Запрет на импорт низкообогащенного урана из России в США почувствуют все американские закупщики продукции из-за границы. Даже тем, кто никогда не имел дел с «Росатомом», придется доказывать «чистоту» своих поставок. В то же время получение исключений из санкций не должно быть сложным, но дьявол может быть в деталях, считают эксперты.
Министерство энергетики США опубликовало инструкции для получения исключений и продолжения импорта низкообогащенного урана из России. В конце апреля Сенат США принял законопроект о запрете, а в мае президент Джо Байден подписал документ, который вступит в силу с 11 августа. Закон вводит эмбарго на низкообогащенный уран из России, но предполагает исключения до 2028 года в рамках ранее существовавших квот. «Росатом» обеспечивает до 20% поставок в США — для производства топлива для американских АЭС.
В документе Минэнерго говорится, что под проверку попадут все поставки продукции из-за границы. Дело в том, что закон запрещает и импорт российского урана через третьи страны, включая запрет на обмен партий на альтернативные. Поэтому все импортерам придется доказывать отсутствие в грузах «российского следа».
«Обратите внимание, что необходимость рассмотрения вопроса о том, может ли импорт из страны, отличной от России, включать в себя российский низкообогащенный уран (НОУ), относится ко всему импорту», — говорится в инструкции.
Как отмечает директор «АтомИнфо-Центра» Александр Уваров, атомная энергетика сегодня во всём мире перегружена разрешительными процедурами, и добавление любого нового бюрократического требования не может считаться хорошим делом.
«Если говорить конкретно о США, то американские ветераны-атомщики часто вздыхают: „Мы бы в своё время сделали бы такую-то работу за пару недель в мастерской, а сейчас на неё уходят годы, ну и миллиарды долларов в придачу“. Поэтому, конечно, новый закон атомным компаниям США жизни не упростит», — говорит эксперт. Он считает, что многое будет зависеть от того, насколько формально министерство энергетики США и другие вовлечённые американские ведомства начнут подходить к поискам «русского следа» в импортируемом урановом продукте.
«Минэнерго пока аккуратно намекает, что отнесётся к делу „без фанатизма“, но есть ещё Минторг и даже Госдепартамент, чьи позиции остаются непонятными», — говорит Александр Уваров.
Что касается самого низкообогащенного урана из России, то исключения по нему американские компании получат при наличии двух критериев: отсутствия альтернативного источника для поддержки работы американских АЭС и наличие национального интереса в закупке из России.
Национальный интерес, по мнению Минэнерго США, это поддержка жизнеспособности американской энергокомпании, которая критична для цепочки поставок в атомной отрасли страны. Также под нацинтересом понимается импорт, необходимый для выполнения контрактных обязательств для поставок топлива на АЭС других стран, чтобы они не искали других поставщиков.
«Если верить Минэнерго США, то получить исключения из запрета американским компаниям относительно просто, — продолжает Александр Уваров. — Фактически основным доводом станет наличие подписанного контракта на поставку и информация о том, что закупаемые партии пойдут для изготовления топлива для ближайших перегрузок».
Однако, отмечает директор «АтомИнфо-Центра», даже в этом случае американский заказчик должен будет сообщить, что он искал альтернативного поставщика и не нашёл такового.
«Дьявол — в деталях. В этом может возникнуть заминка, так как непонятно, насколько детальным должен быть рассказ заказчика о поисках», — говорит эксперт.
Ранее, еще до подписания законопроекта президентом США, американская Centrus заявила, что запросит исключение из запрета на импорт низкообогащенного урана из России.
В компании при этом заметили, что неизвестно, будет ли предоставлено исключение, и, если будет, то сделают ли это своевременно.
«Компания ожидает, что будет иметь достаточную ликвидность для поддержки своей коммерческой деятельности, по крайней мере, в течение следующих 12 месяцев», — говорилось в отчете Centrus за первый квартал 2024 года.
В то же время, писало EADaily со ссылкой на данные Import Genius, к июню американские компании могут выбрать уже всю квоту закупок низкообогащенного урана из России — 476 тонн. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|