Мэра Клайпеды Витаутаса Грубляускаса беспокоит, что прекращение Литвой транзита удобрений «Беларуськалия» может спровоцировать сокращение рабочих мест и крупнейшие денежные убытки, сообщает BNS.lt.
«Потеря рабочих мест в тех стивидорных компаниях, которые будут непосредственно затронуты, окажется самой большой. Это хорошо оплачиваемые и высокоценимые рабочие места, на которых трудятся высококвалифицированные специалисты. Конкретных цифр нет, но поговаривают, что их может быть от нескольких десятков до нескольких сотен», — сказал Грубляускас.
Градоначальник подчеркнул, что в случае сбоя транзита и увеличения числа безработных «никто не станет объявлять чрезвычайную ситуацию».
«Если нам нужно посредничество, чтобы помочь безработным, мы могли бы сотрудничать со службой занятости, некоторыми компаниями и Клайпедской свободной экономической зоной. Ситуация беспокоит всех нас», — отметил Грубляускас.
Мэр Клайпеды рассказал, что ситуация с ограничением транзита, в первую очередь, убыточна для Литвы.
«Что плохо для государства, то плохо и для города», — заключил Грубляускас, добавив, что в результате сокращения транзита будет нанесен ущерб конкурентоспособности порта Клайпеды.
В то же время власти Литвы непреклонны в своем решении отказаться от транзита продукции «Беларуськалия», пишет Delfi.lt. Спикер парламента Виктория Чмилите-Нильсен заявила: «Мы обязаны быть последовательно принципиальными. Мы — то государство, которое больше всех ратовало за внедрение санкций против белорусского режима, чтобы таким образом сохранить давление на Лукашенко и его ближайшее окружение. Поэтому мы должны проявить принципиальность. Это означает следующее — необходимо придерживаться заданной ценностной линии и не давать оценочную стоимость нашей поддержке демократических процессов, не измерять ее в какой-то конкретной сумме».
Парламентский комитет по бюджету и финансам утверждает, что «рост экономики в целом легко компенсирует краткосрочное падение». То же мнение высказал главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис. Его прогнозы еще оптимистичнее. «Белорусские товаропотоки формируют около 0,03 процента бюджета Литвы», — считает Мачюлис. С другой стороны, еще два года назад аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young подсчитала — в 2019 году за счет перевалки белорусских грузов через Клайпеду бюджет страны пополнился на € 155 млн. По итогам 2019 года в порту перевалили 14,1 млн тонн белорусских грузов (30,5 процента всего грузооборота), в 2020-м — 15,6 млн тонн (32 процента всего грузооборота). Обработка удобрений «Беларуськалия» составила 25,5 процента годовой перевалки в Клайпеде. По предварительным данным Дирекции порта, в 2021 году товаропотоки из Белоруссии составили около 30 процентов всех грузов. Если бы в прошлом году Белоруссия не увела из Клайпеды свои нефтепродукты, результат был бы еще лучше.
Если экспорт калийных удобрений через Клайпеду остановится одномоментно — с 1 февраля, как того хочет правительство, порт потеряет около 17 процентов всех сборов (€ 9,9 млн), а «Литовские железные дороги» (ЛЖД) — свыше 20 процентов всех товаропотоков. Отстраненный от должности в конце 2021 года глава ЛЖД Мантас Бартушка заявлял, что компания потеряет € 60 млн годового дохода, вся логистическая цепь в целом — свыше € 100 млн.
Еще в октябре прошлого года из-за предстоящего сворачивания сотрудничества с Белоруссией в ЛЖД приняли решение приостановить проект реконструкции участка основной железнодорожной линии на западе страны (Плунше — Шатекяй) стоимостью € 56,5 млн. По оценкам специалистов, отказ от перевалки удобрений несет угрозу и для дальнейшего развития южной части порта Клайпеды: поток инвестиций уже не будет прежним, а о строительстве глубоководного порта за пределами Куршского залива вообще можно забыть.
17 декабря 2021 года Дирекция порта сообщила, что уволит 20 работников. Причина — уменьшение белорусских грузопотоков. Также стоит упомянуть, что клайпедский терминал БКТ, обслуживающий «Беларуськалий» — крупнейшая стивидорная компания не только в Литве, но и в регионе. С ней связано множество дочерних фирм. Лишив ее экспорта, работу могут потерять до 500 сотрудников. К слову, средняя зарплата на предприятии составляет свыше € 4?700.
«Грузопоток белорусских удобрений занимает главную часть транзитных грузов в Клайпеде. Негативное влияние будет большим, а компенсировать такой поток быстро не получится, поэтому помощь потребуется как портовым компаниям, так и, возможно, дирекции порта», — констатировал глава порта Альгис Латакас.
Один из руководителей БКТ Игорь Удовицкий, в свою очередь, утверждает, что Литва может потерять до € 1 млрд. «Потеря контракта с „Беларуськалием“, если она случится, обернется общим ущербом более 1 млрд евро. Здесь все просто — контракт с „Беларуськалием“ бессрочный и ограничен по времени только продолжительностью договора аренды территории в порту. Один миллион тонн каждый месяц проходит транзитом через Литву, и так до 2066 года — считайте сами. Покупатели белорусского калия — это десятки компаний, в том числе и государственные. Потеря контрактов, убытки — сотни миллионов. Итак, попытка прекратить транзит калия в самой короткой перспективе превратится для Литвы в миллиарды евро прямых убытков», — предупредил Удовицкий. Он уверен, что у порта нет альтернативы грузам из Белоруссии. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7076
Рейтинг поста: