В продолжение рассказа о настроениях в разных регионах Украины и отношении к СВО сегодня поведаем о том, что думают украинцы в Перемышле. Правда, сейчас это польский город Пшемысль (60 тыс. коренных жителей), расположенный в 12 км от границы с Украиной, но он издавна имел русскую принадлежность.
Первые письменные упоминания о нем относятся к 981 году. Перемышль был столицей Червонной Руси — исторической области на стыке современных Украины и Польши в составе Руси Киевской. Затем стал центром удела Галицко-Волынского княжества, после чего в течение столетий его государственная принадлежность неоднократно менялась: Речь Посполитая, Монархия Габсбургов, Австрийская империя, Австро-Венгрия, «Западно-украинская народная республика» (ЗУНР), Польская Республика, «Третий рейх», УССР, Польская Народная Республика, Республика Польша.
Тем не менее Перемышль упоминался еще в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (XV—XVII вв.). Хотя враги нашего государства постоянно пытались уничтожить в нем все русское. Так, литовский князь Ягайло отобрал у православных и передал католикам собор, возведенный еще в XI веке при русском князе Володаре Ростиславовиче, а у митрополита Галицкого были отобраны все земельные владения в пользу ватиканского епископа. Так начались полонизация и окатоличивание города. Но Москва всегда помнила о русской принадлежности Перемышля. Он был включен в перечень населенных пунктов, возврата которых требовал Иван Грозный, называя их насильно отторгнутой вотчиной Рюриковичей.
Перед Первой мировой войной Перемышль представлял собой крепость с 45-километровым внешним кольцом. Там размещалось 140 тыс. австрийских солдат. Сразу после начала войны в городе произошел погром, в ходе которого были убиты 44 человека, обвиненных в симпатиях к России. Поэтому русские войска считали своим долгом овладеть Перемышлем. В ходе Галицийской битвы (август — сентябрь 1914 года) они заняли почти всю восточную Галицию и Буковину и осадили австрийскую крепость. Русская армия взяла ее в марте 1915 года.
После этого в Перемышле состоялись торжества в честь победы русского оружия, большое празднование и шествия с портретами царя. Гражданское население, как сообщал очевидец, «виватами и возгласами давало выражение своим чувствам». Через день победу праздновало и все русское население Львова. Вскоре Перемышль посетил император Николай II. Но, к сожалению, спустя некоторое время город опять был отвоеван австрияками. Русским (точнее, украинско-советским) он вновь стал в составе УССР после присоединения Западной Украины в 1939 году. В 1945-м по решению Советского правительства был передан Польской Народной Республике.
Брала русская бригада Галицийские поля. И достались мне в награду Два кленовых костыля. Из села мы трое вышли, Трое первых на селе. И остались в Перемышле Двое гнить в сырой земле…
Эта народная песня стала в каком-то смысле символом всей Галицийской битвы. А Перемышль, в свою очередь, — олицетворением подвига и самопожертвования русского народа и реквиема по многим жертвам, принесенным в борьбе за освобождение Галиции. Или, как называют ее сейчас в Незалежной, — Галичины. Сегодня нам интересно средоточие в нем беглецов от СВО. И их мнения по поводу того, возможна ли новая Галицийская битва на этих землях и насколько она необходима.
Но, прежде чем дать слово нашим респондентам, упомянем еще, что Зеленский в июле 2022 года присвоил Перемышлю почетный знак «Город-спасатель» «за проявленные гуманизм, милосердие и солидарность с украинским народом, всестороннюю помощь гражданам Украины, которые вынужденно покинули Родину в результате вооруженной агрессии». Сейчас он, стремящийся вернуть из-за кордона и стариков, и молодых для отправки на убой, вероятно, сожалеет о своем шаге. И предпринимает все усилия, чтобы выманить из Польши всех мужчин, способных и неспособных держать оружие. Однако беженцы, образно говоря, показывают ему большой кукиш, да и Польша у него на поводу пока не идет.
