1. Владимир Путин и Си Цзиньпин запустили вчера газопровод «Сила Сибири» – крупнейший инфраструктурный проект Газпрома стоимостью более триллиона (!) рублей и длиной 3000 километров. Теперь Россия получила полноценную возможность экспортировать в Китай не только нефть (через нефтепровод ВСТО, построенный десять лет назад), но и природный газ. Масштабный российский проект серьёзно изменит расклад на мировом газовом рынке:
– мы построили центральное, самое сложное и важное звено из тех трубопроводов, которые нужны для формирования единой газотранспортной системы страны (см. карту); – последующие ветки и ответвления газопроводов в Китай теперь будет строить гораздо проще; – будут газифицированы многие районы Иркутской области, Якутии и Амурской области, по которым проходит трасса «Силы Сибири»; – мы теперь меньше зависим от поставок газа на рынок Европы; – у нас больше возможностей конкурировать за китайский рынок с поставщиками сжиженного природного газа (СПГ) из стран Ближнего Востока; – мы нарастили наше влияния на азиатском газовом рынке, и теперь мы можем активнее давить на конкурентов, чтобы сформировать «газовую ОПЕК» – аналог ныне действующего (по факту) международного нефтяного картеля ОПЕК+ (куда входит и Россия); – наш стратегический союз с КНР укрепился, о чём заранее написали американские журналисты из издания The Wall Street Journal:
Газопровод в Китай построили в самое время: зарабатывать в Европе для Газпрома становится всё сложнее. Цены на европейском рынке газа снизились до минимума за последние 15 лет (тут сыграли свою роль и конкуренты с СПГ, и тёплые зимы, и, вероятно, пресловутая зелёная энергетика). Мы, конечно, относимся ко всем попыткам заменить наш газ к большим скепсисом, но теперь мы можем убедительно делать вид, будто верим европейцам и готовимся передвинуть задвижку, что направить газ в Китай. Это должно сильно повлиять на их желание договариваться:
Вскоре нас ожидает открытие «Турецкого потока» (в январе) и «Северного потока – 2» (в середине 2020 года). Первый из этих строящихся газопроводов позволит активнее зайти на рынок Турции и Южной Европы, а второй – закрепиться на рынке Северной Европы и гарантировать безопасность транзита. Если даже европейцы реализуют свои планы по закрытию ядерной и угольной энергетики, то российский газ им всё-таки понадобится – и возможно, даже больше, чем раньше (газ – это самое экологически чистое углеводородное топливо, которое будет нужно для обеспечения энергобезопасности Европы даже после полного отказа от других углеводородов).
2. Ещё одно важнейшее событие на китайском фронте – завершено строительство автомобильного моста «Благовещенск — Хэйхэ»:
Это первый и пока единственный русско-китайский мост через Амур. Ещё один железнодорожный переход сейчас строится в Еврейской автономной области, его открытие также ожидается скоро.
Жаль, что эти проекты не были реализованы десятилетия назад, так как Советский Союз серьёзно испортил отношения с КНР во времена Хрущёва.
Маоистский Китай был неприятным партнёром. Но если бы Никита Сергеевич сумел удержаться от битья тарелок, как знать: возможно и в СССР были бы проведены реформы по образцу Дэна Сяопина, и нам тогда удалось бы не только избежать развала страны, но и выстроить мощный социал-капиталистический блок мировых держав, альтернативный западному блоку.
3. Интересное наблюдение, касающееся развития наших отношений с Китаем и другими азиатскими странами. Артём Лукин из ДВФУ пишет:
Изучение Азии становится в России всё более женской дисциплиной. В моём университете во Владивостоке почти 90% студентов, специализирующихся на Китае, Японии и Корее – это девушки. В московских вузах пропорция примерно та же. А какова ситуация в Европе и США?
В комментариях автору вопроса ответили, что в США и Нидерландах такого гендерного неравенства в отношении китайского языка не наблюдается. Однако в Турции и Болгарии ситуация похожая.
Пользователи Твиттера выдвинули версии, что либо женщины в России в целом проявляют больше талантов к изучению языков, либо у нас так исторически сложилось, что большинство профессоров в области китайского языка являются женщинами.
Если кто-то из моих читателей имеет отношение к востоковедению и преподаванию китайского, было бы здорово, если бы вы прояснили, в чём тут дело.
Ситуация со знанием восточных языков в России аховая, и дело тут вовсе не в женщинах, а в том, что изучающих китайский язык и вообще специалистов по Китаю у нас очень мало (равно как и по Японии, Корее и так далее).
Между тем, Восточная Азия и особенно Китай – это новый центр мировой экономики, который по своему значению может вскоре перегнать США и Европу. Европейцы и американцы хорошо это понимают и прикладывают значительные усилия для изучения языков и культуры восточноазиатских стран, поскольку это важно для бизнеса и карьеры.
У нас же, несмотря на союзные отношения с Китаем, до осознания упущенных выгод от незнания китайского языка пока ещё не дошли. Похоже, мы снова отстаём — как в советские времена, когда случайно встреченный на улице прохожий с большей вероятностью умел запрягать лошадь, нежели изъясняться на иностранном языке.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+