Причин конфликта между центральной киевской властью и местной закарпатской — множество, и они лежат в разных плоскостях, вертикальных и горизонтальных.
Одна из плоскостей — общеполитическая. В любой большой стране ослабление центральной власти тут же приводит к усилению центробежных сил на периферии. Украина — не исключение. На фоне резкого падения рейтингов у президента Владимира Зеленского нарастает конфликт с региональными элитами. Первым полыхнуло Закарпатье — особый регион, всегда отличавшийся трениями с центром. Сначала на фоне конфликта с горсоветом добровольно ушёл в отставку мэр Свалявы Юрий Грига — один из двух мэров в Закарпатье, избранных от «Слуги народа». Затем вспыхнуло жёсткое противостояние в областном совете, где депутаты отправили в отставку ставленника Зеленского — главу облсовета, бывшего начальника контрразведки СБУ генерала Алексея Петрова. Киев может утратить контроль над регионом, отсюда такая истеричная реакция у представителей власти.
Антизакарпатская, по мнению местных депутатов, деятельность Петрова — лишь формальная причина их бунта. Истинных причин две. Первая — большинство закарпатцев недовольны внешней и внутренней политикой, проводимой президентом и его командой. А венгерская диаспора эту политику просто не приемлет. Зеленский ввёл санкции против закарпатских предпринимателей за контрабанду, что подняло ещё одну волну недовольства. Вторая причина — Петров и Тищенко хотели взять под контроль финансовые потоки, как бюджетные (раздербанивание средств по «Великому будівництву»), так и криминальные (контрабанда). Естественно, местным элитам это не понравилось, возник конфликт интересов.
Необходимо отметить, что закарпатское общество построено по принципу кланов: национальных (ромские тейпы, венгерская и румынская общины, русинское объединение); территориальных (Ужгород всегда пикировался с Мукачевом); родовых. У каждого клана свои экономические и политические интересы. Закарпатье — такое себе подобие Сицилии, со своими «крёстными отцами», с особым типом взаимоотношений и иерархией подчинения. Родственные связи особо ценятся в Закарпатье, здесь у каждого, помимо братьев, «шовгуров» и «стрик», с десяток кумовьёв. И если Владимир Чубирко является кумом Виктора Балоги, то эта связь НАВСЕГДА, независимо от того, в каких партиях они состоят. В данном случае закарпатские партии (кланы) объединились против Зеленского и его наместников.
Другая плоскость — противоречие между государственным устройством Украины и ментальностью людей, проживающих в Закарпатье.Ментальность закарпатцев такова, что понятие «унитарность» для них является оксюмороном.
В бесконечной палитре этносов Закарпатья — свыше 100 национальностей и народностей, 17 из которых являются автохтонными. В многоцветной мозаике закарпатской речи — слова из большинства славянских языков, а также итальянские и английские. Какая унитарность?! Её никогда не было в этом крае, и местное население вообще не понимает, что это такое и зачем оно нужно. Ни одно государство, в состав которого входило Закарпатье, унитарностью жителей области не напрягало. Австро-Венгрия уважала национальные особенности края, Чехословакия вообще сразу дала широчайшую автономию, вплоть до собственного правительства. Даже коммунисты, понимая уникальность региона, особо закарпатцев не напрягали, предоставляя максимум возможностей для местного самоуправления.
Именно в плоскости ментальности нужно искать причины перманентных конфликтов между Киевом и Закарпатьем. Можно проследить историю противостояния местных элит и центра, сразу отметив, что у первых на руках имеется один большой козырь, который закарпатцы время от времени выкладывают на стол. Имеется в виду местный референдум от 1 декабря 1991 года, проведённый одновременно со всеукраинским референдумом и выборами президента Украины. В закарпатских бюллетенях для голосования по вопросу о независимости Украины, в отличие от остальных регионов, была строка о «закреплении в Конституции Украины статуса специальной административной территории Закарпатье».
Изначально формулировка в закарпатских бюллетенях так и звучала — «статус автономной территории». Но баллотировавшийся тогда на пост президента Леонид Кравчук во время визита в Закарпатье переубедил местных депутатов подкорректировать текст бюллетеня, заменив «автономию» на «специальную административную территорию». За закрепление в Конституции Украины такого статуса проголосовало 78,6% жителей Закарпатья. 24 января 1992 года Закарпатский облсовет в порядке законодательной инициативы обратился к Верховной раде о внесении изменений и дополнений в Конституцию. А именно дополнить ч. 1 ст.77 и ст.75?2 словами: «Специальная самоуправляемая административная территория Закарпатье является составной частью Украины и самостоятельно решает вопросы, отнесённые к её компетенции».
