Москва, 10 октября - "Вести.Экономика".
Возможно, Вашингтон наконец понял, что без Анкары он не будет эффективным игроком на Ближнем Востоке.
В прошлом месяце сенатор Линдси Грэм заявил, что США попытаются вернуть Турцию в программу F-35. Это заявление было довольно удивительным, учитывая, что Турция была официально исключена из программы Joint Strike Fighter (JSF) в июле. Кроме того, Конгресс США по-прежнему угрожает нанести Турции удар в рамках закона CAATSA, после того как Анкара продолжила закупку российской системы С-400, несмотря на неустанные попытки Вашингтона остановить это.
Сторонники исключения Турции из программы JSF утверждали, что российские реактивные истребители С-400 и F-35 не могут сосуществовать вместе, потому что есть риск того, что русские получат доступ к секретным кодам F-35. Однако министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что "США не ответили на предложение Турции создать совместную комиссию для проверки зенитных ракетных систем С-400".
Так почему США поменяли решение исключить Турцию из программы F-35? Изоляция Вашингтона на Ближнем Востоке растет, усиливаются и финансовые проблемы, с которыми сталкивается программа JSF.
Один из крупнейших источников недовольства между двумя союзниками по НАТО - постоянная поддержка Пентагоном "Отрядов народной самообороны", сирийского отделения "Рабочей партии Курдистана", которое представляет собой главную угрозу национальной безопасности Турции. И если изначально Вашингтон намеревался применить закон CAATSA, то впоследствии Турция предупредила, что нанесет ответный удар, организовав крупное одностороннее военное вторжение в некоторые районы Сирии и сформировав безопасную зону.
В августе Вашингтон отправил в Турцию Джеймса Джеффри, его специального посланника по Сирии, чтобы предотвратить подавление Анкарой союзников в Сирии. Кроме того, на саммите G20 в Осаке президент Дональд Трамп и президент Реджеп Эрдоган договорились увеличить объем двусторонней торговли до $75 млрд. Это убедило Анкару отказаться от вторжения, установив совместное патрулирование, которое началось в сентябре. Однако затем возникли разногласия по поводу расстояния совместного патрулирования.
Турция хотела, чтобы глубина этого расстояния составляла 30-35 км, США настаивали на 10 км. Эрдоган предупредил, что терпение Турции истощается и скоро может начаться вторжение. Вдоль турецко-сирийской границы собрались 2 дивизии турецких солдат, то есть сейчас вторжение вероятнее, чем когда-либо. Предложение Грэма вернуть Турцию в программу JSF — это, скорее всего, последняя попытка подкупить турок, чтобы не испортить "проект "Отрядов народной самообороны", который Пентагон разрабатывает более 5 лет.
Кроме того, предложение Грэма может быть еще и попыткой спасти программу JSF, которую раскритиковали за то, что она сильно отставала от графика и была самой дорогой военной программой министерства обороны. И налогоплательщикам она может обойтись более чем в $1 трлн за 60 лет жизни. Несмотря на колоссальный бюджет, программа F-35 далеко не идеальна, и сейчас она сталкивается с проблемами, влияющими на ее работоспособность. Ее критиковали за меньшую, чем хотелось бы, маневренность, слишком большое количество проблем с программным обеспечением и ненадежную производительность.
Турецкие войска предпринимают попытки войти в приграничный сирийский город Рас-эль-Айн в провинции Хасеке. Как сообщают СМИ, в операции задействована авиация. Турецким силам, как утверждается, уже удалось взять под свой контроль несколько деревень.
На больших высотах версии F-35 ВМС и Корпуса морской пехоты могут летать на сверхзвуковых скоростях лишь в течение коротких периодов времени, затем может возникнуть риск структурного повреждения. Даже бывший министр обороны США Патрик Шанахан выразил сомнение в отношении программы F-35. В июне 2014 г. F-35 загорелся за несколько секунд до того, как его пилот должен был взлететь на авиабазе Эглин, штат Флорида. Лопасти вентилятора сломались из-за перегрева. Другой истребитель F-35 загорелся во время запуска двигателя на авиабазе Маунтин-Хоум в Айдахо. В октябре 2016 г. F-35B разбился из-за неисправности проводки, из-за которой начался пожар. В апреле 2019 г. японский F-35 потерпел крушение в Тихом океане. Запчасти самолета удалось обнаружить, тело пилота — нет.
И, несмотря ни на что, программу F-35 сегодня можно считать "слишком большой, чтобы была возможность ее отменить", хотя для производителя F-35 Lockheed Martin настали трудные времена из-за финансовых, технических и политических причин: ему сложно найти клиентов, которые бы компенсировали и без того огромные затраты. В начале этого года Германия отказалась от F-35, отдав предпочтение Eurofighter. Шансы Lockheed Martin на прибыльном европейском рынке упали еще больше, когда появились совместные программы истребителей.
В июне Франция, Германия и Испания представили совместную программу истребителей нового поколения (Dassault и Airbus). В июле Великобритания, Италия и Швеция объявили о совместной программе истребителей (BAE Systems, Rolls-Royce, Saab и Leonardo) Tempest. В итоге появляется сомнение, будет ли Великобритания, партнер 1-го уровня, покупать предполагаемые 138 самолетов F-35, учитывая, что она официально взяла на себя обязательство купить только 48. Принимая во внимание все эти потенциальные рыночные потери, неразумно исключать из программы Турцию, которая могла бы купить 100 истребителей F-35.
У программы JSF компании Lockheed Martin есть серьезная проблема с запчастями. В апреле Управление по вопросам общей бухгалтерской отчетности правительства США (GAO) предупредило, что только 27% самолетов F-35 во всем мире способны выполнять свои миссии, хотя минимально допустимое число — 60%. Истребитель не может выполнять столько миссий или летать так часто из-за нехватки запасных частей и из-за того, что запчасти не соответствуют потребностям военных служб. GAO заявляет, что 44% приобретенных деталей несовместимы с самолетами, которые недавно развернул Корпус морской пехоты США.
На фоне всех этих проблем дальнейшее участие Турции стало еще более необходимым. Турецкие авиакосмические компании производят более 900 деталей шасси и деталей, связанных с фюзеляжем. Высоко оценивая эффективность и качество турецких поставщиков запчастей, Эллен Лорд, заместитель министра обороны, отмечает, что "программа F-35 столкнется с задержками в графике и ростом затрат, если Турцию исключат из программы". Она добавила, что Пентагон работает над тем, чтобы облегчить эту проблему, выразив надежду сохранить Турцию в программе.
Сегодня Россия проделывает впечатляющую работу, привлекая второго по величине члена НАТО, воспользовавшись ошибками Америки. Когда Пентагон продолжал поддерживать врага Турции в Сирии, Путин немедленно предложил полную поддержку вторжению Турции. Когда Вашингтон объявил, что Турцию следует исключить из программы F-35, Путин незамедлительно предложил туркам сделку по российскому Су-35.
После недавнего заявления Линдси Грэма Трамп повторил необходимость Турции для JFS: "Очень многие забывают, что Турция - крупный торговый партнер США, фактически они изготавливают конструкционную стальную раму для нашего истребителя F-35". Это явный признак того, что без постоянного участия Турции в программе Пентагону и Lockheed Martin будет сложно удержаться на плаву. Решение Трампа вывести войска из Сирии и недавние признаки того, что Турция может остаться в программе F-35, говорят о том, что Вашингтон понял, что больше не способен оставаться эффективным игроком на Ближнем Востоке без Турции. Так что есть надежда, что турецко-американские отношения восстановятся.