Газовоз, который подозревают в том, что тот взял первый груз санкционного «Арктик СПГ — 2», идет мимо берегов Европы. Его местонахождение пытаются вычислить даже аналитики. Судя по данным АИС, танкер взял курс подальше от европейских глаз. Судно огибало Северо-Западную Европу вокруг Великобритании.
Танкер СПГ Pioneer, который может перевозить первый груз с «Арктик СПГ — 2», попавший под прямые санкции США, огибает Европу. При этом газовоз пошел не стандартным маршрутом через пролив Ла-Манш, а севернее. По данным АИС судов, танкер обошел Северо-Западную Европу с севера Великобритании.
Очевидно, танкер решил не идти в мощном судоходном потоке и держаться вдали от ненужных глаз. Судно уже находится в Атлантическом океане и снова отключило транспондер, который передает местоположение и курс судна.
Таким образом Pioneer уже вводило в заблуждение. Однако в начале августа танкер заметили на спутниковых снимках на загрузке на проекте «Арктик СПГ — 2» на Гыданском полуострове. 10 августа же на спутниковых снимках на «Арктик СПГ — 2» обнаружили уже другой газовоз — Asya Energy.
Второй танкер также мог взять до 100 млн кубометров газа в виде СПГ. И отгрузки могут говорить о том, что «Новатэк» нашел способы обойти прямые санкции США, которые ввели к проекту в ноябре прошлого года.
Сейчас на Западе пытаются узнать, куда прибудут два санкционных груза, так как получатель может попасть под санкции США, где заявили о планах расправиться с «Арктик СПГ — 2». Очевидно, что газовозы направляются в Азию, где спрос на СПГ высокий и больше возможностей спрятать груз. Будет ли он перегружаться на другие танкеры в открытом море, чтобы еще больше запутать отслеживающих, неизвестно.
«При нынешнем уровне производства (на „Арктик СПГ — 2“) мы можем ожидать танкеры под загрузку каждые 8 дней или около того», — сказал gCaptain ведущий специалист по СПГ Calypso Commodities Мехди Туил.
Как сообщало EADaily , оба газовоза управляются индийской Ocean Speedstar Solutions. Перевозки санкционного российского СПГ пошли по пути транспортировки российской нефти после введения ограничений в декабре 2022 года. В 2022 году никому не известная индийская Gatik Ship Management, также зарегистрированная в Мумбаи, произвела фурор на рынке танкеров. Менее чем за год компания стала владельцем полусотни судов стоимостью $ 1,4 млрд и перевозила в основном российскую нефть в Индию.
В течение 2023 года большая часть танкеров Gatik Ship Management лишилась регистрации и страховки в странах Запада, но, поменяв флаг, газовозы перешли небольшим неизвестным операторам. Но продолжили возить российскую нефть в Индию.
Очевидно, к таким схемам готовятся и для перевозки российского СПГ.
Правда, как отмечали EADaily эксперты еще в мае, перевозка сжиженного газа более сложна.
«Риски создания теневого флота газовозов заметно выше по сравнению, к примеру, с аналогичным нефтяным флотом. Это связано с тем, что газовозов в разы меньше, чем нефтяных танкеров. Все они традиционно отслеживаются, а отключение транспондеров вызывает дополнительные вопросы, — говорил эксперт по энергетике Александр Собко. — Кроме того, СПГ значительно более сложный в перевалке и хранении продукт по сравнению с нефтью. Также важно удостовериться, что найдётся достаточное число покупателей СПГ с подобных танкеров, так как хранение на воде и серия перевалок, как иногда бывает с нефтью, приводит к дополнительным потерям».
The Financial Times сообщало со ссылкой на консалтинговую компанию Windward, что со второго квартала 2023 года более 50 судов СПГ сменили владельцев на компании, расположенные в ОАЭ, и танкеры могут быть привлечены к перевозке российского газа. Однако пока базы данных говорят лишь о девяти танкерах.
«Арктик СПГ — 2» станет вторым российским арктическим проектом по сжижению газа мощностью 19,8 млн тонн в год. В ноябре он попал под прямые санкции США. В Вашингтоне заявили, что хотят убить проект. В результате «Новатэк» и получатели СПГ с «Арктик СПГ — 2» заявили о форс-мажоре. Первую линию проекта запустили в декабре прошлого года, но отгрузки откладывали. Очевидно, это было связано с отсутствием танкеров ледового класса arc7. Вне сезона навигации вывоз СПГ без них невозможен. Строительство танкеров ледового класса заказывали в Южной Корее и на верфи «Звезда». В первом случае часть судов построена, но из-за санкций их не могут передать. На российской верфи работы затягиваются из-за санкций. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|