В верхнюю палату парламента поступил законопроект, в котором предусмотрено закрепление понятия "самоизоляция" в российском правовом пространстве. Первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова, автор этой инициативы, хочет внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В частности, парламентарий предлагает раскрыть правовую природу режима самоизоляции: дать определение этому понятию, предусмотреть случаи и порядок установления режима самоизоляции, перечислить полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной сфере.
Комментируя свое предложение "Эксперту", Ирина Рукавишникова отметила, что "в настоящее время в различных субъектах Российской Федерации складывается противоречивая правоприменительная практика. Например, при совершенно идентичных обстоятельствах в одних регионах штрафы за нарушение самоизоляции признаются законными, а в других — опротестовываются. Такого дисбаланса, на мой взгляд, быть не должно, нужно единое правовое пространство".
Сенатор также отметила, что если удастся четко прописать весь порядок действий федеральных, региональных и местных властей, а также сферу их полномочий и ответственности, то сама мера в будущем может оказаться куда более эффективной, обеспечивая и защиту прописанных в Конституции РФ прав человека. Кроме того, эта законодательная инициатива способна снять противоречия и конфузы, которыми сопровождалась нынешняя форс-мажорная ситуация, когда все меры принимались "с колес" — без должного правого и правоприменительного анализа.
Пока, как отметил пресс-секретарь Ирины Рукавишниковой Алексей Гриценко, "группа мониторинга законодательства при Совете федерации, в которую вносилось это предложение и ряд других, не взяла его в дальнейшую работу. Возможно, что к этому вопросу вернутся, но гарантий нет".
Тем не менее такая законодательная инициатива правильная и своевременная, считает юрист Александр Ермоленко, партнер "ФБК Legal". Однако вводить в закон само понятие "самоизоляция" по его мнению не нужно: "Это слово сразу вызывает негатив, потому что режим самоизоляции — это про административное насилие над людьми. Более того, такое понятие никак нельзя прописать законодательно, потому что самоизоляция не может быть навязана извне — это ясно из самой семантики данного слова".
Если убрать из законопроекта понятие "самоизоляция", то, как считает Александр Ермоленко, речь пойдет об уточнении режима ЧС: "Ситуация, связанная с пандемией, показала, что мы должны детализировать конституционную норму о чрезвычайном положении, более ясно и конкретно прописать принципы введения режима повышенной готовности и так далее. Потому что все эти законы написаны слишком общо. И для того, чтобы такие нормы действительно стали эффективными, мы сейчас уже можем опереться на богатый опыт, который приобрели за время этой пандемии".
Адвокат "Агоры" Леонид Соколов также полагает, что подобный законопроект уже давно нужно было выносить на обсуждение: "Уже сейчас огромное количество людей получили штрафы из-за ошибки местных законодателей и руководителей регионов. Ведь когда указывали, что такое самоизоляция и какие при этом права есть у граждан, не были разъяснены многие положения, от этого и штрафы, которые приходили гражданам, зачастую были ничем не обоснованы".
|