Россия одержала наиболее впечатляющую победу в геополитическом противостоянии благодаря своей вакцине «Спутник V», уверен французский политолог. Эксперт отметил, что западные страны показывают себя не лучшим образом.
Врезультате пандемии covid-19 и вакцинной гонки между разными странами установился новый баланс сил. В то время как Европейский союз оказался в затруднительном положении, Соединенные Штаты восстанавливают силы благодаря вакцинации после катастрофической попытки справиться с кризисом в области здравоохранения. Другие страны успешно справляются с этой задачей, например, Китай и Индия, а также Россия — при помощи своей вакцины «Спутник V».
Интервью с Паскалем Бонифасом (Pascal Boniface), специалистом по геополитике, основателем и директором «ИРИС» (IRIS).
Появление вакцин против covid-19 усугубляет соперничество между мировыми державами. Несмотря на призыв ВОЗ к многостороннему подходу для «справедливого» распространения вакцины по всему миру, разные страны в первую очередь преследуют собственные интересы. Этого достаточно, чтобы некоторые державы начали использовать их для развития своей дипломатии.
Паскаль Бонифас, специалист по геополитике и директор «ИРИС» (Института международных и стратегических отношений), разъясняет соотношение сил, сложившееся на фоне пандемии коронавируса.
- Справиться с этим глобальным кризисом в области здравоохранения нужно было бы при помощи многостороннего подхода. На деле же все обстоит иначе. Как это можно объяснить?
— В своем протоколом «Ковакс» (Covax) ВОЗ призвала страны обеспечить доступность вакцин в разностороннем порядке. Однако в условиях кризиса и давления со стороны общественного мнения некоторые страны предпочитают решать проблему в национальных масштабах, предоставляя вакцины в первую очередь своему населению.
Государство играет доминирующую роль в этом кризисе здравоохранения, потому что именно оно способно оптимальным образом организовать распределение вакцин у себя. Оно столкнулось с очень сильным давлением со стороны общественного мнения, чья роль, впрочем, сопоставима по масштабам — вне зависимости от политической системы. Надежды на многостороннее сотрудничество в тех случаях, когда в первую очередь следует позаботиться о медицинском персонале и людях в зоне наибольшего риска во всем мире, на самом деле уже не существует. Шла речь о вакцине, появление которой понималось как «общее благо». Однако западные страны скупили 90% доз двух американских вакцин. И это неизбежно отразится на южных странах и вызовет там негодование.
- Стало быть, здесь каждая страна играет за себя?
— Во всех странах существует запрос на то, чтобы в первую очередь обслуживать интересы собственного населения. С точки зрения глав государств, показателем популярности будет то, насколько быстро и качественно произойдет выход из этого кризиса. Поэтому государственные интересы, разумеется, в первую очередь. Несмотря ни на что, каждый ведет вакцинную дипломатию из соображений престижа, а также решая попутно финансовые вопросы.
- Китай и Индия, похоже, извлекают выгоду из этой ситуации…
Эти страны конкурируют в своем регионе, занимаясь вакцинной дипломатией. Китай обладает существенным производственным потенциалом и стремится к присутствию в развивающихся странах для укрепления своего влияния. Мы видим, что, скажем так, не слишком богатая страна, Куба, прекрасно с этим справилась и произвела что-то вполне действенное. Израиль тоже выделяется своим эффективным подходом к вакцинации после начала кампании.
Но наиболее впечатляющую победу одержала Россия. На данный момент она одержала победу в геополитическом противостоянии. Раздавалось множество насмешек, после того как Путин представил свою вакцину. Ее название, «Спутник», напомнило миру Советский Союз и его напыщенные стратегии. Однако вакцина работает.
На сегодняшний день существует одна страна, где сняты ограничения и при этом вакцина идет на экспорт, и это Россия. Там можно ходить в рестораны, на дискотеки, в бары, ограничения с населения сняты. И эту вакцину, «Спутник», следует экспортировать за пределы традиционной территории влияния бывшего Советского Союза, заплатив России 25 миллиардов долларов в этом году.
- Достаточно ли этого на данный момент, чтобы восстановить имидж России на международной арене?
Дела Навального это не отменяет. Фактически страны, желающие получить российскую вакцину, не будут задаваться вопросом, произведена в демократической или в авторитарной стране. Их будет интересовать вопрос ее эффективности. На данный момент, как представляется, это работает. Это не реабилитирует имидж России в полной мере, но отчасти — да. А для Путина это успех как внутриполитический, так и международный.
- Почему пандемия оказалась таким потрясением для западных стран?
В течение долгого времени Запад пользовался квазимонополией в сфере вакцин. Жители Запада пострадали во время кризиса — с точки зрения здравоохранения. Они считали, возможно, слишком поспешно, что подобная эпидемия может произойти только в Африке или в Азии, а западный мир от нее застрахован. Они жестоко разочаровались, узнав, что это не так. И в результате это не мы отправляем вакцины в Россию, а нам придется закупать ее у русских.
- Может ли Европейский союз, подвергшийся критике в связи с организацией вакцинации, несмотря ни на что, укрепить свои позиции по окончании этого кризиса?
— ЕС же среагировал на экономические последствия, разработав свой план восстановления. Антиевропейские настроения снизились, что очевидно на примере Италии, где Маттео Сальвини (Matteo Salvini) поддерживает Марио Драги (Mario Draghi).
Что же касается вакцинации, то процесс не ускоряется, и это негативно скажется на имидже Европы. Мы обеспечили за собой право на дозы, которые еще должны быть поставлены и довольно быстро распространены, потому что сегодня, следует признать, Европа оказалась в несколько отстающем положении. К тому же, она не в состоянии действовать по образу и подобию Соединенных Штатов, развернувших своего рода военную экономику для широкомасштабного производства вакцин. И здесь мы говорим о том, что к марту будут вакцинированы 100 миллионов американцев. Европе до этого еще далеко.
- Для Франции это провал — с точки зрения исследователя…
— Это символический и относительно важный и болезненный провал. Наблюдать на родине Пастера отставание в области вакцинации не слишком приятно, как и то, что мы отстаем в разработке вакцины.
В данный момент нужно задаться вопросом, почему фармацевтический гигант «Санофи» (Sanofi), получив значительную финансовую поддержку со стороны государства, все равно увольняет сотрудников, при этом выплачивая значительные дивиденды акционерам. Следовало бы контролировать, чтобы инвестиции в частные предприятия, как на французском, так и на европейском уровне, были оправданы с точки зрения их пользы для общества.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.