Вопрос: Председатель объединенного комитета начальников штабов США Дж. Данфорд допустил, что Вашингтон может выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), поскольку Россия, по мнению США, его не соблюдает. Учитывая 60-дневный ультиматум, выдвинутый Вашингтоном, планирует ли Москва какие-либо действия, нацеленные на сохранение этого договора?
С. В. Лавров: Насчет ДРСМД уже неоднократно высказывался президент России В. В. Путин, наше министерство. Мы напоминаем, что США, когда они несколько лет назад начали обвинять нас в нарушении этого договора, делали это голословно. Из них пришлось буквально клещами вытягивать информацию, которая нам позволила бы понять, о чем они говорят и что имеют в виду. В итоге они назвали конкретную ракету – 9М729 – и стали утверждать, что она была испытана в такие-то дни на таком-то полигоне на дальность, запрещенную договором. Наши данные о том, как эти испытания проходили, говорят об обратном. Она была испытана на дальность, разрешенную договором, в условиях, которые он предусматривает.
Министры иностранных дел НАТО несколько дней назад на своем заседании поддержали позицию Соединенных Штатов. Была информация о том, что они это сделали, после того как Вашингтон ознакомил их с некими неопровержимыми документами, подтверждающими, что нарушение договора состоялось. Если это так, то мы таких документов от американцев не получали. Это ровно то, что мы от них просим достаточно давно. Мы по-прежнему готовы к серьезному, профессиональному разговору, а не к ситуации, когда они то и дело взгромождаются на трибуну и на все международное сообщество заявляют такие вещи, которые для начала было бы правильнее, вежливее и корректнее прояснить с другим участником этого договора.
Что касается договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), президент России В. В. Путин не раз говорил о том, что мы заинтересованы в том, чтобы начать переговоры о его дальнейшем продлении. Он истекает в 2021 году, времени остается не так много. Это предложение остается в силе.
Вопрос: Как Россия относится к задержанию дочери главы китайской компании "Хуавей"?
С. В. Лавров: Считаю, что это еще одно проявление той линии, которая вызывает неприятие у подавляющего большинства нормальных стран и людей: линии на экстерриториальное применение своих национальных законов.
Как я понимаю, ее задержали в Канаде по американскому запросу в связи с тем, что эта компания ведет бизнес в Иране. Это запрещено американским законом. Причем здесь Китай? Причем здесь компания "Хуавей"? Это очень аррогантная, великодержавная политика, которую никто не принимает. Она уже вызывает отторжение даже у ближайших союзников США. Надо с этим заканчивать.