Согласно новой политике Военно-воздушных сил США, пилоты страны, окончившие курсы подготовки на учебных самолётах T-38 Talon («Коготь»), могут быть обязаны летать на боевых воздушных судах, не относящихся к истребителям или бомбардировщикам. Причина — нехватка военных лётчиков.
Проблемы с дефицитом лётного состава были изложены в служебной записке, с которой ознакомился Defense News и которую в беседе с этим американским изданием 16 сентября подтвердил представитель ВВС США.
Данный шаг, описанный в документе как «значительное, но необходимое изменение политики», меняет традиционный порядок назначения пилотов, прошедших обучение на Т-38 (двухместный сверхзвуковой учебно-тренировочный самолёт, производитель — американская корпорация Northrop), которые теперь станут летать на всех самолётах ВВС США, а не только на истребителях или бомбардировщиках, как это было до последнего времени. К примеру, прошедшие курсы на T-38 могут оказаться за штурвалами разведывательных или военно-транспортных бортов.
«Нам не хватает 1?848 пилотов, из которых 1?142 — лётчики-истребители. Хотя мы предпочли бы направить каждого квалифицированного выпускника T-38 для полётов на истребителях, обстоятельства диктуют, что мы используем имеющиеся возможности для максимального выпуска пилотов. В ближайшей перспективе, в дополнение к традиционным заданиям на истребители/бомбардировщики, выпускники T-38 будут распределены на дополнительные задания T-6 (первое назначение пилота-инструктора) и будут выбирать не (только) истребители/бомбардировщики», — говорится в служебной записке.
В документе также отмечается, что из-за кадровых проблем в американском воздушном флоте некоторые перерывы между подготовкой пилотов и направлением их в учебное подразделение превышали один год.
Бригадный генерал Траволис Симмонс, директор по подготовке и заместитель начальника штаба по операциям ВВС США, сообщил Military Times, что задержки в запуске истребительных авиабаз вызваны «комплексом проблем с обеспечением и нехваткой личного состава». Утверждается, что, несмотря на трудности с набором личного состава в прошлом финансовом году, ВВС США усиленно работают над привлечением новых пилотов.
Документ описывает, как курсанты T-38 будут отдавать приоритет всем самолётам, а не только истребителям и бомбардировщикам, в своих «листах мечты», чтобы обеспечить соответствие предпочтениям. В нём также подчёркивается, что будущие пилоты могут «добровольно выбирать возможности, не связанные с истребителями и бомбардировщиками».
«ВВС (США) всегда назначали пилотов на самолёты на основе потребностей воздушных сил, доступности (боевых) платформ, предпочтений курсантов и их квалификации, — рассказал Симмонс. — Даже с недавним изменением политики эти основные принципы остаются прежними».
Он добавил, что, хотя указанное новшество направлено на оптимизацию имеющихся ресурсов, по мере изменения возможностей и потребностей пилоты, «затронутые изменением политики, могут иметь возможность добровольно перейти на истребители/бомбардировщики».
В любом случае ожидается, что дефицит пилотов сохранится как минимум до конца 2025 года.
Военно-воздушные силы США фиксируют увеличение нехватки пилотов более чем в два раза за последние 14 лет, в июне текущего года сообщил заместитель начальника штаба ВВС США генерал Эдриан Спейн.
«Это не новая проблема. 14 лет назад нам не хватало порядка 800 пилотов, сейчас это число выросло до 1,8 тыс. или около того», — сообщил он, выступая на конференции, организованной Американской ассоциацией военно-воздушных и космических сил США.
Спейн информировал, что программу подготовки проходят порядка 1,3 тыс. лётчиков ежегодно, в то время как ВВС США сократили общее число лётных часов с 1,1 млн до 1,06 млн в год.
«Моя цель состоит в том, чтобы преодолеть этот рубеж, поскольку он слишком мал для истинных требований к готовности сил, которые у нас есть, и операторов, которые у нас есть, однако мы не достигали налёта более 1,1 млн часов в течение очень долгого времени», — отметил американский военачальник.
С острым дефицитом кадров ВВС США столкнулись ещё в середине прошлого десятилетия, когда они проводили активные операции на Ближнем Востоке — в Сирии, Ираке, Ливии и Афганистане. ВВС США не хватает лётчиков-истребителей при проведении различных операций по всему миру, констатировало в августе 2016 года американское военное командование. Штатное расписание предусматривало тогда наличие 3?500 пилотов, в то время как в реальности их было на 700 человек меньше. Занимавший на тот момент пост начальника штаба ВВС США Дэвид Гольдфейн констатировал «кризисную ситуацию».
Одной из причин нехватки лётного состава называлось то, что гражданские авиакомпании делают всё более заманчивые предложения военным лётчикам и многие из них предпочитают закончить военную карьеру из-за стрессовых состояний и долгих заграничных командировок.
