Из-за ухудшения отношений с Россией польские военные лётчики в течение семи лет подвергали себя реальной угрозе гибели. Такие выводы следуют из журналистского расследования польского издания Onet.pl, которое проанализировало причину авиакатастрофы МиГ-29 ВВС Польши.
Накануне польские журналисты опубликовали материал под заголовком «Кресла смерти», рассказывающий о причинах гибели пилота МиГ-29 капитана Кшиштофа Собаньского. Авиакатастрофа истребителя произошла в июле 2018 года на территории Варминьско-Мазурского воеводства. Во время тренировочного полёта пилот сообщил о внезапной потере топлива. Далее он вывел самолёт из зоны населённых пунктов и катапультировался. Кресло отстрелилось, но парашют не открылся. Капитан погиб.
Onet.pl утверждает, что катапультирующие кресла с подобными дефектами имеются у всех истребителей МиГ-29, доставшихся Польше от Советского Союза во времена Польской Народной Республики.
«Около ста пилотов по незнанию летали на неисправных креслах в течение семи лет. Почти у всех у них была ситуация, в которой они планировали катапультирование», — пишет издание.
Журналисты подчёркивают, что неисправность в креслах не является неким наследием коммунизма, а целиком — ответственность Польши.
«В 2011 году лётный технический завод в Быдгоще, не посоветовавшись с российским производителем, произвёл модификацию кресла катапульты К-36, используемого на российских истребителях МиГ-29 и Су-22, которые используются в польских военно-воздушных силах. У истоков кустарных модификаций лежали ухудшающиеся на протяжении многих лет отношения с Россией. Отношения между польскими военными заводами и производителями российских истребителей становились всё слабее, пока наконец совсем не угасли. Польские заводы были обречены на ремонт постсоветских машин без оригинальных инструкций», — пишет издание.
В результате в 2011 году быдгощский завод выполнил так называемое срезное кольцо из материала в три раза прочнее, чем рекомендовано производителем. Во время катапультирования на кольце срабатывает микроразряд, который вызывает разрыв кольца, что в свою очередь выпускает парашют. Однако после модификации втрое прочней материал не дал кольцу сломаться, поэтому парашют в кресле катапульты не раскрылся.
«В течение семи лет ни одному из пилотов не приходилось катапультироваться на таких модифицированных креслах. Первым это сделал капитан Собаньский», — констатирует издание.
В настоящее время обвинение предъявлено двум техникам завода в Быдгоще, однако польские военные пилоты сказали Onet.pl, что эти два специалиста были принесены в жертву как козлы отпущения.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2020/06/30/polsha-obrekla-na-gibel-100-voennyh-lyotchikov-razorvav-otnosheniya-s-rossiey