Взлет цен на газ в Европе привел к тому, что в Брюсселе планируют ускорить энергопереход, а часть европейских стран призвала активно использовать атомную энергетику. По сути, все это направлено против природного газа, который считается транзитным топливом для перехода Европы к безуглеродной экономике. По мере отказа от использования угля, нефти и атомной энергии его объемы потребления должны значительно вырасти в ближайшие годы. Теперь эти планы в Европе ставят под вопрос. Что может иметь долгосрочные последствия для российских поставщиков, которые, несмотря на все усилия ЕС, остаются главным источником природного газа для Европы. Эксперты замечают, что энергокризис стал поводом, который могли спровоцировать. При этом даже новые планы пока ничего не смогут поделать с положением «Газпрома» в Европе.
«Мы должны ускорить нашу „Зеленую сделку“, чтобы стать более независимыми в энергетической сфере», — заявила на прошлой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, комментируя ситуацию с рекордными ценами на газ. Следом появился проект мер, чтобы вывести Европу из энергетического кризиса. В копии документа, оказавшейся у журналистов Euractiv, страны ЕС призывают наращивать зеленую энергетику и ускорить процедуры выдачи разрешений на новые ветряные и солнечные электростанции. Брюссель при этом предлагает отделить ценообразование по газовой генерации и, например, по возобновляемым источникам, затраты которых сейчас, считают в Еврокомиссии, значительно ниже.
Следом премьер-министры, министры энергетики и экономики Франции, Румынии, Чехии, Финляндии, Словакии, Хорватии, Словении, Болгарии, Польши и Венгрии выступили с обращением во французской Figaro за включение атомной энергетики в разработанный Еврокомиссией список отраслей, которые способствуют уменьшению вреда окружающей среде.
«Очень важно… рассматривать все технологии производства энергии с небольшими выбросами углекислого газа в равной степени. Поэтому крайне необходимо, чтобы атомная энергетика была включена в европейскую таксономию до конца этого года», — говорится в статье в Figaro. Авторы подчеркнули, что атомная энергетика — доступный и стабильный источник энергии, который, в отличие от газа, защищает потребителей Европы от ценовых скачков.
Столь масштабного наступления на газ, который планируется в качестве транзитного топлива при переходе Европы на безуглеродную экономику к 2050 году, еще не было.
«Потенциальное будущее, которое Москва не видит ясно, — это то, когда Европе нужен газ только 5 часов в день, а не 24 часа на постоянной основе. Конечно, моменты продолжительной перемежаемости также будут повторяться, но будущая базовая нагрузка для спроса на газ продолжит ухудшаться», — заметил в Twitter глава отдела «Газ и энергетика» S&P Global Platts Ира Джозеф.
С одной стороны, рекордные цены на голубое топливо и личные мотивы стран и Еврокомиссии — веский повод для снижения потребления газа. С другой — несмотря на все усилия Европы по организации свободного рынка, зависимость региона от российского газа не снизилась. На «Газпром» приходится более трети рынка.
«Вполне допускаю, что рост цен на споте в Европе и Азии, при котором его никто не хочет покупать, спровоцирован, в том числе для этих целей (снижения потребления российского газа), — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Физического дефицита газа на европейском рынке сейчас нет. Есть разные проблемы с энергоснабжением, а с газом — нет. Были и остаются опасения относительно его доступности в предстоящий отопительный сезон, но не такие, чтобы допускать рост цен в 2?3 раза в течение одного месяца, и тем более если этот месяц — сентябрь».
Высокие цены могут привести к увеличению предложения СПГ, так как ранее нерентабельные проекты становятся привлекательными, добавляет аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
Эксперт отмечает, что пока что роль газа для Европы слишком велика и существенное снижение импортных потребностей Европы стоит ждать в любом случае не раньше, чем через 20 лет.
Наступление на газ пошло пока только в производстве электроэнергии, где газовая генерация занимает 22%. Однако техническая специфика использования голубого топлива сужает возможности Брюсселя добиться своего в этом направлении.
«По большому счету, сейчас газу нет альтернативы в электрогенерации или Европе нужно срочно реабилитировать уголь», — говорит замдиректора ФНЭБ.
Он отмечает, что атомную энергетику нельзя воспринимать как альтернативу газу, потому что АЭС не могут балансировать рынок. «Их нельзя быстро включить и остановить, и совсем нельзя делать это часто», — замечает Алексей Гривач.
Атомная энергетика действительно может стать частичной альтернативой, но больше традиционному углю и, в меньшей степени, газу. «Но это преимущественно касается долгосрочных перспектив Китая, Индии и некоторых других развивающихся стран. В Европе это будет носить ограниченный характер и касаться лишь некоторых стран (которые и обратились с призывом)», — считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
«При нынешних требованиях к строительству блоков АЭС в Евросоюзе (тендеры, лицензирование, подготовительные работы и тому подобное) строительство блока в лучшем случае займет лет 10. Возможно, больше», — рассказывает директор автономной некоммерческой организации для поддержки развития атомной науки, техники и образования «АтомИнфо-Центр» Александр Уваров. Ускорить расширение атомных парков в ЕС теоретически возможно при помощи малых модульных реакторов заводского изготовления, считает эксперт, но такие реакторы появятся не раньше 2030 года.
«Так что Европе стоит в первую очередь подумать о том, как сохранить имеющиеся блоки АЭС. И хорошо бы вернуть в строй хотя бы некоторые из досрочно остановленных блоков, чье техническое состояние позволяет продолжать эксплуатацию», — добавляет Александр Уваров.
Сейчас Европе стоит задуматься больше над тем, что может происходить этой зимой, рекомендуют эксперты.
«Население ЕС, которое в ближайшие месяцы столкнется с реалиями высоких цен за электроэнергию и газ, определенно проявит недовольство. Это может поставить перед национальными правительствами вопрос о целесообразности следования указаниям Брюсселя», — сказал руководитель рейтинговой службы «Национального рейтингового агентства» Сергей Гришунин. Он полагает, что может повториться прецедент Польши, которая, получив штраф от суда ЕС в 500 тыс. евро за каждый день работы угольной шахты Туров, приняла закон о приоритете польских законов над правом Евросоюза. «В этой связи может быть дальнейшее расхождение между заявлениями Еврокомиссии, которая продолжит декларировать зеленый переход, и реальными действиями европейских стран, которые по примеру Венгрии могут пойти по пути наращивания взаимодействия с „Газпромом“», — полагает эксперт. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|