Журналисты Би-би-си провели расследование возможности незаконного проникновения в Великобританию на поездах Eurostar. Схема ее такова: пассажир покупает билет из бельгийского Брюсселя до французского Лилля, чтобы не проходить пограничный досмотр при посадке, так как обе страны находятся в Шенгенской зоне, но в итоге едет до Великобритании, поскольку в самих поездах и на выходе из них никаких проверок не проводится.
Изъян в правилах, который получил образное название "лилльской дыры", образовался в результате оптимизации процедуры пограничных проверок по договоренности между сторонами и оператором поездов-экспрессов. Впервые о возможности злоупотребления этим каналом для незаконного проникновения в Британию было заявлено еще в 2001 году, однако с тех пор так и не удалось создать надежный заслон для нелегальных мигрантов.
Когда британские пограничники попытались организовать проверки в Бельгии, бельгийские коллеги настойчиво попросили их не устанавливать свои порядки на чужой территории.
В программе были озвучены документы и внутренняя переписка сотрудников Пограничного агентства Соединенного Королевства по поводу "лилльской дыры", а также предоставлено слово министру по иммиграционным делам Дэмиену Грину, который признал осведомленность правительства о данной проблеме и необходимость решения ее на многосторонней основе.
"Это одна из тех вещей, которую британское правительство не может решить самостоятельно. Это должно решаться путем переговоров, и мы этим сейчас занимаемся. Мы тесно взаимодействуем с нашими бельгийскими коллегами и компанией Eurostar, чтобы решить этот вопрос как можно скорее", - заверил министр.
Данная дискуссия стала еще одним витком иммиграционного скандала, который уже более месяца будоражит Великобританию. В ноябре выяснилось, что руководство Пограничного агентства Соединенного Королевства (UKBA) разрешило облегчить этим летом процедуру проверки приезжающих из стран, не входящих в Евросоюз, в аэропорту "Хитроу" и во французском порту Кале, откуда отправляются паромы в Британию. Потенциально это могло привести к проникновению в страну лиц, которые представляли угрозу для ее безопасности.
Позже выяснилось, что пограничные службы в крупнейшем британском порту Дувр проверяли прибывавших из Франции пассажиров на транспорте, зарегистрированном в Великобритании, по той же упрощенной схеме в течение четырех последних лет.
Глава МВД Соединенного Королевства Тереза Мэй заявила, что давала распоряжение несколько упростить процедуру, но на дальнейшие послабления руководство UKBA пошло самостоятельно, не поставив в известность министров.
В результате скандала лишился своей должности руководитель службы по охране границы Пограничного агентства Броуди Кларк, а еще двое высокопоставленных сотрудников ведомства были отстранены от работы на время проведения расследования.