Далее случилось неожиданное — центральная украинская власть в лице ставшего президентом Кравчука проигнорировала обращение Закарпатского облсовета, фактически обманув доверчивых жителей области.Результаты закарпатского плебисцита не были зафиксированы в законодательном порядке. В Киеве ничего не отрицали, но ничего и не делали. В итоге изменения в Конституции так и не были проведены. Документы по закарпатскому референдуму спрятали под сукно и забыли.
Поскольку за 30 лет со дня референдума результаты волеизъявления не были обжалованы в судебном порядке, а связанные с референдумом решения областного совета не были признаны юридически ничтожными, то можно утверждать, что на сегодня сложилась коллизия, при которой статус Закарпатья остаётся неопределённым.
До 2016 года о статусе никто не вспоминал, всё было тихо. Можно предположить, что между киевской и местной элитами был заключён негласный договор: мы не беспокоим вас по поводу референдума, а вы закрываете глаза на наши шалости с земельными участками, лесом, контрабандой и окнами на границе. Полагаю, так и было на самом деле, особенно во времена, когда в офисе президента рулили представители крупного закарпатского бизнеса — Медведчук, а затем Виктор Балога.
После переворота 2014 года расклад поменялся. В Закарпатье приехали новые «смотрящие» с новыми условиями сосуществования. Это были уже не мелкие шалости в приграничном регионе, начался настоящий грабёж области, который продолжается и по нынешний день. Составы, гружённые лесом-кругляком, потянулись в сторону Румынии и Венгрии. Вдоль украинской границы, как грибы, стали расти деревообрабатывающие комбинаты. В Закарпатье шутят: «Всё, что за 200 лет посадили Австро-Венгрия, Чехословакия и СССР, Украина вырезала за 4 года». Как только украинское государство пытается препятствовать массовому вывозу ценных пород необработанной древесины, его тут же ставят в позу «сломанной берёзы» западные «партнёры».
Вслед за новыми хозяевами в Закарпатье заявился «Правый сектор» (организация запрещена в РФ). «Буревестники революции» потребовали долю в сверхприбыльном «сигаретном» бизнесе. Местные не согласились, разразился конфликт со стрельбой из стрелкового оружия, включая подствольные гранатомёты. Боевые действия закончились поражением «Правого сектора». Бригада была рассеяна, её членов ещё месяц вылавливали в лесах области. Закарпатцы поняли: к власти пришли беспредельщики, с которыми договориться будет сложно, нужно что-то менять на законодательном уровне.
5 апреля 2016 года Закарпатский областной совет на третьей сессии VIІ собрания принял решение №?259, в котором призвали президента, спикера, премьера и ВР «безотлагательно внести изменения в Конституцию с целью ухода от централизованной модели управления, обеспечения способности и широких полномочий местного самоуправления, построения эффективной системы территориальной организации власти в Украине, реализации в полной мере положений Европейской хартии местного самоуправления…».
В тексте обращения закарпатские депутаты прямо сослались на результаты референдума 1991 года, а также на обращение Закарпатского областного совета 1992 года. Ссылки вызвали гневную реакцию со стороны киевской власти. «Унитарщики-патриоты» привычно заголосили про «зраду», про сепаратизм, про попытку раскачать ситуацию в Закарпатье и, как всегда, про «руку Москвы», как же без неё. В адрес местных депутатов посыпались обвинения и угрозы. Многие тогда испугались, стали оправдываться, мол, голосование было пакетным и они просто не читали текст обращения. В общем, дали задний ход.
Аналогичная ситуация сложилась и сейчас. Наместник Киева Петров стремился подмять под «унитарную модель» многонациональный регион, нагло ущемляя права венгерского меньшинства. А «смотрящий» Тищенко захотел оседлать финансовые потоки, отодвинув в сторону местных бизнесменов. Но на этот раз закарпатские депутаты, чувствуя поддержку своих избирателей, упёрлись рогом и сдаваться не собираются. Стоит заметить, что во время так называемого бунта закарпатская сторона не нарушила ни одного закона, ни одного регламента, ни одного протокола, в том числе протокола о действиях во время минирования зданий и сооружений. Киевской власти, на каждом шагу нарушающей закон и Конституцию, стоит поучиться у Закарпатья законопослушанию.
А Николаю Тищенко и прочим деятелям, обвиняющим закарпатцев в сепаратизме, хочется напомнить, что этот народ НИКОГДА не выступал против действующей власти. Это не его метод. Закарпатцы умеют быстро приспосабливаться к очередной власти и также легко с ней расставаться. Можно называть это социальной мимикрией, можно этнической капсуляцией, но этот способ самосохранения народ выбрал и с успехом им пользуется на протяжении всей своей истории. На нынешней, «национал-тревожной» Украине проявлять сепаратизм себе дороже, есть риск получить на своей территории Донбасс… Понимая это, закарпатцы придерживаются принципа «Мы пережили три мощнейшие империи, как-нибудь переживём и эту бестолковую власть».
О третьей плоскости конфликта, пожалуй главной, в следующей статье.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+