Российско-грузинские отношения, сильно ухудшившиеся в начале лета, восстанавливаются быстрыми темпами. В Нью-Йорке, где проходит неделя высокого уровня сессии Генассамблеи ООН, в четверг состоялась первая после войны 2008 года встреча глав МИДов двух стран. Москва уже дала понять, что может быть восстановлено прерванное авиасообщение, и не исключила в будущем отмену визового режима для грузинских граждан.
О первой за 11 лет встрече российского и грузинского министров иностранных дел МИД РФ сообщил на своей странице в Facebook: «Обсуждены актуальные вопросы двухсторонней повестки дня. Состоялся обмен мнениями по проблематике региональной безопасности». В сообщении отмечалось, что Сергей Лавров и его коллега Давид Залкалиани встретились при содействии Швейцарии, которая в отсутствие дипотношений между двумя странами представляет интересы России в Грузии и Грузии в России. Спецпредставитель премьера Грузии по отношениям с РФ Зураб Абашидзе сказал “Ъ”, что грузинская сторона подняла вопросы, «связанные с оккупированными территориями — Абхазией и Цхинвальским регионом».
Напомним, что главы МИДов не встречались после вооруженного конфликта 2008 года в Южной Осетии, итогом которого стало признание Москвой независимости этой отколовшейся от Грузии республики, а заодно и независимости Абхазии. Тбилиси в ответ разорвал дипломатические отношения с Россией, которые не восстановлены до сих пор.
Планы министров встретиться в Нью-Йорке во время недели высокого уровня сессии Генассамблеи ООН до последнего момента держались в тайне. Выступая на одном из мероприятий в Нью-Йорке, Давид Залкалиани заявил, что швейцарская сторона выступила «с интересным предложением»: использовать Генассамблею для налаживания российско-грузинских контактов. О том, что встречу предложила Швейцария, говорит и Зураб Абашидзе. Между тем источники “Ъ”, знающие механику подготовки встречи, утверждают, что инициатива исходила от грузинской стороны.
Отношения двух стран резко обострились в июне после скандала с проведением в Тбилиси Всемирной ассамблеи православия. Ее заседание, на котором председательствовал депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов, проводилось в грузинском парламенте, и господин Гаврилов, как председательствующий, сел в кресло спикера. Это спровоцировало протесты с антироссийскими лозунгами и уличные беспорядки, а затем российско-грузинский кризис. Тогда, в ответ на критику в адрес Москвы, которая звучала в том числе из уст грузинского президента Саломе Зурабишвили, назвавшей Россию «врагом и оккупантом», власти РФ приостановили авиасообщение с Грузией и едва не ввели против соседней страны экономические санкции. Кроме того, Москва остановила процесс отмены виз для грузинских граждан — хотя соответствующее решение уже было на столе президента РФ Владимира Путина.
Необычный формат переговоров господ Лаврова и Залкалиани, проходивших при посредничестве швейцарской стороны, был связан с пожеланиями грузинских властей. Они сочли, что по внутриполитическим причинам говорить с Россией напрямую неудобно. Тем не менее встреча была именно двусторонней и продолжалась около часа. Протоколом было предусмотрено, что в этой комнате Сергея Лаврова и Давида Залкалиани встретит постпред Швейцарии при ООН Юрг Лаубер. Он должен был сказать приветственные слова, покинуть помещение, а после встречи сделать заявление о том, что она состоялась.
По словам участвовавшего в переговорах российского дипломата, пожелавшего остаться неназванным, все так и произошло: представитель Швейцарии указал министрам на лежащий на столе швейцарский шоколад, отметил, что на этом его посредническая миссия выполнена, и вышел из переговорной.
С внутриполитическими соображениями грузинских властей был связан и выбор места переговоров министров.
Переговоры прошли не в «российской» комнате близ зала заседания Совбеза ООН, где Сергей Лавров принимает в день по десятку коллег, а на нейтральной территории: в помещениях секретариата организации.
Так или иначе, но с учетом всего конфликтного багажа первые двусторонние переговоры глав внешнеполитических ведомств указывают если не на полную перезагрузку, то на значительное потепление в отношениях Москвы и Тбилиси. Первым сигналом об этом стало заявление Сергея Лаврова о том, что уже можно было бы и восстановить авиасообщение с Грузией. Он сказал об этом в интервью “Ъ”, допустив также возвращение к идее отмены Россией виз для грузинских граждан.