МИД России открыто высказался против строительства Транскаспийского трубопровода
15-09-2011, 11:23 | Политика / Новости политики | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 030)
Официальный представитель МИД России выразил отношении России к решению Совета ЕС по проекту Транскаспийского газопровода.
Как сообщает AZE.az, Совет ЕС утвердил мандат Еврокомиссии на переговоры о соглашении по правовой базе с Азербайджаном и Туркменистаном по Транскаспийскому газопроводу.
Россия выразила протест против этого. Отношение официальной Москвы озвучил пресс-секретарь МИД России Александр Лукашевич.
"МИД России выражает сожаление по поводу этого решения Совета ЕС. Судя по всему, оно принято без учета реально существующей сегодня международно-правовой и геополитической ситуации в Каспийском бассейне.
Как известно, государства «каспийской пятерки» договорились о том, что все основные вопросы деятельности в Каспийском море решаются только самими прибрежными странами. Этот принцип закреплен в политически обязывающей Декларации, подписанной 16 октября 2007 г. главами прикаспийских государств по итогам Второго каспийского саммита в Тегеране. Он подтвержден и в Совместном заявлении президентов по итогам Третьего каспийского саммита в Баку 18 ноября 2010 г.
Очевидно, что планы прокладки магистрального транскаспийского трубопровода в замкнутом водоеме с повышенной сейсмической активностью и большой тектоникой дна относятся как раз к такого рода вопросам. Последствия строительства и эксплуатации ТКГ, тем более любой аварии на нем, могут затронуть все прибрежные государства, а не только те, чьи берега он свяжет. Такой трубопровод – это совершенно новое качество, иное по масштабам и потенциальным рискам сооружение, несопоставимое с необходимыми при добыче минеральных ресурсов на дне технологическими трубопроводами от месторождений к берегу, которые существуют в Каспийском море. Насколько нам известно, для Евросоюза это тоже первый подобный опыт, и мы удивлены, что его предполагается «поставить» именно на Каспии, на берега которого ни одно из государств Евросоюза не выходит.
В отношении Каспийского моря сегодня действует выработанная многолетними усилиями прикаспийских государств система договоренностей и механизмов взаимодействия. Попытки вмешательства в каспийские дела извне, тем более по вопросам, являющимся чувствительными для членов «каспийской пятерки», способны весьма серьезно осложнить ситуацию в этом регионе, отрицательно сказаться на ведущихся пятисторонних переговорах по новому правовому статусу Каспийского моря. Решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств.
Рассчитываем, что Совет Евросоюза с должным вниманием отнесется к позиции России и других государств-участников «каспийской пятерки» и воздержится от действий, не согласованных в соответствующем формате", - отметил официальный представитель МИД России.
Проект газопровода "Набукко" предполагает поставки газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС. Начало строительства трубопровода протяженностью 3900 километров намечено на 2013 год, первые поставки по нему ожидаются в 2017 году. Максимальная мощность трубопровода составит 31 миллиард кубических метров в год.
Для строительства трубопровода Nabucco, который будет доставлять каспийский природный газ в Центральную Европу через Турцию и Балканы, создан консорциум Nabucco Gas Pipeline İnternational GmbH. В настоящее время в консорциум Nabucco Gas Pipeline International Ltd. входят: OMV (Австрия), MOL (Венгрия), Transgaz (Румыния), Bulgargaz (Болгария), BOTAS (Турция), RWE Gas Midstream (Германия).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: VP (15 сентября 2011 13:33) Статус: |
Россия в союзе с Ираном препятствует строительству Транскаспийского трубопровода
Взгляд - Намерения Евросоюза построить газопровод на дне Каспийского моря встретили открытое сопротивление России в союзе с Ираном. Обе страны используют тот же аргумент, к которому апеллировали противники российского «Северного потока» на Балтике: экологию.
На самом деле Россия стремится не допустить появления влиятельного конкурента.
Россия и Иран выступают против строительства любых газопроводов по дну Каспийского моря, заботясь об окружающей среде, морских ресурсах и опасаясь возможных загрязнений. Об этом заявили министр нефти Ирана Рустам Касеми и министр энергетики РФ Сергей Шматко по итогам российско-иранской межправкомиссии в Тегеране.
«Мы обсуждали с Ираном проект по сотрудничеству в нефтяной сфере и в газовой. У нас с Ираном единая позиция по развитию Каспийского бассейна», – заявил Шматко. «Кроме того, министр нефти Ирана высказался однозначно, что любые инфраструктурные проекты в Каспийском бассейне должны получать серьезную экологическую экспертизу», – добавил российский министр.
Заявление Шматко является своеобразным ответом на то, что ЕС в понедельник одобрил мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского трубопровода.
Позиция Ирана и России фактически делает невозможным строительство этого газопровода из Туркмении в Азербайджан, призванного поставить туркменский газ в газопровод Nabucco, лоббируемый Евросоюзом для поставок газа в обход России.
