EADaily предельно открыто и информативно рассказывало о завершившихся вчера досрочных парламентских выборах в Молдове. Как известно, партия президента страны Майи Санду «Действие и солидарность» (PAS) получает по итогу 63 мандата из 101 возможного. Вынужденный Блок коммунистов и социалистов (лидеры Владимир Воронин и Игорь Додон) имеет 32 мандата, партия беглого олигарха Илана Шора «Шор» — 6.
Небольшое уточнение. Социалисты и коммунисты, решив «мандатные» вопросы, сформируют две отдельные фракции. Сие означает, что у «пророссийских» додоновцев — 21 заветный пропуск в парламентский буфет, а у воронинцев, которые за всеобщее мировое счастье, — 11.
Разумеется, вы уже поняли, что госпожа Санду при формировании нового правительства страны и решении ключевых вопросов государственной важности может «в упор нет замечать» поднадоевших ей изрядно представителей левого фланга. И примыкавшего к ним периодически господина Шора.
Мне могут возразить, что у Санду нет конституционного большинства, позволяющего вносить изменения в основной документ страны.
Отвечаю: у Майи Григорьевны есть для подобного рода опций Конституционный суд, возглавляемый верной боевой подругой Домникой Маноле. Этого, как показала практика, вполне достаточно для перемалывания оппонентов в муку и достижения поставленных целей.
Теперь о первых громких и тихих заявлениях. Глава пропрезидентской партии «Действие и солидарность» лютый русофоб и ярый националист Игорь Гросу без обиняков заявил на брифинге по случаю победы:
«К сожалению, некоторые органы власти закрывали глаза на нарушения на выборах, мы опротестовали это и настаиваем, чтобы виновных привлекли к ответственности. Мы намерены после признания выборов провести аудит всех государственных органов, в том числе и правительства, чтобы понять, куда уходят деньги. Также мы намерены бороться с коррупцией и привлечь в страну инвестиции, чтобы восстановить экономику».
Экономику они, конечно, не восстановят, ибо там восстанавливать уже нечего, но оставшимся в меньшинстве бывшим героям парламентских баталий крови попьют изрядно. Отомстят по полной программе, ибо молдавский политзверинец предельно злопамятен.
Ну и весьма корректное заявление Игоря Додона, собиравшегося в минувшую пятницу окунуть провокаторов в Днестр:
«Я хочу поздравить PAS и госпожу президента Майю Санду с полученным результатом. С сегодняшнего дня им принадлежит полная власть — и аппарат президента, и парламент, и правительство, и Конституционный суд. Теперь у нас своего рода захваченное государство, но с другой точки зрения. Мы будем в оппозиции, ответственной, хорошо подготовленной, профессиональной. И будем пристально следить за выполнением предвыборных обещаний».
Вы, Игорь Николаевич, в первую очередь свои обещания исполните. Например, верните школьные предметы молдавский язык и история Молдавии в учебные заведения державы, благо сами же говорили:
«Мы никогда не отказывались от этих идей и не откажемся. Но все нужно делать вовремя, когда есть уверенность в результатах. Когда я буду уверен, тогда и нанесем удар».
Чем не время — самое то для оппозиционной партии отличиться и восстановить пошатнувшееся доверие.
И еще. Додон утверждает, что «мы получили хороший результат, но хотелось бы чуть лучше». Хм, если на прошлых выборах социалисты взяли 37 мандатов, а на этих — 21, то в чем «хорошесть», господин президент партии (есть в Молдове и такой титул)?!
Теперь позвольте «плеснуть колдовства в хрустальный звон бокала». Это я про огромное по формату поздравление румынского внешнеполитического ведомства по случаю долгожданной победы.
Каков стиль, сколько уверенности в завтрашнем дне и «братской» любви:
«Румыния поздравляет граждан РМ с голосованием и приветствует победу, одержанную реформистскими и проевропейскими силами на досрочных парламентских выборах 11 июля 2021 года. Это победа демократии, знаменующая решительный шаг к необратимости европейского пути Молдовы — процесс, который Румыния постоянно поддерживала и будет поддерживать безоговорочно. Румыния надеется, что как можно скорее будет сформировано правительство, которое поддержит проевропейский подход и продолжит на постоянной основе процессы реформ. Как и прежде, Румыния будет вместе с Молдовой на этом пути, основанном на двустороннем стратегическом партнерстве для европейской интеграции страны и языкового, культурного и исторического сообщества, включая продолжение проектов, направленных непосредственно на благо граждан и поддержку европейской повестки РМ».
