Жесткие требования Ирана к европейской стороне по «ядерной сделке» показывают, какой сложной и противоречивой является ситуация в данном вопросе – считает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
Иран предъявил иранцам ультиматум
Дело в том, что Тегеран поставил своим европейским партнерам по СВПД, т.е. по Совместному всеобъемлющему плану действий, жесткое условие, от которого будет зависеть возвращение Ирана к выполнению данного международного соглашения.
Иранцы требуют от европейцев либо начать закупать у них нефть, либо предоставить до конца года кредит на 15 млрд долларов.
Напомним, что СВПД был подписан в июле 2015 года и подразумевал снятие с Ирана международных санкций взамен на его отказ от ядерной программы, заморозку всех объектов, связанных с разработкой ядерного оружия, а также контроль со стороны МАГАТЭ.
Данное соглашение Иран подписал с Россией, США, Великобританией, Францией и Китаем при участии Германии и Евросоюза, т.е. речь идет о соглашении с членами Совета безопасности ООН. Затем в США сменилась администрация, и к власти пришел президент Дональд Трамп, который дезавуировал участие Вашингтона в данном договорном пакете и ввел односторонние санкции против Ирана.
В результате, по СВПД возникла патовая ситуация, когда санкции США создали вокруг Ирана еще более жесткий международно-правовой режим, а другие стороны соглашения – прежде всего, европейцы не могут, и, наверное, не хотят с этим что-либо делать.
Надо сказать, что такое требование со стороны Ирана к европейцам носит характер шантажа, ведь понятно, что если Евросоюз начнет закупать нефть в Иране, а это «запрещено» американскими санкциями, то это создаст очередной раскол на коллективном Западе.
Точно также будет смотреться и предоставление кредита – 15 млрд долларов это огромная сумма даже для Евросоюза, не говоря уже о том, что данный транш будет в лучшем случае носить характер долгосрочных инвестиций в Иран, а то и банальной репарации.
«Перед нами один из классических ходов иранской дипломатии, отсюда и подобное требование в 15 млрд долларов к европейцам. Перед нами попытка этакого втягивания Евросоюза в значительное взаимодействие с Ираном», - заключает Балмасов.
Как считает эксперт, в условиях такого взаимодействия европейской стороне будет очень сложно согласиться на акт агрессии в отношении Ирана, который периодически продвигают американцы в рамках НАТО.
Иранцы учитывают данный фактор и, возможно, для них главной задачей является не получение западных инвестиций в свою экономику, что было одним из условий СВПД, а недопущение прямой конфронтации, признаки которой уже были в Персидском заливе.
«В Тегеране прекрасно видят, что коллективный Запад не един, что видно по отношениям между странами Евросоюза, не говоря уже об отношениях между Евросоюзом и его отдельными членами с американскими партнерами по НАТО. Там заключены очень большие противоречия, и иранцы пытаются оседлать в рамках данной проблемы свою классическую дипломатию», - резюмирует Балмасов.
Балмасов отмечает, что эта дипломатия помогала Ирану не одну тысячу лет. Ведь иранцы ассоциируют себя со старой Персией, а тогда считалось, что персидская дипломатия стоит целой армии, и благодаря ней удавалось одерживать большие победы.
«Соответственно, на все это необходимо смотреть через призму подобного подхода иранской стороны», - констатирует Балмасов.
Отмены «ядерной сделки» не будет
Впрочем, главными здесь являются два момента. Во-первых, как отреагируют на подобные требования европейцы, и не свернут ли они свое сотрудничество с Ираном. Во-вторых, что будет, если европейцы не выполнят данные иранские требования.
Ведь сложно представить, что иранская сторона пойдет на односторонний выход из СВПД, ведь это поставит данное государство в очень сложное положение и даст повод США для усиления своего внешнеполитического давления, которое и так очень значительно.
«Если мы посмотрим пристально, то в Евросоюзе совершенно разные подходы к решению иранской проблемы, что также осложняет принятие здесь какого-либо магистрального решения. Ведь у всех разные противоречия с Ираном и США», - заключает Балмасов.
По словам Сергея Станиславовича, здесь не надо брать только Великобританию, которая сейчас реализует Brexit, и вообще далека от пары Германия-Франция, поскольку свои противоречия в данном вопросе имеются, например, у итальянцев и даже у французов с немцами.
«Тут очень сложно сформировать какое-то единое мнение, что прекрасно понимают в Иране, и на чем там пытаются играть, поэтому перед нами масштабный вызов для современной европейской политики и дипломатии», - резюмирует Балмасов.
По этому вопросу Евросоюзу будет сложно «сгруппироваться», несмотря на то, что у европейской стороны очевидные экономические интересы по отношению к Ирану. Так что, нас ожидает очередная эскалация переговоров по иранской ядерной проблеме.
«Что касается Ирана, то срывать ядерную сделку можно только тогда, когда у тебя что-то есть. И здесь существует показательный пример КНДР с очевидными успехами Пхеньяна, поэтому иранской стороне необходимо просто выиграть время», - констатирует Балмасов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+