Мэр Киева Виталий Кличко 4 августа покинул Киев.

«С чемпионом мира на борту. Хорошее начало отпуска», — сообщила украинская журналистка Ирина Каспарова.

И хотя эту запись в Facebook она сделала в режиме «для друзей», известие о вылете Кличко из столицы облетело все СМИ. Кто-то из друзей Каспаровой сделал скриншот ее записи, посчитав, что это важнее, чем нежелание журналистки выносить новость на публику.

 

Причиной такого поступка может быть простое путешествие мэра Киева, может на деле оказаться его бегством из Украины. Сейчас у Кличко конфликт с Офисом президента, который хочет лишить мэра Киева реальной власти, убрав его с должности главы Киевской городской государственной администрации.

Ради этого Кличко даже летал в США, где встречался с адвокатом президента Трампа Рудольфом Джулиани. Официальная цель визита была другой, однако украинские эксперты уверены: именно для того, чтобы заручиться американской поддержкой в борьбе с людьми президента Владимира Зеленского, Кличко и летал за океан.

Утром 4 августа в 8:00 из Киева Кличко мог улететь в Анталию или в Таллин.

Впрочем, уже в понедельник, 5 июля, Кличко официально уведомил, что в отпуске будет 5 дней — с 5 по 9 августа. Как сказано в распоряжении, отдых мэра от трудов согласован с президентом Украины Владимиром Зеленским. 

Однако не все верят, что Кличко вернется.

Ветшание и беспредел

Медиаэксперт, блогер и журналист Анатолий Шарий — киевлянин. Вот уже несколько лет он беженец в Европе, но по-прежнему пристально следит за тем, что происходит в его родном городе.

«Такого нигде нет. Представить себе, чтобы европейская столица так выглядела. Любой, кто приезжает в Киев после долгой разлуки, а знаю ряд таких людей, которые приехали, до этого проживая в Европе, они все говорят в один голос: «****** (плохой. — Ред.) город». Он хуже стал, чем был тогда. За пять лет города улучшаются, а этот стал хуже», — утверждает Шарий.

В ответ критик может заметить, что «хуже» — понятие растяжимое. Однако правоту Шария подтверждают цифры. Так, транспортный эксперт Александр Кава отмечает: при Кличко на улицах украинской столицы стало меньше троллейбусов, трамваев и автобусов.

«Деградация. Факты — вещь суровая. За пять лет руководства столицей Виталием Кличко выпуск муниципального транспорта на маршруты сократился на 100 единиц — с 1013 в 2014 году до 913 в 2019 году. Автобусы с 397 до 344. Трамваи с 215 до 226. Троллейбусы с 400 до 343. При этом мэр неоднократно заявлял, что хочет избавиться от маршруток. А по факту хотел ли он это сделать? Делайте выводы», — написал Кава в Facebook.

По общественному показателю Киев опережает, например, Минск, население которого на 1 млн меньше, чем население украинской столицы.

Уже позже, когда скандал с конфликтом властей Украины и киевского мэра вышел на международный уровень, Кава отметил: проблем с новым руководством страны у градоначальника бы не было, работай он на совесть.

 

«Если бы Кличко за пять лет руководства городом не растерял бездумно доверие и поддержку киевлян, то мог бы не бояться никаких политических атак», — указал он.

Живущий в Киеве украинский журналист Дмитрий Литвин, в свою очередь, демонстрирует регресс столицы Украины фотографией после дождя.

«Очень символично, что очередной всплеск споров про будущее власти в Киеве случился после того, как вчера Подол и другие места в городе опять утонули в грязи после дождя. Почему так происходит? Потому что дождевой канализации в нашем городе почти уже не существует. Даже на новых улицах и даже на реконструируемых улицах в центре не строят ливнёвки — вот вообще. Где остались от старых времён и где не замусорены — только там и работает. Хотя, по идее, ливнёвка — это один из базовых элементов инфраструктуры цивилизованного города. Плюс вместо многих скверов и просто пустых мест, способных взять на себя хотя бы часть дождевой воды, у нас теперь высотки или стройки, которые ещё и за….ют (загрязняют — Ред.) целые кварталы вокруг себя грязью. В общем, каждый ливень показывает деградацию Киева», — отмечал он 30 июля.

Литвин раскритиковал коллег-журналистов, заявляющих, что местное самоуправление на Украине оказалось под угрозой.

«Реально у нас под угрозой сам город и люди в городе. У нас разгромлена городская среда. Кошмарное пылевое загрязнение, размывы почвы под асфальтом, бесконечные грязевые потоки от каждого большого дождя, разваливающиеся мосты, разбитые дороги и ещё хуже выглядящие тротуары, невменяемая застройка, разрушающая соседние дома и городскую среду, отсутствующее ночное освещение на целых улицах — так плохо, как сейчас, Киеву давно не было», — писал он, указывая на вклад в такое положение дел Кличко.

