«Северный поток — 2» будет построен. Однако газопроводу предстоит пройти еще сертификацию, которую запрещают санкции США, а оператору — добиться исключений из ограничений газовой директивы ЕС, из-за которых «Северный поток — 2» не сможет работать на полную мощность. Одни эксперты считают, что постепенно «Газпром» добьется своего. Другие полагают, что многое зависит от результата выборов в бундестаг и канцлера Германии.
«Слона нужно есть по частям. Сейчас стоит задача достроить газопровод, и она выполняется, несмотря на огромное противодействие США и их сателлитов в Европе, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Конечно, дальнейшие регуляторные мероприятия очень важны, но я думаю, что в конечном итоге они будут решены в рабочем порядке. Не случайно Вашингтон так отчаянно воевал именно против строительства, хотя поправки в газовую директиву, которые лично я считаю позором европейской правовой системы, были приняты уже давно. Они понимают, что готовая инфраструктура все равно будет использоваться».
Аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Кауфман придерживается похожего мнения. «На наш взгляд, самое худшее для „Северного потока — 2“ действительно уже позади, хотя остаются еще нерешенные вопросы. США последние месяцы постоянно угрожали проекту новыми серьезными санкциями. Однако газопровод завершен на 95% и достраивается силами России. В такой ситуации достаточно сложно придумать новые санкции, которые остановят строительство, но не приведут к существенному ухудшению отношений с Германией», — полагает эксперт.
После того, как США установили санкции против компаний, которые сертифицируют «Северный поток — 2», проект покинула авторитетная Det Norske Veritas. Однако ранее, в октябре, она отказалась и от сертификации модернизированного трубоукладчика «Академик Черский» из-за санкций. Но судно прошло все необходимые процедуры у другой, неизвестной компании и работает сейчас на нитке А газопровода. Таким образом и у сертификации самого газопровода может не возникнуть проблем. По крайней мере, вице-премьер Александр Новак заявил на прошлой неделе, что он их не видит. Датское энергетическое агентство в своем разрешении на строительство указывало, что сертифицировать участок может любая третья сторона, способная выпустить легитимный сертификат соответствия. Возможно, в США и знают, о какой компании может идти речь, однако Вашингтон, как известно, открыто воздерживается вводить санкции, чтобы наладить отношения с Германией.
«Если вы Nord Stream 2 AG или „Газпром“, то вы можете обратиться за сертификацией к действующему оператору газопроводов без плохой истории. Например, Gascade (управляет продолжениями балтийских газопроводов в Германии)», — написал в Twitter экс-дипломат и аналитик Argus Пол Мартин. По его мнению, главный оставшийся вопрос — это на какой объем мощности «Северный поток — 2» может получить ограничения из-за газовой директивы ЕС — 10%, 20%, 30% или 40%.
Выдвигается много вариантов, как оператор проекта может обойти требование газовой директивы резервировать мощности под независимых поставщиков: от организации виртуального хаба на Балтике до сдачи газа европейским потребителям на входе в «Северный поток — 2» в России. Однако пока Nord Stream 2 AG не хочет ничего менять и оспаривает само решение Еврокомиссии о внесении изменений в газовую директиву в 2019 году в судах. Так, через Общий суд ЕС оператор пытается доказать, что поправки носят дискриминационный характер, через арбитражный трибунал ad hoc по правилам ЮНСИТРАЛ — нарушены статьи Энергетической хартии, а в Высшем земельном суде Дюссельдорфа добивается, чтобы Федеральное сетевое агентство Германии отменило отказ в освобождении проекта от выполнения ключевых положений газовой директивы ЕС.
На этой неделе баржа «Фортуна» полностью завершит работы на нитке В «Северного потока — 2». По аналогии с первым балтийским газопроводом, на пусконаладочные работы и испытания уйдет два-три месяца и ее смогут запустить во второй половине августа — первой половине сентября. Вторую нитку, однако, «Академик Черский» и «Фортуна» при их текущей скорости смогут завершить «в четыре руки» только в последнем месяце лета. Соответственно, запуск может состояться лишь через несколько месяцев.
Эксперты считают, что сроки могут играть значение, так как в сентябре в Германии пройдут выборы в бундестаг, от результата которых во многом будет зависеть будущее проекта.
«Если „Зеленые“ получат в правительстве важные министерства и даже канцлерство, то отношения с Россией будут очень сложными. Я ожидаю даже блокаду в области энергетического диалога, — говорит немецкий политолог Александр Рар. — Если победит Лашет (из ныне правящей ХДС), то он, кончено, будет выступать за прагматичный диалог и за то, чтобы „Северный поток — 2“ заработал и его не ограничили новыми европейскими директивами. Но забегать вперед сейчас очень сложно, потому что все будет решаться после выборов новым правительством, которое уж точно будет другим, нежели сейчас».
«Зеленые» уже разворачивают предвыборную программу с обвинениями в адрес России, в том числе «Северного потока — 2», так как надеются таким образом получить поддержку среди своего электората, замечает Александр Рар. В то же время немецкий политолог говорит о том, что 60?70% немцев выступают за энергодиалог с Россией: «И „Зеленые“ должны понимать, что, раздувая новые скандалы вокруг „Северного потока — 2“, они стреляют себе в ногу».
«Зеленые» делают массу ярких заявлений, так как находятся в оппозиции, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. «По законам политики они должны критиковать все, что поддерживают нынешние власти. Если „Зеленые“ придут к власти, то они будут нести ответственность за принятие новых решений и тогда позиция по множеству вопросов изменится», — уверен эксперт.
Впрочем, ситуация с сухопутным продолжением «Северного потока», газопроводом Opal показывает пока, что ограничения газовой директивы более чем реальны, так как это вопрос общеевропейского уровня. Польская PGNiG смогла через суд опротестовать решение Еврокомиссии и вернуть лимиты на мощности Opal. В результате «Северный поток» работает на полную мощность только потому, что использует частично продолжение еще не работающего «Северного потока — 2», газопровода Eugal.
В этом году Европа вошла в сезон подготовки к следующей зиме с низкими запасами газа, высокими ценами и ограниченными возможностями по импорту СПГ. Азия предлагает более привлекательные условия, и допобъемы сжиженного газа идут туда. В этой ситуации «Газпром» выполняет контрактные обязательства, выбирая забронированные объемы по всем транзитным направлениям, а дополнительные заявки планирует обеспечить после запуска «Северного потока — 2». Таким образом, в канун отопительного сезона страны ЕС могут оказаться с недостаточными запасами и у самой Германии и Еврокомиссии может возникнуть дилемма.
Впрочем, вопрос об исключении «Северного потока — 2» из правил газовой директивы может стать и частью большого пакетного соглашения, которое, судя по всему, необходимо, чтобы удовлетворить все стороны — Россию, Германию и США. Не секрет, что новая администрация Белого дома не вводит санкции, но требует при этом у Германии увязать работу «Северного потока — 2» и поставки российского газа через Украину после 2024 года. После переговоров в Вашингтоне о сохранении транзита заговорили и в Берлине. «Мы хотим, чтобы газ транспортировался через Украину на долгосрочной основе, потому что это имеет огромное экономическое значение для Украины», — заявил сегодня, 9 июня, министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Глава МИД ФРГ сказал, что Берлин будет вести переговоры, чтобы транзитный контракт продлили. И этот вопрос, добавил министр, необходимо решить к середине августа — когда еще не успеют запустить и первую нитку «Северного потока — 2». Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|