Транскаспийский трубопровод должен стать частью Южного коридора, который предусматривает поставки газа из бывших республик СССР в Центральной Азии, а также, вероятно, из Северного Ирака и Северной Африки. Сейчас Россия осуществляет четверть всех газовых поставок в Евросоюз, при этом семь стран ЕС почти независимы от российского газа.
«Транскаспийский газопровод – важнейший проект Южного транспортного коридора по доставке газа в Европу из новых источников. Мы намерены завершить его как можно скорее», – пугает Россию член Еврокомиссии по энергетике Гюнтер Эттингер. Евросоюз впервые предлагает договор по инфраструктурному проекту, говорят в ЕС. Правда, этот договор будет заключен после одобрения всеми 27 государствами – членами ЕС.
Ко всему прочему, на прошлой неделе французская Total обнаружила крупное месторождение газа в азербайджанской части Каспийского моря. По предварительным оценкам, потенциальные запасы месторождения на блоке Абшерон составляют несколько миллиардов кубометров газа и газового конденсата. Открытие этого месторождения, как считают некоторые эксперты, может ускорить развитие Nabucco и других трубопроводов из Каспийского региона для экспорта газа в Европу в качестве альтернативы российскому газу.
В свою очередь недавно нефтяные министры Ирана, Ирака и Сирии подписали меморандум о взаимопонимании о строительстве газопровода с крупнейшего в мире газового месторождения Южный Парс в Европу. Газопровод протяженностью 5 тыс. км и стоимостью 10 млрд долларов планируется проложить через территорию Ирана, Сирии, Ливана и Средиземноморского региона.
Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» напоминает, что главная проблема для всех каспийских проектов – это правовое деление Каспия. В советские времена акватория Каспия была поделена между двумя государствами: СССР и Ираном. После распада Советского Союза территориальные права на Каспий предъявили новые прибрежные государства: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. Уже на протяжении многих лет «пятерка» ведет переговоры о выработке нового правого статуса Каспия, пытаясь сблизить позиции и прийти к согласию по взаимоприемлемым принципам разграничения на Каспии.
«Разговоры о строительстве газопровода по дну Каспия Туркменией идут уже не первый год, а воз и ныне там, потому что Каспий еще не поделен. Поэтому изъявление желания построить Транскаспийский газопровод не означает, что страны договорятся об этом в ближайшее время», – считает Виталий Крюков.
«Россия против Транскаспийского газопровода, потому что если Туркмению соединить с Азербайджаном, это даст возможность поставлять туркменский газ на европейский рынок, минуя российскую территорию. Естественно, нам такая конкуренция не нужна, это только ухудшит наши позиции на европейском рынке», – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По его словам, у России есть и юридические основания выступать против строительства инфраструктурных проектов по дну Каспия. «Мы пока не поделили Каспий на секторы, и это означает, что транспортировка энергоносителей через Каспий возможна только танкерами с юридической точки зрения», – замечает Симонов.
По экологии также много вопросов. «Каспий – это не Балтийское море, это закрытая экологическая система, и пока непонятно, как строительство газопровода может повлиять на популяцию осетров. Но если быть честными, можно отбросить экологию, нам эта труба создает дополнительные экономические риски, и все это понимают», – замечает Симонов.
По его словам, Туркмения хочет построить трубопровод, но проект не раз замораживался, так как это может грозить стране и ее партнерам жесткими санкциями со стороны России.
«Иран как бы нам помогает, но у него более хитрая игра. Иран не хочет, чтобы Туркмения построила трубу через Каспий, потому что Иран хочет сам стать хабом на пути транспортировки энергоносителей из Туркмении в Турцию. Этот путь для нас тоже опасен, – объясняет Константин Симонов. – Сейчас Иран находится в режиме санкций и исключен из этого бизнеса. Турция пока не осмеливается покупать у Ирана туркменский газ для транспортировки в Европу».
«США также хотели бы, чтобы туркменский газ попал на рынок Европы, минуя Россию, но при этом они хотели бы убрать и Иран из этой схемы», – добавляет эксперт.
По мнению Симонова, России надо энергичней заявлять о своей позицию по этому вопросу. «Брюссель, Ашхабад и Вашингтон чуть ли не каждую неделю говорят, что вот сейчас начнут строить в Каспии, а Россия помалкивает. Надо четко говорить, что нас это не устраивает, это неприемлемо и что мы будем реагировать жестко, надо предупредить, чтобы потом не обижались», – считает Симонов.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Взгляд - Намерения Евросоюза построить газопровод на дне Каспийского моря встретили открытое сопротивление России в союзе с Ираном. Обе страны используют тот же аргумент, к которому апеллировали противники российского «Северного потока» на Балтике: экологию.
На самом деле Россия стремится не допустить появления влиятельного конкурента.
Россия и Иран выступают против строительства любых газопроводов по дну Каспийского моря, заботясь об окружающей среде, морских ресурсах и опасаясь возможных загрязнений. Об этом заявили министр нефти Ирана Рустам Касеми и министр энергетики РФ Сергей Шматко по итогам российско-иранской межправкомиссии в Тегеране.
