В составе Ливийской национальной армии (ЛНА) появились специальные подразделения морпехов, задачей которых стало противодействие турецким Вооруженным силам (ВС). Об этом сообщает арабская газета Al Araby Al Jadeed. Соединения состоят из ливийцев, однако в их подготовке принимают участие такие иностранные государства, как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Египет. Именно они являются основными антагонистами политики президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Ливии.
***
Источники Al Araby Al Jadeed отмечают, что задачей новых отрядов в составе ЛНА станет блокирование в Средиземном море маршрутов, которыми пользуются ВС Турции. Анкара активно поддерживает международно признанное Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи в противовес ЛНА во главе с Халифой Хафтаром. С ПНС у турецкого руководства подписаны важные меморандумы о взаимопонимании, которые не только в одностороннем порядке определяют границы в Средиземном море, но и создают базу для отправки турецкой военной помощи Триполи. Большая часть поставок идет морскими маршрутами. Помимо боевой техники Анкара снабжает ПНС наемниками из Сирии, которые принадлежат к оппозиции.
По этой информации, новые соединения в составе ЛНА набираются главным образом из местных сил. Однако их подготовкой занимаются Каир и Абу-Даби – главные противники турецкой политики в бывшей Джамахирии. Так, тренировку морпехи проходят на египетской территории.
Первый отряд, который состоит из 50 человек, уже приступил к выполнению своих обязанностей. Позже к нему присоединится еще один. Планируется, что на данном этапе работу этих формирований будут контролировать египетские военные советники, и только позже они полностью перейдут под командование ЛНА, которая вопреки всем дипломатическим усилиям третьих сторон, похоже, не готова ставить на паузу свое военное наступление на Триполи.
***
В разговоре с "НГ" бывшие дипломаты ООН допускали, что действия Хафтара зависят главным образом от воли его арабских покровителей, которые рассматривают Турцию исключительно в качестве регионального соперника. Например, турецкий официоз указывал на то, что бойцам ЛНА помогают российские наемники, но их работу спонсируют Эр-Рияд и Абу-Даби. Очередным жестом поддержки стало турне директора Службы общей разведки Египта Аббаса Камеля по ряду стран региона. Оно, как передавали источники портала Middle East Monitor, было посвящено Ливии и адресовано Эрдогану. Пунктом назначения Камеля стал и Дамаск, который присоединился к "группе поддержки" Хафтара.
В сирийской столице даже открылась дипмиссия восточно-ливийского правительства, на стороне которого выступает ЛНА. "Возобновление дипломатических отношений между нашими братскими странами позволит им совместно противостоять общим вызовам, и в частности турецкому вмешательству в дела арабских народов", – заявил замглавы МИД Сирии Фейсал Мекдад, выступая на церемонии открытия. По словам сирийского дипломата, "в небе над Дамаском вскоре будут подняты флаги других арабских государств". На этом фоне появились сообщения, что Дамаск лично посетил Хафтар – для налаживания координации с Сирией и совместного противодействия вооруженному вмешательству со стороны Турции.
***
В экспертной среде со скепсисом смотрят на идею создать новые подразделения в составе ЛНА. "У меня есть сомнения в большой эффективности действий морпехов ЛНА в одиночку без серьезной поддержки, которую их собственная авиация и ВМС оказать не смогут, – заявил "НГ" военный эксперт Юрий Лямин. – Дело в том, что в январе-феврале Турция уже обеспечивала безопасное прохождение судов с наиболее ценными военными грузами в Триполи с помощью своих фрегатов. У ЛНА на море нет ничего даже близкого к ним по боевым возможностям". Аналитик отмечает, что часть турецких грузов ранее перебрасывалась и по воздуху, но морем идут самые ценные и крупные поставки, например бронетехника.
***
В разговоре с "НГ" эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов отметил, что прошедшая ранее берлинская конференция по Ливии лишь зафиксировала статус-кво, когда турецкие силовые структуры с опорой на сирийскую оппозицию осуществляют трехсекторную оборону Триполи с постановкой помех средствами радиоэлектронной борьбы, а ЛНА не имеет возможности провести быстрый рывок в рамках наступательной операции. "При этом предсказуемо, что большинство зафиксированных пунктов участниками конференции не выполняется. Например, пункт о недопустимости переброски вооружений в Ливию. В этих условиях Хафтар пытается перетянуть одеяло на себя", – отметил аналитик.
"Во-первых, прохафтаровские силы продолжают блокировать терминалы в пяти портах, чтобы максимально усложнить жизнь Национальной нефтяной корпорации Ливии в Триполи, которая обладает исключительным правом на экспорт нефти за пределы страны, поддерживает позиции ПНС и кланов в Мисрате, – отметил Мардасов. – Центральный банк Триполи сократил выплаты восточным банкам, однако Хафтар блокадой пытается подточить позиции ПНС и заодно завоевать лояльность местных племен, которые сталкиваются с перспективой либо сформировать хотя бы нейтральную базу для наступления Хафтара, притом что они будут при нем отрезаны от источников дохода, либо продолжать сопротивляться и сталкиваться с последствиями блокады".
Во-вторых, по словам эксперта, спонсоры Хафтара пытаются перекрыть морской путь поставок вооружений ПНС, понимая, что военно-морская миссия Евросоюза, которая должна начать функционировать весной, на самом деле работает в интересах Хафтара: блокада поставок ЛНА вооружений, которые идут через египетскую границу, не предусмотрена. "С другой стороны, не очень понятно, как эта миссия будет закрывать глаза на миграцию и каким-то образом наказывать за перехват вооружений, – говорит Мардасов. – Кроме того, суда с турецким вооружением в Триполи под условно ливанским флагом сопровождаются военными кораблями. Здесь много нюансов, но понятно, что Хафтар хочет поставить противника в неравноправные условия".
|