В Вене проходят переговоры Совместной комиссии Ирана и международной "пятерки". Однако, по мнению гендиректора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, Штаты пришли на них с "пустыми руками".
Во вторник, 6 апреля, в Вене началось заседание Совместной комиссии Ирана и международной "пятерки" посредников (Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия). Проведение переговоров запланировано до пятницы, 9 апреля. Двум рабочим группам поручено определить конкретные меры, которые должны быть приняты США и Ираном для восстановления полного выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
По мнению генерального директора Центра по изучению современного Ирана Раджаба Сафарова, реальная позиция Вашингтона до сих пор не озвучена, что делает переговорный процесс беспочвенным.
"Иран с настороженностью ожидает итогов переговоров, поскольку до сих пор неизвестна реальная позиция США. На словах они готовы к переговорам с Тегераном, но на деле не предлагают конкретный план действий. У Ирана четкая позиция: все санкции, которые были введены США после выхода из сделки, должны быть отменены. Более того – Иран должен убедиться, что механизм снятия санкций работает. И только потом Тегеран вернется к выполнению своих обязательств в рамках СВПД. У США другая позиция: давайте посидим, поговорим – мы снимем часть санкций, вы частично вернетесь к соглашению. Этот вариант, конечно, Иран не устраивает", – заявил Сафаров в разговоре с Baltnews.
Тереган в эпоху санкций
По мнению политолога, на сегодняшний день Тегеран, сумев адаптироваться к условиям санкций, имеет экономический рост, что снижает актуальность переговоров как таковых.
"Высока вероятность того, что прорыва на переговорах в Вене не будет, поскольку у США нет готовности разрушить санкционную стену, выстроенную Трампом. Сегодня насчитывается более 1500 санкций со стороны Штатов по отношению к Ирану. Многие были введены с одобрения конгресса, многие из них – за поддержку терроризма, что крайне осложняет их снятие простой директивой президента США: требуется одобрение Конгресса. Иран сегодня вообще никуда не торопится. Он достаточно хорошо адаптировался к условиям санкций. Последние два квартала отмечается бурный экономический рост. Это значит, что иранская экономика вышла из рецессии. А [объемы] продажи нефти Китаю фактически вернулась до трамповского времени. Поэтому Тегеран не сильно переживает, если Вашингтон не проявит реальную готовность переговорам, продолжая развивать свою ядерную программу", – пояснил Сафаров.
Он отметил хороший потенциал развития китайско-иранских, а также российско-иранских отношений.
"Более того, на фоне прогресса переговоров с Китаем отмечаются радужные перспективы развития китайско-иранских отношений, что уменьшает санкционное давление со стороны США и ЕС. Вместе с тем открываются новые горизонты в отношениях с Россией. На 13 апреля запланирован визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Тегеран. При этом будут обсуждаться не только политические вопросы, но и торгово-экономические. В целом на сегодняшний день в Иране очень рациональное управление, работает импортозамещение", – добавил эксперт.
Американский исход
Вместе с тем, по словам Сафарова, "демонизация" Ирана выгодна многим действующим лицам на международной арене.
"В самих Штатах в рамках данной тематики сталкиваются интересы разных лоббистских групп. В частности – военно-промышленного лобби, которое сегодня находится просто в райских условиях, делая из Ирана монстра, представляющего угрозу всему Ближнему Востоку. Испуганные страны региона вынуждены тратить по полбюджета на оборону. Якобы угроза со стороны Ирана – выгодное для экономики положение. Причем не только для американской, но и для экономик государств Ближнего Востока, Персидского залива, особенно для Израиля", – объяснил политолог.
Однако самое важное на сегодняшний день, по мнению Сафарова, – то, что Вашингтон сам убедился в деструктивности своей антииранской политики, из-за чего вынужден сворачивать свои ближневосточные миссии:
"Американцы убедились, что Иран – серьезный региональный игрок, и без его участия ни один вопрос на Ближнем Востоке и практически во всем исламском мире не решается. Противодействие Ирана, которое возникает как результат введенных Вашингтоном санкций, не позволяет США в полной мере осуществлять свои планы в регионе.
Сегодня [президенту США Джо] Байдену выгодно снять санкции с Ирана, не из большой любви, конечно, а с целью смягчения жесткой позиции Тегерана, которая стала причиной ухода США из стран Ближнего Востока, где их присутствие вынужденно сокращается. Речь идет не о создании нового формата американо-иранских отношений, которых фактически нет еще с первых дней Исламской революции. Я считаю, что формат отношений должен приобрести скорее как можно более нейтральный характер".
"Рано или поздно Штаты начнут снимать санкции, осознав их деструктивность, приведшую к тому, что американские позиции в регионе серьезно пошатнулись, теперь они вынуждены сворачивать свое присутствие. Если же Байден проявит политическую волю и проломит трамповскую стену санкций, это будет очень серьезным шагом со стороны Вашингтона", – рассказал эксперт, отметив при этом, что "центр силы смещается, уменьшая влияние США на государства Ближнего Востока и исламского мира в целом".