«Мы обсуждали с Ираном проект по сотрудничеству в нефтяной сфере и в газовой. У нас с Ираном единая позиция по развитию Каспийского бассейна», – заявил Шматко. «Кроме того, министр нефти Ирана высказался однозначно, что любые инфраструктурные проекты в Каспийском бассейне должны получать серьезную экологическую экспертизу», – добавил российский министр.
Заявление Шматко является своеобразным ответом на то, что ЕС в понедельник одобрил мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского трубопровода.
Позиция Ирана и России фактически делает невозможным строительство этого газопровода из Туркмении в Азербайджан, призванного поставить туркменский газ в газопровод Nabucco, лоббируемый Евросоюзом для поставок газа в обход России.
Транскаспийский трубопровод должен стать частью Южного коридора, который предусматривает поставки газа из бывших республик СССР в Центральной Азии, а также, вероятно, из Северного Ирака и Северной Африки. Сейчас Россия осуществляет четверть всех газовых поставок в Евросоюз, при этом семь стран ЕС почти независимы от российского газа.
«Транскаспийский газопровод – важнейший проект Южного транспортного коридора по доставке газа в Европу из новых источников. Мы намерены завершить его как можно скорее», – пугает Россию член Еврокомиссии по энергетике Гюнтер Эттингер. Евросоюз впервые предлагает договор по инфраструктурному проекту, говорят в ЕС. Правда, этот договор будет заключен после одобрения всеми 27 государствами – членами ЕС.
Ко всему прочему, на прошлой неделе французская Total обнаружила крупное месторождение газа в азербайджанской части Каспийского моря. По предварительным оценкам, потенциальные запасы месторождения на блоке Абшерон составляют несколько миллиардов кубометров газа и газового конденсата. Открытие этого месторождения, как считают некоторые эксперты, может ускорить развитие Nabucco и других трубопроводов из Каспийского региона для экспорта газа в Европу в качестве альтернативы российскому газу.
В свою очередь недавно нефтяные министры Ирана, Ирака и Сирии подписали меморандум о взаимопонимании о строительстве газопровода с крупнейшего в мире газового месторождения Южный Парс в Европу. Газопровод протяженностью 5 тыс. км и стоимостью 10 млрд долларов планируется проложить через территорию Ирана, Сирии, Ливана и Средиземноморского региона.
Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» напоминает, что главная проблема для всех каспийских проектов – это правовое деление Каспия. В советские времена акватория Каспия была поделена между двумя государствами: СССР и Ираном. После распада Советского Союза территориальные права на Каспий предъявили новые прибрежные государства: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. Уже на протяжении многих лет «пятерка» ведет переговоры о выработке нового правого статуса Каспия, пытаясь сблизить позиции и прийти к согласию по взаимоприемлемым принципам разграничения на Каспии.
«Разговоры о строительстве газопровода по дну Каспия Туркменией идут уже не первый год, а воз и ныне там, потому что Каспий еще не поделен. Поэтому изъявление желания построить Транскаспийский газопровод не означает, что страны договорятся об этом в ближайшее время», – считает Виталий Крюков.
«Россия против Транскаспийского газопровода, потому что если Туркмению соединить с Азербайджаном, это даст возможность поставлять туркменский газ на европейский рынок, минуя российскую территорию. Естественно, нам такая конкуренция не нужна, это только ухудшит наши позиции на европейском рынке», – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По его словам, у России есть и юридические основания выступать против строительства инфраструктурных проектов по дну Каспия. «Мы пока не поделили Каспий на секторы, и это означает, что транспортировка энергоносителей через Каспий возможна только танкерами с юридической точки зрения», – замечает Симонов.
По экологии также много вопросов. «Каспий – это не Балтийское море, это закрытая экологическая система, и пока непонятно, как строительство газопровода может повлиять на популяцию осетров. Но если быть честными, можно отбросить экологию, нам эта труба создает дополнительные экономические риски, и все это понимают», – замечает Симонов.
По его словам, Туркмения хочет построить трубопровод, но проект не раз замораживался, так как это может грозить стране и ее партнерам жесткими санкциями со стороны России.
«Иран как бы нам помогает, но у него более хитрая игра. Иран не хочет, чтобы Туркмения построила трубу через Каспий, потому что Иран хочет сам стать хабом на пути транспортировки энергоносителей из Туркмении в Турцию. Этот путь для нас тоже опасен, – объясняет Константин Симонов. – Сейчас Иран находится в режиме санкций и исключен из этого бизнеса. Турция пока не осмеливается покупать у Ирана туркменский газ для транспортировки в Европу».
«США также хотели бы, чтобы туркменский газ попал на рынок Европы, минуя Россию, но при этом они хотели бы убрать и Иран из этой схемы», – добавляет эксперт.
По мнению Симонова, России надо энергичней заявлять о своей позицию по этому вопросу. «Брюссель, Ашхабад и Вашингтон чуть ли не каждую неделю говорят, что вот сейчас начнут строить в Каспии, а Россия помалкивает. Надо четко говорить, что нас это не устраивает, это неприемлемо и что мы будем реагировать жестко, надо предупредить, чтобы потом не обижались», – считает Симонов.
http://www.vz.ru/economy/2011/9/12/521848.html