Три часа переговоров президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана не завершились, как это принято, заявлениями сторон. Встречу лишь назвали успешной и эффективной. Директор Центра изучения современной Турции, научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев рассказал EADaily, зачем Эрдоган на самом деле приезжал к Путину в Сочи.
Главная проблема, обсуждавшаяся на встрече президентов, — Сирия и Идлиб с другими сирийскими территориями, прилегающими к турецкой границе. С другой стороны, заявил Гаджиев, была необходимость обсудить российско-турецкое взаимодействие на Большом Ближнем Востоке, как действовать, когда западные силы ограничивают свое присутствие там.
«Сотрудничество России и Турции по региону уже является серьезным фактором в мировой политике. Именно поэтому этой встрече было уделено повышенное внимание. Все позабыли даже о Генассамблее ООН, все взоры обратились к этой встрече. Потому что именно от этой встречи, от того, к чему они придут, будет зависеть дальнейший процесс трансформации Большого Ближнего Востока», — сказал Гаджиев.
Эксперт остановился подробнее на том, в чем заключается проблема с Сирией.
«Исходя из заявлений российских и турецких властей и заявлений в прессе, речь шла в первую очередь о Сирии. В частности, об Идлибе, а также о сирийских территориях, которые прилегают к турецкой границе и где орудуют курдские отряды народной самообороны. Это вызывает беспокойство в Анкаре, а ситуация в Идлибе беспокоит Россию. Очевидно, было взаимное недовольство тем, как выполняются сочинские договоренности, а также соглашение, подписанное в марте 2020 года. Напряжение, возникшее в Сирии, требовало безотлагательного разрешения ситуации, поскольку имелись непосредственные риски того, что могли бы пострадать представители Минобороны и военной полиции России и Турции, во избежание этого и возникла необходимость переговорить и действовать дальше, чтобы не повторить кризис 2015?2016 годов в связи со сбитым российским бомбардировщиком», — сказал Гаджиев.
С другой стороны, отметил эксперт, если идти от частного к общему и рассматривать контекст всего региона, мы видим, что в Афганистане американцы ушли. Вакуум быстро заполняется талибами, которые в настоящее время не имеют дипотношений ни с Россией, ни с Турцией, но работают над тем, чтобы получить признание.
«В этой ситуации пошли разговоры о том, что американцы по примеру Афганистана могут ограничить свое присутствие в Сирии. А это означает, что при таком раскладе курдские отряды народной самообороны, которые, с одной стороны, пользовались поддержкой американцев, но, с другой стороны, были в какой-то степени ограничены в действиях на основе договоренностей с ними, теперь в условиях, когда контингент международных коалиционных сил будет ограничен, могут считать себя свободными от каких-либо обязательств и могут угрожать турецким границам и Турции, которая, в свою очередь, является союзницей США. Данный расклад Анкару беспокоит, ей нужна поддержка России», — сказал Гаджиев.
Конкретные итоги сегодняшней встречи не были названы, потому что вопросы, стоящие перед сторонами, требуют тщательной дальнейшей проработки, считает эксперт.
«На сегодняшней встрече как минимум было достигнуто понимание ответственности, которая легла на плечи двух государств. И понимание того, что нужно выработать механизмы не просто касающиеся отдельных конфликтов в регионе, а уже такие, которые касаются совместного взаимодействия на более широком пространстве, с включением других государств, используя уже существующие механизмы, ШОС, ОДКБ», — заключил Амур Гаджиев.
Как сообщало EADaily, президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган завершили переговоры в Сочи. Встреча, начавшаяся около 13.30 29 сентября, продлилась порядка трех часов. Заявлений для прессы по ее итогам сделано не было. Президенты обсудили повестку в сфере экономики, международных отношений. В частности, Путин отметил успешное взаимодействие двух стран по ситуации в Сирии и Ливии. Он отдельно остановился и на работе центра по контролю за прекращением огня в Карабахе. По оценке российского президента, это сотрудничество является «серьезной гарантией стабильности» в регионе. Президент Турции, в свою очередь, заявил, что мир на Ближнем Востоке зависит от взаимоотношений Турции и России.
«Укрепление российско-турецких отношений принесет большую пользу. Наши совместные шаги в Сирии имеют большое значение. Мир в этом регионе зависит от российско-турецких отношений», — уверен Эрдоган.
На прошлой неделе президент Турции рассказал журналистам о своих ожиданиях от визита в РФ. По словам Эрдогана, «встреча с господином Путиным в Сочи действительно важна», поскольку «Турция и Россия — это две страны, играющие важную роль в регионе». Турецкий президент при этом рассчитывает, что по итогам встречи с Путиным «будет принято важное решение» с точки зрения двусторонних отношений, которые затем «войдут в более активную фазу».
24 сентября Эрдоган говорил, что Турция ожидает от России «других подходов» в Сирии. Причиной этому он назвал якобы существующую угрозу для Анкары со стороны сирийских войск. По мнению Эрдогана, это стало бы «проявлением солидарности» РФ по отношению к Турции. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|