „Росатом“ в 2011 году полностью выполнил государственный оборонный заказ, что „свидетельствует об успешной, высокопрофессиональной и стабильной работе всего ядерного оружейного комплекса“.
Все опрошенные эксперты среди успехов „Росатома“ в 2011 году называли подписанное в сентябре соглашение о сотрудничестве с одним из лидеров мирового машиностроения – группой компаний „Rolls-Royce“. „Это соглашение не только укрепит конкурентные позиции “Росатома» на мировом рынке, но и повысит лояльность иностранных заказчиков к его проектам, позволит получить новые заказы, выйти на новые рынки", — уверен Баранов. «С помощью такого альянса госкорпорация может рассчитывать на укрепление своих позиций в Европе», — считает Жамбалнимбуев. По мнению директора ИБРАЭ Большова, такое сотрудничество привнесет в Россию новую технологическую культуру. «Чем выше уровень технологий, тем это более эффективно и лучше для безопасности. Это хороший тандем, полезный для обеих сторон», — подчеркнул ученый.
По словам специалистов, еще одним достижением «Росатома» в 2011 году стало развитие атомного флота и Северного морского пути /СМП/. «Проведены несколько караванов судов по Северному Морскому пути, в том числе осуществлялись уникальные проводки. Интерес иностранных судовладельцев к этой трассе растет, желающих становится больше, что позволит больше заработать на этом в будущем, поэтому эту деятельность необходимо активно развивать», — сказал Баранов. С ним согласен и Жамбалнимбуев: «Транзитные перевозки по трассам СМП как бизнес — это очень перспективное направление, которое важно развивать». «Вхождение в 2008 году „Росатомфлота“ в „Росатом“ пошло ему на благо. Видно на глазах, как идет развитие – атомные ледоколы получают все большую загрузку, принято решение о строительстве новых. Работа Северного морского пути отражается и на экономике. Морская часть деятельности „Росатома“ явно в этом году порадовала. И видно, что есть перспектива на будущее», — подчеркнул Большов.
По его оценке, «набирает обороты» и ядерная медицина. «Поскольку во всем мире радиационная медицина – эта хороший бизнес, то я надеюсь, что уже в следующем году он начнет приносить и России хорошие дивиденды», — отметил директор ИБРАЭ.
Ученый уверен, что для атомной отрасли главным приоритетом на будущее останется повышение безопасности. «В этом году „Фукусима“ была испытанием для атомной отрасли и России, и мира. Причем еще более серьезным, нежели Чернобыль. Из этих уроков мы извлекли самое важное – к безопасности необходимо относиться серьезно», — подчеркнул специалист. Он констатировал, что после «Фукусимы» выявилось «отсутствие достаточной системной работы по повышению уровня компетентности аварийных центров и возможности быстрого анализа ситуации – над всем этим еще надо работать. Можно развивать потенциал росатомовских предприятий в этом плане», — пожелал Большов. Источник: http://sdelanounas.ru.
Рейтинг публикации:
|