Немецкая Uniper расторгает долгосрочные контракты с «Газпром экспортом» и претендует на компенсацию в 13 млрд евро от российской компании после решения Стокгольмского арбитража. Об этом заявили в Uniper. Эксперты отмечают, что у «Газпрома» есть возможность зеркальных мер — по активам в России.
«Сегодня Uniper приняла решение расторгнуть долгосрочные контракты на поставку газа из России и, таким образом, юридически завершила долгосрочные отношения по поставкам газа с российской государственной компанией «Газпром экспорт», — сообщает Uniper. Импортер пояснил, что решение стало возможным после того, как 7 июня арбитражный трибунал присудил Uniper право на расторжение контрактов и присудил ей сумму более 13 млрд евро в качестве компенсации убытков за объемы газа, которые «Газпром экспорт» не поставлял с середины 2022 года.
«Несмотря на то, что с июня 2022 года поставлялись лишь ограниченные объемы газа, а с конца августа 2022 года — ни одного, долгосрочные контракты на поставку газа между двумя компаниями по-прежнему действовали юридически, а отдельные контракты продолжали действовать до середины 2030-х годов», — сообщает Uniper.
Арбитражное разбирательство в Стокгольме инициировали в конце 2022 года. Действительно, с конца августа Германия не получает газ по «Северному потоку». Изначально причиной снижения поставок и остановки стали санкции Канады, которые не позволили выполнять контракт на ремонт турбин для компрессорной станции проекта. В конце сентября же диверсанты взорвали «Северные потоки». При этом сохранилась вторая нитка «Северного потока — 2», но немецкие власти не приняли политического решения о начале ее работы.
Из-за санкций и контрсанкций еще один маршрут поставок газа в Германию, Ямал — Европа через Польшу, остановился еще раньше.
В Uniper заявляли, что терпят гигантские убытки из-за того, что в разгар энергокризиса им приходится закупать газ на европейских биржах, где в августе 2022 года стоимость топлива доходила до $ 3,5 тыс. за тысячу кубометров.
«Uniper была вынуждена закупать газ другими способами, в некоторых случаях по чрезвычайно высоким рыночным ценам, что иногда приводило к дополнительным расходам Uniper в сотни миллионов евро каждый день. Эти дополнительные расходы Uniper смогла взять на себя только при поддержке государства», — заявил гендиректор компании Майкл Льюис.
Uniper была одним из крупнейших импортеров российского газа и наследником компаний-предшественников, которые получали газ из России с 1970-х годов. Также компания имела выгодные проекты в России.
Еще во время арбитражного разбирательства Uniper создавала «Газпрому» проблемы в Европе. Например, через суды блокировали оплату СПГ с балтийского «Криогаз Высоцк», и финская Gasum не могла получать топливо из России более месяца. Также немецкий импортер остановил работу австрийской компании «Газпрома». Gazprom Austria GmbH не смогла расплачиваться за поставки газа из России и они прекратились. Очевидно, с действиями Uniper связано и заявление австрийской OMV. Та сообщила, что некая европейская компания получила решение суда и при принудительном исполнении в Австрии OMV обязана будет перенаправлять средства за российский газ этому трейдеру. В результате поставки из России могут остановиться.
«Надо смотреть, конечно, мотивировочную часть. Но в главном все ясно», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Он отмечает, что российская сторона более не считает международный арбитраж в недружественных юрисдикциях справедливым, беспристрастным и состязательным
Ранее Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области запретил Uniper вести арбитражные разбирательства против «Газпрома».
«Это значит, что при попытке наложить арест на активы „Газпрома“ за рубежом в отношении Uniper будут предприняты зеркальные меры к его активам», — говорит замдиректора ФНЭБ.
В России, например, Uniper владеет 83,73% акций ПАО «Юнипро», которая является собственником пяти теплоэлектростанций. В апреле 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ о необходимости принять безотлагательные меры в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним государств и ввел временное управление в отношении российских активов Fortum и Uniper. Их передали Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
«В качестве небольшой компенсации может быть передача доли Uniper в „Юнипро“ в адрес „Газпрома“, но, конечно, полноценной компенсации за решение Стокгольмского арбитража на текущем историческом этапе не получится», — говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Понятно, что европейцы сволочи, используют Стокгольмский арбитраж как оружие, к правосудию это не имеет отношения, и т. д. и т.п. Это все ясно. Мораль - с Европой работать нельзя, пока ее политика не изменится. Но, эти риски возникли не вчера, и руководство «Газпрома» должно было строить работу с учетом ситуации. Если бы «Газпром» больше работал с внутренним потребителем, и с азиатскими странами, то и не было бы никаких Стокгольмских арбитражей. По-моему, ситуация была понятна даже для обывателя уже лет 20, еще когда украина начала тырить газ.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 4531
Рейтинг поста:
Но, эти риски возникли не вчера, и руководство «Газпрома» должно было строить работу с учетом ситуации.
Если бы «Газпром» больше работал с внутренним потребителем, и с азиатскими странами, то и не было бы никаких Стокгольмских арбитражей.
По-моему, ситуация была понятна даже для обывателя уже лет 20, еще когда украина начала тырить газ.