Наши собеседники — члены одной семьи из Львова. Семья русско-украинская. Глава ее — пенсионер Михаил, уроженец Ярославля, окончивший в 1970-х киевский иняз, а затем много лет преподававший английский язык во Львовском университете. В 2014-м, незадолго до пенсии, был люстрирован в связи с «подозрениями в пророссийских взглядах». Занимался частными уроками. В 2022-м вместе с женой-пенсионеркой, дочерью-социологом по имени Галина, зятем-волонтером и внучками-школьницами перебрался в Перемышль. Оттуда можно было двинуть дальше в Европу, но они решили остаться поближе к границе. Здесь много переселенцев из разных украинских регионов, в основном западных.
— Здешнюю диаспору можно условно разделить на три части, — говорит Галина, которая собирает данные для будущей диссертации. — Где-то 50% — озлобленные ненавистники РФ. Главным образом, это западенцы. 25% — тоже «проукраинцы», однако без фанатизма. Это те самые миролюбивые хохлы, которым главное, шоб «были гроши и харч хороший» — при любой власти. Следующие, 13 или 14%, — ассимилированные русские, для которых главное — тоже мир и спокойная личная жизнь при любом режиме. И наконец, оставшиеся — противники нацизма. Которые, с одной стороны, желают прихода России, но, с другой, страшатся разрушений и жертв. Конечно, симпатизанты они тайные, таиться здесь нужно так же, как и на «материковой» Украине.
Свои выводы Галина делает на основе наблюдений за диаспорой, а также на основе рассказов мужа-волонтера и дочерей, учащихся в украинской школе. Они вхожи во многие семьи, обосновавшиеся здесь.
— Муж до сих пор ездит по западным областям с европейской «гуманитаркой» для местных и переселенцев с востока. У него бронь, но поговаривают, что в ТЦК могут отобрать. Это страшно. Он видит и слышит, как на Галичине все больше ненавидят правительство Зеленского, в первую очередь за «могилизацию». За избиения военкомами людей, издевательства, даже убийства. Это основная причина быстро растущей ненависти к нему. Ну и, конечно, обнищание народа и коррупция очень наглая. Но делать выводы о том, что из-за этого бандеровский менталитет изменится и станет пророссийским, не следует. Дело в том, что Галичина — это электоральная вотчина Порошенко, который давно тут плетет свои сети. Уберут Зелю — будет «Пеця», а вместе с ним и новый всплеск ненависти к России. Единственный вариант для РФ, на мой взгляд, — победить на гребне ненависти к Зеле, до того как Порошенко начнет пудрить социуму мозги. Но это вариант скорее иллюзорный…
Тем не менее, считает Галина, на Западной Украине есть много людей, которые с Россией смирятся и не будут против нее устраивать партизанщину. В первую очередь это православные прихожане УПЦ. Именно благодаря им до сих пор не захвачена раскольниками Почаевская лавра, благодаря им совершаются крестные ходы и молебны, часто — с поминанием Святейшего патриарха Кирилла. Таких людей — десятки тысяч, если не больше.
— Надо пожалеть их, ну и нас, русских, — продолжает тему Михаил. — Нас ведь здесь тоже немало. У нас есть родственники, семьи… Конечно, в случае прихода сюда России бандеровщина будет «горячая». В целом по Галичине можно сделать такой вывод, хотя здесь много людей, исповедующих православие. И, значит, отрицающих бандеровское насилие и убийства… А вообще — я не представляю, как сюда придут войска РФ. На парашютах высадятся, что ли? Им для этого надо будет пройти всю Украину, а вы сами представляете, сколько это смертей и разрушений и с той, и с другой стороны. Не дай бог. Нет, лучше оставить западенщину Польше. Пусть с рогулями-нацистами Посполита разбирается…
Наши респонденты говорят, что поляки к украинцам относятся все хуже и хуже. И виноваты в этом в первую очередь сами украинцы. Нередко ведут себя по-хамски, считают себя пупами земли, которых все тут должны обслуживать.
— Может, я не прав, но России надо оставить эти земли Польше, — повторяет Михаил. — Пускай нацики с поляками пикируются, как раньше Бандера с Пилсудским. Ну а мы как-нибудь и при поляках проживем, как сейчас в Перемышле. Нет, не нужно снова русским солдатам гибнуть за галицийские поля — сейчас время иное, практически все русское отсюда изгнали. Теперь вот пытаются и Церковь добить… Даже в случае скорой победы народные торжества в этом составном «Перемышле» вряд ли состоятся, как 110 лет назад. Слишком многое разделяет…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+