Избрание Урсулы фон дер Ляйен на второй срок неочевидно и опасно для Европы, считает Politico. Гинеколог во главе ЕС «на бис» вызовет тектонические подвижки депутатских пластов в европарламенте и приведет к усилению оппозиции.
Депутатам нового созыва Европарламента надо крепко подумать, стоит ли устраивать хаос в Евросоюзе из-за немки. Не только по той причине, что за ней волочится шлейф неприятных вопросов в духе «где деньги, Зин» (подозрение в коррупции, когда она была главой МО Германии, закупки вакцин против ковида в чрезмерных объемах, когда фрау Урсула уже правила Европой, etc). Но и потому, что кандидатуру ее узкая группка высших чиновников евровласти обсудила?утвердила на прошлой неделе кулуарно, не посоветовавшись с некоторыми политическими группами, которые обрели силу после недавних парламентских выборов.
Когда в середине июля соберется парламент из 720 депутатов, Ляйен нужно будет убедить обладателей чуть более половины названного числа кресел, по крайней мере 361, проголосовать за нее. Нынешняя коалиция социалистов, либералов и ее собственной правоцентристской группировки занимает немногим менее 400 из этих мест. Некоторые аналитики прогнозируют, что уровень дезертирства из этих групп составит около 10 процентов, что опустит поддержку как раз до отметки в 361 человек. Голосование может состояться уже 18 июля.
В 2019 году, после того как фрау Урсула отработала министром обороны Германии, ей пришлось взять на себя самую влиятельную должность в ЕС. Тогда она пересекла финишную черту, получив всего девять голосов сверх необходимого количества.
Если взглянуть на состав нового ЕП, может показаться, что утверждение фон дер Ляйен на высшем посту европейского правительства — не более чем технический процесс. Ну да, правые, входящие в блок из «Идентичности и демократии» и «Европейских консерваторов и реформистов», чуть увеличили свое представительство в высшем законодательном органе ЕС. Но не критично. В одиночку эта коалиция провалить Урсулу фон дер Ляйен не сможет. Чего же ей опасаться?
Politico полагает, что «Урсула в течение своего первого срока во главе ЕК приобрела не только друзей, но и врагов. Кроме того, некоторые из друзей теперь стали ее врагами. Например, фракция польской партии „Право и справедливость“, поддержавшая фон дер Ляйен пять лет назад, сегодня точно будет голосовать против нее».
Чтобы добиться успеха на этот раз, фрау Урсуле придется решить триединую задачу:
- придерживаться трех правоцентристских партий (народной, социал-демократов и либертарианцев из «Ренессанса»);
- не отказываясь от изложенного в первом пункте, также повернуться лицом к зеленым, которые недовольны скоростью энергетического перехода, осуществляемого ЕС;
- расширить свою опору, включив часть крайне правой группы, в которую входит Джорджа Мелони.
Премьер-министра Италии при обсуждении в узком кругу кандидатур «большой тройки» (предЕК, глава внешнеполитического ведомства и лидер Совета) оставили за бортом. Привычно посчитав, что Италия — это же G7, значит позиция ее от «линии партии Брюсселя» отклонению не подлежит. Ну и зачем тогда отрывать уважаемого человека от дела, поразмыслили в евросоюзных верхах и… оскорбили итальянского премьера, не проявив к ней хотя бы элементарной политической вежливости.
Так откровенно, знаете ли, бросить в лицо руководителю девятой по объему ВВП стране мира «мы тебя в упор не видим», это даже у недоброжелателей не получится. А тут — Мелони явно поняла, что, «имея таких друзей, уже и врагов не надо» — это ее случай. И обязательно не оставит это без ответа. Вернее, уже начала не оставлять: участники «тайной вечери» по выдвижению Урсулы поручили греческому премьеру Кириакосу Мицотакосу известить Джорджу о результатах состоявшихся «терок». Мелони, уже зная, зачем ей звонит руководитель Эллады, просто не взяла трубку. А позднее отписалась в сети Х (бывший Твиттер):
«Я решила не поддерживать это (решение переговорщиков, торговавшихся из-за трех названных выше мест. — прим. EADaily) из уважения к гражданам Италии и тем наказам, которые поступали от итальянцев во время выборов. Мы продолжаем работать над тем, чтобы наконец дать Италии, одной из тех стран, что заложили основы ЕС, положение, которого она заслуживает в Европе».
