«Си-эн-эн» — Отличительной черной «Звездных войн» всегда была тесная связь сериала с поклонниками. Однако с выходом финала космической саги под названием «Скайуокер. Восход» эти отношения грозит подорвать нашествие троллей.

Критика «Последнего джедая», восьмого фильма в серии, показалась неоправданно ядовитой. Несмотря на логичные сомнения в ее уместности — уж не русские ли тролли и политические провокаторы низвели комментарии до помойного уровня?— какофония соцсетей позволила эти голоса выключить, просто не вступая с ними в полемику.

Заметьте, пожалуйста, это оценка человека, воспринявшего «Последнего джедая» в штыки — вразрез основной части критиков. С моей точки зрения, жалобы на фильм в целом и отдельные решения режиссера и автора сценария Райана Джонсона (Rian Johnson) были вполне оправданы.

Но тон их оказался до нелепого уродливым: люди словно забыли, что имеют дело с вымыслом, которым заправляет крупная корпорация. Его можно хвалить, ругать или разочарованно махнуть на него рукой, но принадлежать отдельным фанатам сериал не может по определению — сколько бы денег, времени и усилий они ни вложили.

Джонсон тогда заявил — и впоследствии повторил свои слова в интервью журналу «Джи-кью» (GQ) — что голоса критиканов не показательны и тонут в общем хоре. Однако в прошлом году Мэтт Миллер (Matt Miller) написал в журнале «Эсквайр» (Esquire), что «наиболее громкая часть» фанатов «Звездных войн», к величайшему прискорбию, стала синонимом ненависти и ханжества.

Мортен Бэй (Morten Bay), научный сотрудник Анненбергской школы коммуникаций при Университете Южной Калифорнии, исследовал соцсети на предмет «Последнего джедая», обнаружил «доказательства преднамеренных, организованных мер политического влияния, замаскированных под фанатские препирательства», и заключил, что поляризации политического дискурса добиваются некие внешние силы.

Если это правда, это весьма тревожно. Но это лишь подтверждает впечатление, что самая невоздержанная на оскорбления часть публики не говорит единым голосом. Унять этих людей нельзя, а значит, не стоит и пытаться.

Однако у киностудий и телеканалов отношение совсем иное: они вовсю заигрывают с фанатами, чтобы те сделались этакими послами и разожгли у публики пламя страсти — и продажи билетов и атрибутики продолжали расти.

Особенно в этом преуспела компания «Дисней» (Disney). Она даже проводит собственную фанатскую выставку D23 с участием звезд — и чем-то она перекликается с другими форумами популярной культуры, вроде фестиваля «Комик-кон» в Сан-Диего и тому подобных.

Диалог с фанатами считается обязательной частью успешного бизнес-плана. Звезды, включая актеров и режиссеров, общаются с поклонниками напрямую, успешно обходя традиционные пиар-барьеры через соцсети вроде «Твиттера».

Такое положение дел, однако, создало массу проблем режиссерам вроде Джонсона и его коллеги по фильму «Последний джедай» Келли Мэри Тран (Kelly Marie Tran) — ей пришлось бросить социальные сети из-за потока оскорблений и женоненавистнических комментариев.

Джонсон списал самую вопиющую мерзость на «паршивых овец в стаде», высказался в защиту фанатов и предостерег от обобщений. «В социальных сетях несколько психов могут наделать немало шума, но за последние четыре года я познакомился с массой преданных любителей «Звездных войн», — сказал он. «Что-то нам нравится, а что-то нет, но мы относимся с юмором, любовью и уважением».

Однако как отметила старший редактор «Вайэрд» (Wired) Анджела Уотеркаттер (Angela Watercutter), лично столкнувшись с троллями: когда некоторые из участников разговора — будь то настоящие люди или вымышленные персонажи — просто сеют рознь, то «перестаешь понимать, какие чувства — правда, а какие — нет, не улавливаешь мотивации собеседников, и разговор рассыпается».

Выход очередного фильма «Звездных войн» — извечный повод ломать копья. Ликовать и высказываться публично у поклонников теперь гораздо больше возможностей — в 1977 году, когда вышла первая часть сериала, о них и помыслить было нельзя. И «Дисней» хочет, чтобы покупательский энтузиазм не угасал.

Однако «восходу Скайуокера» сопутствует нашествие троллей. Учитывая, как сложно порой отличить честные претензии от откровенного троллинга, за советом будет нелишним обратиться к другому культовому сериалу: «В космосе никто не услышит твоего крика» (рекламный слоган фильма «Чужой», прим. перев.).

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.