Опубликованы результаты социологического опроса польского государственного Центра исследований общественного мнения (CBOS) по поводу отношения поляков к разным народам. По всей видимости, итоги демонстрируют, что относительно большое влияние на оценки и эмоции респондентов оказывает политическая пропаганда. Однако работает она с разной эффективностью, в зависимости от наличия или отсутствия укорененных мифов и стереотипов.
Надо отметить, что исследования, проводимые CBOS, особенно по поводу значительных политических вопросов, традиционно подвергались резкой критике со стороны оппозиции. Однако данный центр возглавляет с 2008 года проф. Мирослава Грабовская, известная польская социолог, так что, можно предположить, что — если, конечно, нет политического заказа по данному опросу — исследования проходят в соответствии с методологией и качественными стандартами. В данном случае опрошена группа из 1016 человек, с использованием прямых интервью с компьютерной поддержкой.
Итак, получается, что самое положительное отношение у поляков к своим южным соседям — чехам и словакам (соответственно: 53% и 52%). Именно к этим соседним народам самый низкий показатель отрицательного отношения (на уровне 10%). Отношения с жителями бывшей Чехословакии не были подвержены влиянию текущей политики: в информационном пространстве отсутствуют политические конфликты и разногласия. Исторический фактор тоже незначительный. Противоположные чувства испытывают, особенно в Чехии, к Польше. Помнят и про Мюнхенский сговор, и про 1968 год (вторжение польских вооруженных сил в рамках операции Варшавского договора). Периодически в Чехии объявляют бойкот польских сельскохозяйственных продуктов, которые стали синонимом плохого качества. В целом, взаимности в этой любви нет.
Примерно 50% опрошенных положительно относятся к итальянцам, американцам, англичанам и венграм. Итальянцев и англичан поляки знают в основном как работодателей, есть богатый опыт личного общения, которое формирует общественное мнение на много сильнее политических заявлений и межгосударственных отношений.
К венграм многие относятся хорошо, хотя у очень немногих есть опыт прямого общения с жителями Венгрии. Скорее, это результат политических оценок, данных правительству Виктора Орбана в связи с его реакцией на иммиграционный кризис последних лет.
Любовь к американцам постепенно уменьшается, хотя процесс это довольно медленный. Однако падение их «рейтинга» неожиданно, особенно после введения безвизового режима для граждан Польши. Видимо, свою роль сыграли антипатии к скандальному стилю поведения американского президента Трампа и глобальное поведение США в целом.
Дальше в рейтинге положительного отношения идут греки (43%), шведы (41%), австрийцы и японцы (40%), французы (38%) и литовцы (37%). Ухудшение отношения к французам, по всей видимости, связано с политическими разногласиями Варшавы и Парижа. В государственных СМИ с 2016 года продолжалась антифранцузская кампания (напомним, что тогдашний замминистра обороны Польши Бартош Ковнацкий рассказывал, что «поляки в свое время учили французов, как пользоваться вилкой»).
Улучшение отношения к литовцам, скорее всего, вызвано практическим отсутствием в польском медиа-дискурсе вопроса об ущемлении прав польского меньшинства в этой стране. Здесь мотивы предельно ясные: ведущие СМИ Польши молчат в тряпочку на эту тему, исходя из необходимости создания антироссийского «балтийского союза» под руководством США.
36% опрошенных отнеслось положительно к немцам. В данном случае отрицательное отношение скорее связано с опытом личного общения поляков, занятых в Германии в качестве дешевой рабочей силы.
Чуть меньше — 35% - испытывает позитивные эмоции в отношении к украинцам (при этом 33% относится к ним отрицательно). Учитывая количество гастарбайтеров из Украины, а также вспышки межнациональных конфликтов на местном уровне, такой результат удивляет. Возможно, он связан с уголовным преследованием тех, кого польские следственные органы обвиняют в оскорблении украинского народа (в соответствии с инструкциями Минюста, количество таких дел стремительно растет).
Симпатия к китайцам на уровне 32% (исследование проведено до появления эпидемии коронавируса в Европе), к белорусам — 31% (их ассоциируют с «отсталой диктатурой Батьки» и с русскими).
К вьетнамцам хорошо относится 30% поляков, несмотря на довольно большую диаспору из Вьетнама в Польше. Многие исследования показывают, что их общины настолько закрыты, что прямого общения с местным польским населением практически нет.
Насчет польского антисемитизма можно сказать, что он постоянно идет на спад: 30% опрошенных отнеслось к евреям положительно, столько же — отрицательно, остальные равнодушны. Однако, в связи с нарастающим давлением США по поводу реституции недвижимости, можно ожидать роста антисемитских настроений.
26% опрошенных CBOS высказали положительное отношение к русским. Меньше симпатии только к цыганам (20%) и арабам (15%). Отрицательно к русским относится 42% опрошенных (к цыганам — 46%, к арабам — 55%). Отношение к арабам связано с истеричными реакциями на волну иммигрантов и обвинениями мусульман в терроризме, которые с 2015 года распространяла польская государственная пропаганда.
Отношение к русским ухудшается постоянно с 2015 года, что непосредственно связано с нагнетанием обстановки, русофобскими высказываниями ведущих политиков и журналистов. Организованная операция ненависти и травли приносит определенные плоды, особенно в условиях отсутствия общественных, культурных и человеческих контактов между гражданами Польши и России.
Матеуш Пискорский
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2020/03/14/kogo-lyubyat-polyaki-operaciya-nenavisti-i-travli-prinosit-plody-socopros