Если Лукашенко сохранит власть, после выборов он может начать отдаляться от Москвы
Россия предлагала разместить на территории страны базу ВВС в обмен на помощь в приобретении истребителей Су-30СМ. Об этом рассказал в интервью телеканалу «Беларусь 1» государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Станислав Зась. По его словам, Минск в этом вопросе решил «опираться на собственные возможности».
Чиновник объяснил, что белорусская сторона пыталась договориться с Россией о помощи в поставке боевых истребителей Су-30СМ, взамен же получила предложение о размещении на свой территории военно-воздушной базы РФ.
«Согласитесь, это не одно и то же: размещение на нашей земле военно-воздушной базы не решает проблему развития нашей собственной боевой авиации», — отметил он.
Он также добавил, что непосредственное участие в разрешении этого вопроса принял президент страны Александр Лукашенко. «Без его непосредственного участия, поддержки мы бы сейчас эту задачу не решили», — подчеркнул Зась.
Напомним, что в начале октября глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что в размещении российской базы ВВС на территории страны «нет практического смысла».
«Зачем размещать на территории Беларуси военно-воздушную базу, о чем и шла речь, если сегодня ракеты могут буквально за считанные минуты достичь другого континента, обратной стороны нашей планеты?» — заявил он тогда.
Отметим, что о том, что Минску не нужна база российских ВВС, неоднократно говорил и сам Александр Лукашенко. Сразу после того, как стало известно о якобы имевших место переговорах об этом, белорусский президент сказал, что размещение российской военной авиабазы с военной точки зрения не нужно ни Минску, ни Москве, и назвал «шумиху» в СМИ вокруг этой темы политической.
В Москве позицию Лукашенко устами главы МИД Сергея Лаврова в сентябре назвали «неприятным эпизодом», хотя и подчеркнули, что давить на Минск никто не собирается.
При этом Лукашенко также делал заявления о том, что Белоруссия совместно с Россией будет думать над ответом, если США разместят в Европе новые ракеты, что, по идее, подразумевает размещение уже не только российских боевых самолетов, но и ракет.
А в самом деле, нужна ли эта база Москве? Может, белорусские чиновники правы, подчеркивая то, что от западных границ России до территории стран НАТО что самолету, что ракете лететь всего ничего, и наличие базы в Белоруссии не дает никаких существенных преимуществ?
Вопрос в том, для чего эта тема постоянно всплывает в белорусском информационном пространстве? Кто-то зарабатывает на ней политические очки?
— Думаю, это запоздалая реакция на реплику Сергея Лаврова по поводу базы, — комментирует заявления Зася эксперт по российско-белорусским отношениям Дмитрий Болкунец.
— Белорусские власти обращались к руководству России безвозмездно предоставить истребители и получили предложение разместить авиабазу. Завершилось все истерикой со стороны Лукашенко, который сделал вид, что ничего об этом не знает. На Западе такая реакция нашла поддержку. Напомню в тот момент белорусские власти вели переговоры с ЕС о снятии определенных санкций в отношении белорусского режима. Из Минска распространялись фейки о планах России оккупировать Беларусь, пугали танками и «зелёными человечками», которые по железной дороге должны были прибыть в республику.
«СП»: — Ранее и Макей об этом говорил. И Лукашенко. Это такая стратегия? Почему в свое время Лукашенко сначала вроде бы согласился на размещение базы, а потом отказался?
— Лукашенко постоянно балансирует между Западом и Востоком. Каждый раз он просит увеличить довольствие на поддержку его режима, содержание своих многочисленных резиденций, президентских дворцов, самолетов. Это становится очень затратно для российского бюджета и наносит репутационные потери для внешней политики России. Москва проверила союзника на лояльность и дала явный сигнал, что поддержать режим Лукашенко в прежних объемах больше никто не будет.
«СП»: — При этом тот же Лукашенко как-то говорил, что Россия и Белоруссия могут подумать о создании единого «ракетного щита» в ответ на приближение НАТО к нашим границам А с этим как все это сочетается?
— Интересно, как это совмещается с анонсированными планами Лукашенко производить совместно с Украиной ракеты? Человек совершенно не следит за своими словами.
«СП»: — Нужна ли России эта база? Ведь там и впрямь от западных границ лететь всего ничего…
— Беларуси авиабаза по большому счету вообще не нужна, кроме финансовой составляющей она им ничего не может дать. При этом никакой угрозы для страны это тоже не несет.
