До выборов президента США остается три недели. Как проходит заключительный этап этой гонки? На эту тему наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов разговаривал с руководителем Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Викторией Журавлевой.
- В какую сторону движется кампания? Обострение не смягчается?
- Каждый день, приближающий выборы президента США, все больше углубляет раскол общества в этой стране. Дебаты на всех выборах всегда были острыми: были республиканцы и демократы, либералы и консерваторы. Но это был спор соперников, не враждебно настроенных граждан. Беспрецедентная жесткость и агрессивность нынешней кампании свидетельствует о глубоком расколе элит, поляризации общества, проявившейся в частности взрывом расовой напряженности, на фоне тяжелого экономического кризиса и малоуспешной борьбы с пандемией.
Сейчас дело дошло до того, что многие, кто поддерживает Трампа, боятся или стесняются высказываться в его пользу. Учитывая раскол в стране, сказав, что я голосую за Трампа, можно легко обидеть родственника или друга, который голосует за демократов. Поэтому все больше людей замалчивают свой выбор. Но это тоже могут быть голоса!
Предвыборные дебаты в этом году совсем не похожи на традиционные дебаты: вторые вообще прошли в виде интервью кандидатов. При этом пресса явно усиливает картину раскола. Телеканалы не скрывают своих симпатий. Создается впечатление, что задача некоторых СМИ просто опорочить одного из кандидатов, и чаще всего такой жертвой становится Трамп. Например, Трампа опрашивала женщина, хотя всем очень хорошо известно, как женский пол относится к нему. Она его перебивала, крайне эмоционально себя вела и просто давила на него. Это походило на процесс дачи показания в Палате представителей.
- Но Трамп сам виноват в таком отношении прессы к нему. Он грубил, выгонял со своих пресс-конференций. И при этом хочет, чтобы его уважали?
- Да, надо признать, что он не политкорректный и ведет себя не так, как ведут обычно президенты и политики. Но вспомним 2016 год: как его полоскала тогда либеральная пресса! В отличии от того года на тот раз он вел себя очень прилично, не перебивал интервьюера. Но давление с ее стороны было нереальным! Его заставляли не объяснять, а оправдываться почему он не сделал то или иное, чтобы не допустить 200 тысяч смертей. Его вынуждали признать ошибочность всех действий. Ему даже поставили в упрек, что он не издал указ об обязательном ношении масок.
Сама постановка этого вопроса парадоксальна. Краеугольным камнем американской политической культуры всегда была свобода. Как это соотносится с требованием к федеральному правительство обязать американцев носить маски? И это требование исходит от либералов!
- Но и Байден был под обстрелом журналистов?
- Да, был. Но обстановка совсем другая. Во время интервью ему разрешали длинно отвечать, не перебивая. Суть вопросов, задаваемых ему - это скорее стремление показать, какой он демократичный и уважительный. Ясно было направление СМИ: вот таким должен быть президент, полной противоположностью нынешнему. Но это идеальные условия. Что же происходит с Байденом в условиях реальной борьбы, мы видели на первых дебатах, когда Трамп постоянно перебивал его и было видно, что с таким темпом и давлением Байден не справляется. Поэтому при официальном интервью эту "ошибку" журналисты исправили.
- А относительно цифр популярности, которые нам показывают?
- В штатах, которые принципиально важны, разрыв небольшой. Более того, разрыв не константа: он может измениться за три недели. Тем более, вспомним, что есть так называемый "скрытый избиратель" - люди, которые просто не хотят отвечать на вопросы, связанные с выбором кандидата.
Создается впечатление, что постоянный показ этих цифр на любом канале должен навязывать выбор сомневающимся избирателям: Трамп уже проиграл. Фактически, это давление на колеблющийся электорат.
- Американцы слабо реагируют на внешнеполитические успехи или промахи кандидата. Их больше интересует своя жизнь. Но Договор о стратегических наступательных вооружение (СНВ 3) – это прямая защита жизни. Даже обычный фермер, наверное, должен понять, что ликвидация этого Договора усиливает угрозу жизни. Президент РФ Владимир Путин предложил взять тайм-аут на год, чтобы найти общий подход. Этот факт Трамп может использовать в свою пользу, что он стремится уйти от войны?
- Возможно, сейчас американскую администрацию и устроит такой ход. Но стратегически Трамп ведет и будет вести другую линию. С большой вероятностью, если он останется в Белом доме, он выставит встречные условия, которые явно окажутся неприемлемыми для России. Уже сейчас предлагается в новый договор включить вместо Франции и Великобритании Китай. Однако мало того, что Китай не готов садиться за стол переговоров и участвовать в каких-либо международных соглашениях, отказ от союзников вряд ли устраивает Россию. Трамп в своем стремлении освободить США от всех международных обязательств может создать заведомо недоговорную позицию. И тогда он покажет, что является твердым сторонником разоружения, а Москва не хочет идти на уступки. Эта позиция для него окажется более выигрышной, чем откладывать ликвидацию Договора. А Россия традиционно окажется виноватой.
|