 

А экс-министр юстиции Елена Лукаш вслед за главой Офиса президента Андреем Богданом обвинила Кличко в том, что он отдал украинскую столицу на откуп «смотрящим». По ее словам, к ней обратился один из киевских врачей с просьбой свести его со «смотрящим», чтобы он мог договориться о сохранении своей должности.

В общем, на Кличко обозлены многие, живущие в Киеве. А многие из его инициатив в итоге оборачивались против него.

Архитектурные неудачи

Свое правление во главе Киева Кличко начал с открытия транспортной развязки на Почтовой площади в августе 2014 года.

«Реконструкция транспортной развязки на Почтовой площади завершена, и площадь открыта, как мы и обещали, ко Дню Независимости. Мы видим новый асфальт, все проезды открыты. Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, мы сдали объект», — хвалился Кличко.

А критики отмечали, что сама развязка — это заслуга не Кличко, но его предшественников, которые почти завершили работы в центре Киева, но грянул Майдан.

Еще через год — в августе 2015 года — Кличко открывал уже саму реконструированную Почтовую площадь.

«Хочу поздравить вас с открытием пешеходной зоны на Почтовой площади. Мы делаем всё, чтобы Киев отвечал статусу современного европейского города, красивого и комфортного. И эта площадь — один из лучших примеров», — сказал Кличко и пробежал сквозь струи фонтана.

Он пообещал, что скоро на площади откроют кафе и другие инфраструктурные объекты и она станет излюбленным местом отдыха киевлян. Также Кличко пообещал сохранить найденные при работах археологические артефакты.

Однако спустя два года этого так и не произошло. И в апреле 2017 года глава подольской археологической экспедиции Михаил Сагайдак жаловался на остановку работ.

«Фактически мы заблокированы, работа археологов остановлена. От инвестора строительства, который по закону должен финансировать работу археологов, четвертый месяц средств не поступало. В то же время возведение торгового комплекса значительно ускорилось, мы волнуемся, чтобы находки из-за этих работ не были разрушены», — отмечал он.

 

Нерешенным оказался и еще один вопрос: пандусов и лифтов. В 2015 году многие указывали на то, что пожилым людям и людям с инвалидностью трудно будет насладиться обновленной Почтовой площадью. Спустя два года ничего не изменилось.

«Проблема барьерности и недоступности Почтовой площади не снята <…> Руководство Минрегионстроя настроено очень серьезно на изменения в плане обеспечения прав людей с инвалидностью и выполнения действующего законодательства. Потому продолжается работа по тому, чтобы Почтовая площадь, которая сделана за бешеные деньги, была доступной для всех», — отмечал в интервью изданию «Источник» уполномоченный президента Украины по правам людей с инвалидностью Валерий Сушкевич все в том же 2017 году.

В общем, проект, который Кличко все время ставил в пример, вызывал все больше вопросов.

И тогда пришло время другого проекта, который может быть чреват для Кличко уголовным преследованием. Речь о «мосте Кличко» — пешеходном мосте с Владимирской горки к памятнику Дружбе народов. Вряд ли, прыгая 25 мая 2019 года вместе с братом Владимиром по прозрачной части моста, Кличко мог догадываться, что прыгает по своей карьере мэра.

В тот день — в преддверии Дня Киева — стеклянный пол моста и треснул. Стекло на прозрачном участке попытались менять, но ничего не помогало — оно трескалось. А после и в некоторых других частях моста заметили трещины.


В итоге 22 июля против строителей «моста Кличко» в Национальном антикоррупционном бюро открыли уголовное производство. Через два дня глава Офиса президента Андрей Богдан попросил Кабинет министров уволить Кличко с поста главы Киевской городской государственной администрации. Остается лишь добавить, что и ГБР ведет по мосту дело, в рамках которого Кличко уже вызвали на допрос.

В общем, мост, который должен был «перебить» историю с другим мостом — Шулявским (его закрыли на ремонт, а перед этим мэр заявил, что «мост устал»), — стал роковым для киевского градоначальника.

Хороший боксер и симпатичный многим политик, один из лидеров Майдана, согласившись баллотироваться на выборах мэра украинской столицы в 2014 году, сделал роковой для себя выбор. Он не сумел выполнить обещанное и превратить Киев в европейский город. И поэтому у киевлян возникло ощущение, что из отпуска в Киев он не вернется. Возможно, это просто предположения, но уж очень они симптоматичны в свете всего того, в чем Кличко обвиняют и киевляне и сотрудники Офиса президента.