Призыв турецкого политика Догу Перинчека признать Крым российской территорией является важным прецедентом для турецкой политики – считает ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований РАН Алексей Образцов.
Для Турции обязательства перед Украиной ничего не стоят
Лидер партии Vatan Перинчек заявил, что президенту Турции Реджепу Эрдогану больше не надо делать публичные заявления об «аннексии Крыма» и что ему необходимо признать полуостров частью российской территории. Таким образом он прокомментировал последний визит в Турцию президента Украины Владимира Зеленского, в рамках которого Эрдоган высказался по этому вопросу.
Еще Перинчеку не понравилось, что Зеленский объявил минуту молчания в память об украинских военнослужащих, которые погибли в Донбассе, и турецкой делегации пришлось по этому поводу встать. Перенчек назвал это неправильным шагом для турецкой политики.
На самом деле, Перинчека сложно назвать влиятельной фигурой в турецкой политике, хотя он, безусловно, имеет широкую известность, и был даже в 2013 году приговорен к пожизненному заключению по делу националистической организации «Эргенкон». Впрочем, уже через год данное решение турецкого суда было отменено. В целом, Перинчек представляет собой крайний вариант кемалистского национализма.
Что касается России, то этот политик с конца девяностых годов имел с Москвой определенные связи – например, он ездил на мероприятия Александра Дугина, когда данный человек продвигал в нашей стране евразийство, еще до того, как оно стало мейнстримом.
Другой вопрос, что это заявление Перинчека является показательной реакцией на тезисы Эрдогана, который в очередной раз показал «фигу в кармане» по крымскому вопросу, назвав события 2014 года «аннексией», но не признав Крым украинской территорией.
«Партия Vatan довольно давно существует, эта организация создана не вчера, но значительной роли в турецкой политической жизни она все-таки не играет, хотя Перинчек является известным лидером и заметным турецким политиком», - заключает Образцов.
Как замечает эксперт, главное в заявлении Перинчека по Крыму не то, что он это сказал, а то что он вообще это сделал. Ведь раньше не одна политическая сила в Турции не делала подобных заявлений по полуострову и не признавала его частью нашей страны.
Тем более, перед нами не молодой радикал, а чрезвычайно опытный турецкий политик, которому исполнилось 77 лет. Соответственно, это определенный маркер настроений в Турции, который показывает, что все эти заигрывания с Зеленским ничего не стоят для данной страны, хотя президент Украины и совершил свой визит только для того, чтобы подтвердить контуры украинской внешней политики.
«До Перинчека в Турции никто на подобные публичные заявления не решался, поскольку в этой стране довольно большая диаспора крымских татар, которые в большинстве своем отуречились и на общем фоне мало чем выделяются», - констатирует Образцов.
По словам Алексея Васильевича, крымско-татарский и турецкий языки, если чем и отличаются, то только на уровне диалектов. Так что, крымские татары воспринимаются в Турции, как часть турецкого общества, что верно, как в культурном, так и в этническом плане.
Для Турции вопрос Крыма является идеологическим
«В рамках визита Зеленского необходимо обратить внимание на то, что Эрдоган заявил, что Турция не будет признавать и никогда не признает аннексию Крыма. Во-первых, Эрдоган много раз говорил «никогда», но затем вопросы решались по-разному. Во-вторых, он также не признал Крым частью территории современной Украины, что, естественно, далеко не случайно», - резюмирует Образцов.
Данная стилистика подводит нас к очень старому пониманию Турцией данного вопроса, поскольку дело здесь уходит корнями к Кючук-кайнарджийскому мирному договору, который был подписан Санкт-Петербургом и Стамбулом в 1974 году.
«Турки настаивают на том, что в этом соглашении существует пункт, согласно которому, если Россия уступает Крым какой-то третьей стране, то преимущество имеет Турция, как государство, имеющее духовный протекторат над полуостровом», - заключает Образцов.
Кстати говоря, Россия отрицает, что в нашем варианте данного соглашения существуют такие положения, а Турция постоянно апеллирует к этому. В любом случае, перед нами важнейший момент для турецкой политики, который сыграл роль и в действиях Эрдогана.
«И все обратили внимание на то, что Эрдоган технически заявил об «аннексии», но ничего не сказал об Украине. Это важно, ведь в Турции данная тема постоянно педалируется, и она может быть поводом для дальнейших уступок Анкары. Забавно, но Зеленский, потрясая браслетами и ударяя в бубен, явно рассчитывал на совершенно другие слова Эрдогана», - констатирует Образцов.
Таким образом, Перинчек просто отреагировал на эти тонкие ходы Эрдогана, которые типичны для византийской политической культуры, которая, безусловно, близка как Турции, так и России. Так что, перед нами очень тонкая для Украины политическая игра.
«Ситуация, безусловно, здесь несколько тупиковая, но мне кажется, что со временем Турция пойдет на уступки, поскольку в Анкаре все прекрасно понимают, что Меджлис1 крымско-татарского народа на Украине является сомнительной организацией. Тем более, она в в 2016 году признана Верховным судом РФ экстремистской организацией и запрещена на территории России», - резюмирует Образцов.
Поэтому данное заявление Перинчека необходимо признать позитивным.
1 Организация запрещена на территории РФ.