Обычная агитка изрядно возбудила диванных «всёпропальщиков» и сверхпатриотов, подпрыгивающих по поводу и без оного девять раз на дню. Румыния никогда не скрывала свою позицию в отношении соседнего государства и его лингвистических особенностей. И если действующий президент Молдовы — гражданка Румынии, то и грядущее правительство процентов на 97 будет состоять из обладателей «бухарестского» паспорта.
Да, в ближайшее время понятие «молдавский язык» окончательно исчезнет из официального обращения, перестанет быть предметом торга и всевозможных инсинуаций, но зато все будет честно, без подменяющих буквы флажков на госсайтах.
А как же статус русского языка, спросите вы. И здесь есть ответ. Его существенно понизили социалистические архаровцы, попытавшиеся в период краткого парламентского преимущества хайпануть на звонкой теме. За ночь накалякали не подтвержденный обязательными нормами законопроект, который ожидаемо завернул Конституционный суд, затянув законодательные гайки гораздо туже, чем было до выпендрежа группы товарищей.
Теперь у русского языка статус, как у болгарского, но на болгарском мало где говорят, а на русском — практически везде.
Теперь про ПМР. Даже те, кто может отличить пистолет Макарова от гранатомета, понимают предельно четко: любая попытка атаковать российских миротворцев, двадцать девять лет несущих исправно службу на берегах седого Днестра, мгновенно перерастет в войсковую операцию континентального масштаба.
Достанется тогда всем. Гырбовецкий лес (3 июля 1992 года до сих пор с содроганием вспоминают молдавские Наполеоны) покажется игрой «Зарница», в чем я абсолютно уверен. До тираспольского аэродрома ближе, чем до Сирии, а воздушные и сухопутные границы здесь уже никакой роли играть не будут. И сие — не бравада, а понимание происходящих процессов и ответственность за судьбы 200?000 граждан России, проживающих в Приднестровье. Где, кстати, и своя армия обучена и вооружена на должном уровне.
Она, правда, не принимает участие в натовско-американских учениях, но там и без приднестровцев есть кому за сигаретами бегать и столы накрывать с гречкой и сосиской в одноразовой таре.
Так что же мы, в данном случае россияне, потеряли? Почти ничего. Разве что рассеялись иллюзии относительно пророссийских устремлений властей Молдовы. Бездарно уступив президентское кресло, Игорь Додон семь месяцев после инаугурации Майи Санду «надувал щеки», демонстрируя Москве сдержанный оптимизм, но часы пробили полночь — и Золушка стала королевой страны, как минимум до истечения своего мандата.
Сейчас у выпускницы Гарварда в руках вся полнота власти, поддержка зарубежных партнеров (вопрос, в обмен на что, уже малоинтересен) и небывалая поддержка населения. Как внутри страны, так и в диаспорах.
И не проводите параллели с киевским мальчиком. Он чужой для украинских националистов, а Санду — и есть лицо национализма молдавско-румынского. Причем в абсолютном смысле, без алчной когорты родственников, с древней двухкомнатной квартирой и дряхлой машиной какого-то доисторического года. И она не изменится. Идеалистка-одиночка, которой, кроме власти, ничего не нужно. Ну разве что три-четыре платья, кои уже и обсуждать перестали, настолько они убоги.
Умеют же подбирать человеческую фактуру заокеанские кадровики. Стопроцентное попадание. Хочется позавидовать белой завистью (без аналогий) и порекомендовать российским дипломатам подобный стиль работы на постсоветском пространстве, где наше присутствие заметно шагренирует.
Впрочем, хватит о плохом. Давайте про хорошее. А оно непременно случится. Ибо сразу после формирования правительства президент Майя Санду полетит в Москву. В чем я уверен на сто один процент. Ибо нет у нее другого выбора. Посулами румынскими людей не накормишь. Особенно накануне осени, а затем и зимы. И состоится в Белокаменной предметный разговор. О добрых намерениях и конкретных планах. Как говорится, за жизнь, которая продолжается несмотря ни на что.
Вот только интересно. Как новая молдавская оппозиция отнесется к такому визиту. Мне все же кажется, что одобрит.
А, Игорь Николаевич?
P. S. Уважаемый Дерек Джамалович, неужели это правда и после завершения блистательной миссии Вы покидаете гостеприимную Молдавию? Господин посол Хоган, так нечестно. А как же известная поговорка: «Мы в ответе за тех, кого приручили?». И к кому теперь будут ездить на доклад местные политики, кто поддержит их суверенную позицию, кто назначит в молдавское оборонное ведомство американскую смотрящую, кто, наконец, утешит в трудную минуту президентессу добрым словом?
Оставайтесь, здесь же не Афганистан, право слово. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|