В фильме события 1939 года представлены довольно-таки однобоко. Создатели откровенно навязывают зрителю образ врага - Советской России, - против которой героически сражались патриоты молодого эстонского государства.
В конце прошлой недели в Таллине состоялся премьерный показ художественного фильма режиссера Маргуса Паю «О2». Кинокартина описывает события, происходящие в стране в конце 1939 года: действие разворачивается вокруг убийства начальника отдела местной контрразведки, боровшегося с советскими шпионами накануне начала Второй мировой войны.
По словам Тийта Алексеева, написавшего сценарий к фильму, он не планировал пересказывать исторические факты или «бороться с российской пропагандой», а постарался представить общественности взгляд на происходившее в мире с точки зрения нескольких человек, ставшими жившими в далеком 1939 году.
«Мне кажется, что 1939 год вписан в генетическую память, это часть наследованной нам травмы. Это не значит, что нужно показывать, насколько она ужасна. 1939 год – часть нашей истории. Мы должны ее понять, прочувствовать и, возможно, отпустить, чтобы жить дальше. Этот фильм – не плач и не патриотическая история о смелых эстонских офицерах. Они были смелые, но среди них были разные люди», – заявил Алексеев.
Данные о бюджете картины разнятся, однако, еще в конце прошлого года правительство страны заявило о своем участии в финансировании проекта, выделив на съемки фильма за счет бюджетных средств более 600 тысяч евро. При этом продюсеры и инвесторы (в лице государства) отчетливо понимают, что кассовые сборы не смогут окупить и половины, вложенных средств.
Возвращаясь к сценарию фильма, несмотря на заявления Тийта Алексеева, в фильме события 1939 года представлены довольно-таки однобоко. Создатели откровенно навязывают зрителю образ врага - Советской России, - против которой героически сражались патриоты молодого эстонского государства.
При этом, даже современные эстонские историки, признают, что общество в предвоенный период было крайне разобщенно: в стране активно действовали и коммунистические агитаторы (исключительно из числа местного населения), продвигающие идеи объединения с СССР, и гитлеровские пропагандисты, делающие ставку на так называемых остзейских немцев. Более того, многие представители руководства независимой Эстонии с крайнем скептицизмом относились к расширяющему сотрудничеству с США и Великобританией, отдельные политические деятели которых отказывались признавать суверенитет прибалтийской республики, считая возможным использовать ее в качестве плацдарма для свержения большевизма с последующей передачей управления всей территории бывшей Российской Империи подконтрольным, прежде всего, Лондону белым эмигрантам.
Таким образом, становится абсолютно понятной негативная реакция эстонских граждан на помпезную премьеру кинокартины. Что характерно с критикой выступили не только жители Нарвы и окрестных городов, где подавляющее большинство – русские, но и коренные эстонцы, посчитавшие нецелесообразным финансирование откровенно пропагандистских проектов за счет бюджетных средств, которые могли бы пойти на социальные выплаты.
Не без иронии в социальных сетях местное население и к профессиональным качествам создателей фильма: в обсуждении картины люди пишут о «съемках на коленях» и «явном распиле бюджета за счет привлечения непрофессиональных актеров и просто случайных прохожих».
В заключении отметим, что в этой своеобразной рецензии мы никоим образом не пытаемся задеть режиссера, сценариста, актеров и других людей, причастных к созданию фильма – они отлично выполнили «государственный заказ» по убеждению населения страны в многолетнем противостоянии «маленькой, но гордой Эстонии» с «агрессивной Россией»…
Источник
Рейтинг публикации:
|