Как известно, ВС США при осуществлении зарубежных боевых миссий, большая часть которых начиная с 2001 года охватывала ближневосточные театры военных действий, предпочитали (и до сих пор делают это) воздушные операции, чтобы максимально ограничить использование наземных войск и свои возможные потери в живой силе. К тому же в последние годы акцент был сделан на использовании ударных и разведывательных систем беспилотной авиации.
ВВС США считаются лучшими в мире по своему техническому оснащению, огневой мощи и дальности проведения миссий. Однако нарастающая нехватка пилотов заметно ограничивает возможности военной сверхдержавы. И это на фоне растущего каждый год рекордными темпами оборонного бюджета, а также сохранения глобальных амбиций Соединённых Штатов в противостоянии с двумя другими военными державами, которые только и могут бросить им реальный вызов — Китаем и Россией.
Впрочем, с кадровым голодом в своих военно-воздушных силах столкнулись далеко не только США. Их союзники на восточном фланге НАТО и в Европе в целом испытывают аналогичные проблемы. Причём, если в качестве таких союзников считать Украину, вышеупомянутая «кризисная ситуация» в ВВС этой страны приобретает катастрофические масштабы.
В распоряжении киевского режима осталось мало высококвалифицированных пилотов, которые могли управлять переданными Западом истребителями F-16. На обучение новых понадобится много времени, отмечают военные эксперты.
Чтобы переучить действующего пилота на F-16, требуется не меньше года, всё зависит от квалификации. Однако таких специалистов на Украине осталось критически мало. Тамошние лётчики и технический персонал привыкли к машинам советского производства, а практика показала, что даже двух лет украинским пилотам не хватило для того, чтобы научиться использовать F-16.
Напомним, один из переданных ВСУ многоцелевых истребителей американского производства уже потерпел крушение. Информация о потере F-16 появилась в конце прошлого месяца. В украинском Генштабе подтвердили крушение боевой машины 26 августа, указав, что погиб также её пилот подполковник Алексей Месь.
Соединённые Штаты могут изменить программу обучения украинских пилотов на истребителях F-16 после расследования авиаинцидента в прошлом месяце, заявил 17 сентября командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер. По его словам, соответствующие решения будут приняты по итогам расследования причин крушения боевой машины.
Пентагон критиковали за то, что он недостаточно быстро готовит украинских пилотов, напомнило в минувший вторник издание Defense One. США обязаны обучать пилотов F-16, которые используют их союзники, подчеркнул Хекер, поэтому «это очень тонкий баланс, чтобы убедиться, что мы поддерживаем всех наших союзников обучением (их) пилотов, и мы также обучаем украинских пилотов».
«Мы не можем просто прекратить обучать всех союзников, которые у нас есть, и сосредоточиться строго на Украине», — указал он.
По словам американского военачальника, некоторые украинские пилоты «десятилетиями отрабатывали тактику полётов в восточном стиле на самолётах МиГ-29 или Су-24, поэтому переход на западный стиль обучения не происходит в одночасье». Генерал Хекер, который сам является лётчиком-истребителем, далее привлёк внимание к тому, что пилотам-новичкам проще летать на F-16, «потому что у них в голове нет другой подготовки, от которой трудно избавиться, и именно поэтому на это требуется время».
Ранее газета The Wall Street Journal (WSJ) обратила внимание на то, что ВСУ потеряли своих лучших пилотов и это произошло ещё до того, как они получили основную партию F-16. Американское издание пришло к напрашивающемуся выводу: украинские военно-воздушные силы достигли предела возможностей.
Примечательно, что в июле текущего года появилась информация об отказе американской стороны Киеву в просьбе разрешить отставным или действующим офицерам ВВС США пилотировать первые F-16, которые тогда готовились к передаче ВСУ. Украина, испытывающая проблемы с обучением лётчиков на американских истребителях, обратилась за помощью к США, но получила отказ, причём, как подчёркивали в Киеве, в резкой форме.
«Действительно, был такой план. Но Вашингтон резко отказал, а если давить на США — можно остаться вообще без помощи», — приводило издание Kyiv Post слова анонимного чиновника в украинской столице.
WSJ со ссылкой на неназванных официальных лиц в Вашингтоне подтвердила 30 августа, что Совет национальной безопасности США рассматривал возможность отправки американских гражданских подрядчиков для обслуживания F-16 на Украине, однако «разведывательное сообщество и другие сочли это слишком рискованным на данный момент» и что Вашингтон ожидает, что эту роль возьмут на себя его европейские союзники.
Очевидно, резкий отказ заокеанского союзника не в последнюю очередь был обусловлен собственной нехваткой кадров в пилотируемой боевой авиации. Американцы не могут позволить себе такую роскошь, как предоставление ВСУ пусть даже отставных, но ценных специалистов, которых можно привлечь в программы ВВС США по подготовке лётного состава. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|