Турция в 2023 году сэкономила до $ 2 миллиардов за счет импорта дисконтированных нефти и нефтепродуктов из России и стремится увеличивать закупки российских энергоносителей, несмотря на западные санкции, показали опубликованные сегодня, 18 декабря, данные Reuters.
За последний год Анкара превратилась в крупнейшего покупателя российских энергоносителей в западном полушарии, так как большинство стран Европы прекратили импорт газа, нефти и продуктов е? переработки из РФ. Турция является членом НАТО, но имеет хорошие отношения с Москвой, хотя эта дружба неоднократно подвергалась испытаниям на прочность, в том числе участием в зерновой сделке между Россией и Украиной, в которой Анкара выступала главным посредником, напоминает британское информагентство.
С 2022 года торговля углеводородами между Москвой и Анкарой резко выросла, поскольку Турция не присоединилась к западным санкциям в отношении российских нефти, нефтепродуктов и газа.
В ноябре 2023 года отгрузки российской нефти в Турцию достигли исторического рекорда, превысив 0,4 млн баррелей в сутки, что составляет около 14% от морского нефтеэкспорта РФ в прошлом месяце, свидетельствуют данные LSEG (London Stock Exchange Group, базирующаяся в Соедин?нном Королевстве компания, которая занимается исследованием рынков и финансовой информации. — Ред.) и расч?там Reuters.
Минэнерго Турции и тамошние нефтепереработчики STAR и Tupras не ответили на запросы Reuters о комментариях.
По данным LSEG и оценкам трейдеров, экспорт нефти из России в Турцию в 2023 году превысит 10 миллионов тонн с потенциалом дальнейшего роста после заключения контракта Лукойла и азербайджанской Госнефтекомпании (SOCAR) на поставку сырья на крупнейший турецкий НПЗ STAR.
Ещ? одной стать?й дополнительных доходов для Турции в 2023 году стал внушительный рост импорта российских дистиллятов: за 11 месяцев в направлении Турции было отгружено 13 миллионов тонн дизельного, печного топлива и авиакеросина против 4,3 млн тонн за январь-ноябрь 2022-го. Рост импорта дизтоплива из РФ позволил Турции сократить закупки продукта из других стран и увеличить его экспорт, отмечают источники в отрасли.
За 11 месяцев текущего года экспорт дистиллятов из Турции подскочил до 6,03 млн тонн с 2,75 млн тонн в этот же период годом ранее, по данным LSEG.
В настоящее время скидка на низкосернистое дизтопливо из РФ c поставкой в порты Турции составляет около $ 25-$ 30 за тонну к котировкам CIF MED, тогда как в марте-апреле текущего года могла доходить до $ 150 за тонну.
Дисконты на российскую нефть для турецких переработчиков находились в диапазоне от $ 5 до $ 20 за баррель на фоне вступления в силу европейского эмбарго и ценового потолка, по словам трейдеров и оценке Reuters.
Закупки топлива и сырья из РФ со скидками позволили Анкаре сократить торговый дефицит и несколько снизить давление на национальную валюту, которая за год обесценилась на 30%.
Турция не единственная страна, которая выигрывает от нефтяных сделок с Москвой, говорится в публикации лондонского издания. После вступления в силу эмбарго Евросоюза Россия перенаправила основной поток нефти в Азию, а спрос на ключевом рынке сбыта — в Индии — стал решающим фактором при ценообразовании для главной российской экспортной смеси.
Южноазиатский гигант за девять месяцев этого года сэкономил порядка $ 2,7 млрд на закупках российской нефти при объ?мах существенно больших, чем Турция, и составляющих до 1,7 млн баррелей в сутки. Между тем турецкие нефтяные порты гораздо ближе к экспортным терминалам на западе РФ, что помогает покупателям экономить как за счет скидок на Urals к альтернативным сортам, так и на более низких затратах на фрахт по сравнению с Индией.
По данным источников и оценкам Reuters, в настоящее время доставка нефти Urals из балтийских портов в Турцию обходится примерно на треть дешевле, чем в индийские порты — экономия может достигать до $ 3 млн за одну партию.
Деш?вая нефть Urals помогла Турции повысить рентабельность нефтепереработки, отмечают трейдеры. Турецкие НПЗ стали одними из самых прибыльных в Средиземноморье с начала санкционных ограничений в отношении Москвы, сообщил старший аналитик по рынкам нефти консалтинга Kpler Виктор Катона. По его оценке, валовая маржа крупнейшего турецкого нефтепереработчика Tupras за прошлый год составляла около $ 30 за баррель.
Напомним, Россия нарастила экспорт нефти на альтернативных, преимущественно азиатских, направлениях в ответ на антироссийские санкции Запада после начала специальной военной операции на Украине. Тогда крупнейший импорт?р российского ч?рного золота — Евросоюз, а также Великобритания и США решили отказаться от импорта из РФ. 5 декабря 2022 г. вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти, а также начал действовать ценовой потолок в $ 60/барр., выше которого запрещается покупать нефть компаниям из стран, присоединившихся к санкциям (запрет также распространяется на транспортировку нефти дороже $ 60/барр. и страхование танкеров). В результате российские нефтяники начали перенаправлять экспорт на восток, где основными покупателями стали Китай и Индия. Две крупнейшие экономики Азии, не считая Японию, не присоединились к санкциям против России, включая ценовой потолок. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|