Чуть позднее стало известно, что Мелони «воздерживается в вопросе назначения фон дер Ляйен на второй срок и голосует против Кайи Каллас и Антониу Кошту».
Простыми извинениями перед Мелони за нанесенную ей политическую пощечину тут никак не обойтись. И получается, что надо либо искать какую-то весомую компенсацию, либо смириться с тем, что Италия потеряна для голосования за нового-старого председателя ЕК и следует срочно обзавестись дополнительными «прокладками». То есть попытаться решить триединую задачу, о которой говорилось выше.
Все три части этой стратегии сопряжены с рисками.
Подстраховка и сохранение узкой коалиции вряд ли дадут нужные фон дер Ляйен цифры. Как уже отмечалось, вместе правоцентристская Европейская народная партия, Социалисты и демократы и либеральная группа Renew имеют чуть менее 400 мест. Это неприятно узкое большинство, особенно учитывая, что части этой коалиции — от французских республиканцев до ирландской Fianna F?il — уже заявили, что не будут голосовать за нее.
Фактически в парламенте социалисты и «Ренессанс» (Renew Europe) установили красную линию: если они хотя бы «почувствуют запах заключения сделки» между фон дер Ляйен и Мелони, они откажутся голосовать за Урсулу.
Привлечение зеленых — тоже рискованный ход. После пяти лет, в течение которых они в основном выступали против фон дер Ляйен, экологи теперь требуют ввести их в состав большинства, поддерживающего ее. А как же — это дало бы им возможность влиять на законодательство, даже несмотря на то, что они потеряли места в ЕП по сравнению с 2019 годом. Но здесь мы имеем дело с «и хочется, и колется»: принятие зеленых в коалицию центристов порадует социалистов и часть Renew, но почти наверняка оттолкнет часть собственной правоцентристской базы власти фон дер Ляйен, особенно влиятельных немецких христианских демократов.
И, наконец, самая рискованная стратегия из всех состоит в том, чтобы добиться расположения Мелони и, возможно, других членов группировки европейских консерваторов и реформистов. Как только обнаружится, что кто-то из окружения Мелони и/или она персонально решит перебраться в центристский лагерь, социалисты и «Ренессанс» откажутся поддерживать Урсулу фон дер Ляйен. Вот такой цугцванг.
И вдобавок с 1 июля на полугодовую вахту председательства в ЕС заступает Венгрия. А мадьярами руководит тот самый Виктор Орбан, который против выдвижения главного гинеколога ЕС на пост председателя Еврокомиссии и воздерживается в отношении Каллас.
Фон дер Ляйен 2 июля прибудет в высший законодательный орган Евросоюза для проведения закрытых переговоров с главами групп. В течение следующих нескольких недель она будет вести переговоры с высокопоставленными членами Европарламента по поводу своих так называемых политических принципов, которые лягут в основу ее политической повестки дня.
Если она проиграет тайное голосование хотя бы с перевесом в один голос, у Европейского совета будет месяц на обсуждение и выдвижение новой кандидатуры, что станет беспрецедентным результатом и может спровоцировать политический кризис.
Если ее назначат на новый срок, она сможет обсудить с национальными правительствами их индивидуальных кандидатов на посты комиссаров, хотя страны уже начали неформально бороться за имена и портфели, которые им нужны.
Ожидается, что фон дер Ляйен снова попросит от каждого государства-члена предоставить по два варианта: кандидата?женщину и кандидата?мужчину (к черту обладание способностями, умом и опытом: главное — это соблюдение полового паритета в правительстве как фундаментальной европейской ценности). То, как будут в итоге распределены портфели, зависит только от нее. В прошлый раз она вызвала смятение среди левого политического спектра, создав специальное комиссарское место в поддержку европейского образа жизни, чтобы Греция не считала себя ущемленной при дележе портфелей. Должность родили целенаправленно под комиссара от Эллады Маргаритис Схинас.
Что будет придумано на этот раз — пока никто не знает. Проблемы надо решать в порядке поступления. То есть сначала определиться с председателем Еврокомиссии. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|