Позиция ближайшего партнёра Москвы по ОДКБ показала, что настоящим союзником России является ее собственная армия и флот. Территория Калининградской области решает все вопросы, для зашиты территории как России, так и Беларуси.
«СП»: — Как, по-вашему, эта тема снова будет педалироваться накануне выборов президента Белоруссии. Какую роль она играет во внутренней и внешней политике Лукашенко?
— Задача Лукашенко заручиться поддержкой Москвы и дотянуть до президентских выборов. Если действующий руководитель Беларуси сохранит власть после 2020 года, Беларусь начнёт интенсивный процесс отдаления от России по всем направлениям. Это неизбежный процесс. На будущий год верстается очень сложный бюджет, в Минске готовятся затягивать пояса на случай отказа Москвы в поддержке Лукашенко. Не исключены скандалы и обвинения в адрес России в том числе по теме военной базы. Белорусские телеканалы уже успели обвинить Россию в развязывании нескольких войн, в ближайшее время Лукашенко обязательно вспомнит ветеранов, которые «гнили в окопах», участвуя не в своих войнах. Это заезженная пластинка, и чего-то нового ожидать не стоит.
Впрочем, не все эксперты столь категоричны в оценках.
— До конца года Минск и Москва должны согласовать «дорожные карты» дальнейшей интеграции двух стран в рамках Союзного государства, — напоминает исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— В этой связи вспоминаются как реализованные проекты, так и те идеи, которые реализовать не получилось по различным причинам. База российских военно-воздушных сил на территории Белоруссии — один из достаточно широко и жарко обсуждавшихся не так давно вопросов.
«СП»: — Нужна ли России эта база? Ведь там и впрямь от западных границ лететь всего ничего…
— База, как и Брестская крепость, — это скорее символический объект. База подтвердила бы серьёзность намерений дальнейшей интеграции Белоруссии и России в военном плане. Иными словами, указание белорусского официоза на то, как быстро летают туда-сюда сверхсовременные ракеты, уводит разговор в иную плоскость. База — это про взаимное доверие, а не про скорость ракет.
Здесь можно провести некоторую параллель с усилением контингента НАТО в Прибалтике. Эту прибрежную территорию вообще невозможно сколь-либо длительный срок удерживать, сколько бы солдат там ни размещай. Но здесь вопрос солидарности Североатлантического альянса и, если угодно, тренинг групповой сплочённости, а не собственно военная история.
«СП»: — Для нас это вообще является предметом торга? Что еще мы можем предложить взамен?
— Россия не может в одностороннем порядке решить этот вопрос, всегда необходимы компромиссы. Простой обмен, приходящий на ум, — это размещение белорусской военной базы где-то на российской территории, где Минску было бы это угодно. Речь может идти, конечно, и о невоенных вопросах, в решении которых заинтересована Белоруссия.
«СП»: — А на каких условиях на это пошел бы Лукашенко? Он боится реакции националистов или опять же хочет поторговаться?
— Есть основания считать, что белорусские националисты — последняя политическая общность, реакции которой опасается президент Лукашенко. Или предпоследняя. Речь скорее идёт о как можно более длительном сохранении пространства неопределённости в отношениях Минска и Москвы. История с базой российских ВВС должна восприниматься в общем контексте неопределённости, связанной с интеграцией в рамках Союзного государства. Для того, чтобы танцевать танго, нужны двое. Если один из партнёров откажется продолжать в том же духе, другому необходимо будет перестраиваться.
«СП»: — Ранее тот же Лукашенко говорил, что Россия и Белоруссия могут подумать о создании единой защитной системы, если США выйдут из ДРСМД и начнут размещать ракеты у наших границ. Возможно ли создание базы в этом случае? Как далеко вообще может зайти объединение наших армий?
— Происходящие события вполне могут интерпретироваться в том ключе, что выход США из ДРСМД или какие-то перегруппировки НАТО — это же не против Минска, а Белоруссия — держава максимально нейтральная, платформа для диалога, мост между цивилизациями или что-то подобное. Обратное, действительно, доказать невозможно — это ведь такая игра слов.
Если Россия и Белоруссия строят Союзное государство, то, разумеется, речь идёт и об общей оборонной политике, которая уже сейчас у Москвы и Минска определяется взаимными консультациями. Слова «объединение» в официозе чураются, как и вполне нейтрального, на мой взгляд, термина «конфедерация». Более определённо о траектории белорусско-российской интеграции можно будет говорить ближе к концу года, когда Минск и Москва подтвердят «дорожную карту» Союзного государства.
Источник
Рейтинг публикации:
|