Согласно опубликованному в четверг в США многостраничному докладу, нынешний статус межправительственного американо-российского договора, предусматривающего утилизацию плутония в количествах, достаточных для изготовления тысяч ядерных боеголовок, является расплывчатым.
Туманное настоящее и неопределенное будущее Соглашения об утилизации плутония, подписанного Вашингтоном и Москвой в 2000 году и ратифицированного в 2011 году, связано с нынешней общей напряженностью в двусторонних отношениях. К такому выводу пришли авторы доклада Национальных Академий наук, инженерии и медицины США, посвященного объекту захоронения ядерных отходов в Нью-Мексико, который планируется использовать вместо закрытого завода по изготовлению смешанного уран-плутониевого оксидного ядерного топлива в Саванна-Ривер-Сайт.
«Нисходящая спираль» в развитии двусторонних отношений между США и Россией в целом, «негативно повлияла на многолетние связи между двумя странами, обеспечивающие снижение рисков, связанных с ядерным оружием», – заявил Кингстон Рейф, отвечающий за политику в области разоружения и снижения угроз в Ассоциации по контролю над вооружениями. Он отметил, что напряженность в международных отношениях «судя по всему, сохранится в обозримом будущем».
Примерно двадцать лет назад, в благоприятной атмосфере, сложившейся после завершения холодной войны, Соединенные Штаты и Россия подписали Соглашение об утилизации плутония, взяв на себя взаимные обязательства исключить 34 метрических тонны плутония из своих оборонных программ.
Соглашение, в которое позднее были внесены некоторые поправки, привело к запуску проекта завода по изготовлению смешанного уран-плутониевого оксидного ядерного топлива на реке Саванна к югу от города Айкена (MOX). Этот объект предназначался для превращения излишков оружейного плутония в топливо для ядерных реакторов гражданского назначения. Однако, Национальное управление по ядерной безопасности закрыло этот проект в 2018 году, через несколько месяцев после того, как тогдашний министр энергетики США Рик Перри заявил о его завершении, и почти сразу после того, как федеральный апелляционный суд отклонил судебный иск Южной Каролины.
В итоге проект на самом деле так и не был завершен. Итог: миллиарды долларов и более десяти лет работы были потрачены впустую.
В отчете, выпущенном в августе 2019 года Бюро по контролю над вооружениями Госдепартамента США, говорится, что решение федерального правительства об отмене проекта MOX не нарушает Соглашения об утилизации плутония. Впрочем, Москва несколько лет назад отказалась от своего участия в этом плутониевом пакте, сославшись на недружественные действия США в отношении России и, более конкретно, на неисполнение Америкой своих обязательств по введению в строй объекта MOX . Этот факт признается в недавно опубликованном докладе Национальных академий.
«Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами имеются разногласия по поводу нынешнего статуса Соглашения об утилизации плутония, – говорится в докладе, занимающем более двухсот страниц. В частности, Россия приостановила его действие в 2016 году, в то время как Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают договор как действующий».
Рейф заявил, что приостановление участия России в соглашении подкрепило «решение об отказе от проекта MOX».
В отчете о соблюдении соглашения, опубликованном Бюро по контролю над вооружениями в апреле 2020 года, сказано, что «нет никаких признаков» нарушения договора со стороны России. Однако, взятая Москвой пауза вызвала большую обеспокоенность по поводу готовности России к сотрудничеству в будущем.
«Ситуация может быть так или иначе урегулирована, – говорится в последнем отчете, – как только США будут готовы привлечь Россию к обсуждению вопроса о «разбавлении и захоронении», то есть о процессе смешивания плутония с инертными ингибирующими веществами и последующей отправке его для захоронения на экспериментальный завод по утилизации отходов, расположенный в юго-восточной части штата Нью-Мексико».
Согласно некоторым оценкам, этот метод будет обходиться вдвое дешевле по сравнению с утилизацией по технологии, которая должна была применяться на закрытом два года назад объекте MOX.
Глава Национального управления по ядерной безопасности Лайза Гордон-Хагерти сказала в интервью изданию Aiken Standard в прошлом году, что Соединенные Штаты не отказываются от Соглашения об утилизации плутония.
«Мы приветствуем возможность взаимодействия с русскими по этому вопросу, а также готовы обсудить с ними наш предполагаемый альтернативный вариант, который заключается в реализации проекта по «разбавлению и захоронению» излишков оружейного плутония, – сказала Гордон-Хагерти. – Однако, Россия пока не демонстрирует никаких признаков своей заинтересованности в подобных дискуссиях».
Пересмотр Соглашения об утилизации плутония, по мнению Национальных академий, «не может считаться разумным решением в краткосрочной перспективе», в свете выхода Соединенных Штатов из договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), а также проблем, связанных с дальнейшей судьбой договора о наступательных стратегических вооружениях СНВ-III.
Кингстон Рейф, представляющий Ассоциацию по контролю над вооружениями, заявил, что, по его мнению, в принципе можно было бы внести новые поправки в существующий документ, которые отражали бы новый подход Соединенных Штатов. «Соглашение уже подвергалось изменениям в прошлом, – сказал он. – Но на самом деле, любой пересмотр текста договора, скорее всего, возможен только при условии общего потепления в отношениях между США и Россией».
Государственный департамент США продолжает придерживаться точки зрения, согласно которой утверждение России о том, что «разбавление и захоронение» нарушает условия Соглашения об утилизации плутония, является необоснованным и не заслуживает внимания.