СОДЕРЖАНИЕ
- О X Международном научном форуме неправительственных партнеров ЮНЕСКО «Наука и устойчивое развитие человечества»
- О встрече Министра иностранных дел С.В.Лаврова со специальным представителем Действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Ф.Фраттини
- О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Доминиканской Республики М.Варгасом Мальдонадо
- О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова во Францию
- О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Швейцарию
- О публикации интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова итальянскому информагентству «АДЖИ»
- О ситуации вокруг арестованной в США М.В.Бутиной
- О развитии ситуации в Сирии
- О ситуации вокруг лагеря внутренне перемещенных лиц Рукбан в Сирийской Арабской Республике
- Об атрибутивном механизме в ОЗХО
- О 150-летии Декларации «Об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль»
- О 45-летии начала участия России в операциях ООН по поддержанию мира
- О заявлении Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини по «азовскому сюжету»
- О выходе книги Радослава Сикорского «Польша может быть лучше. Закулисье польской дипломатии»
- К высказываниям Министра иностранных дел Чехии Т.Петршичека по российско-чешским отношениям
- О ситуации с возвращением перемещенных лиц из Бангладеш в Мьянму
- О посещении экспертами Центра им.Р.Лугара в Грузии
- О выборах нового Президента Интерпола
- О новой стратегии внешней политики и политики безопасности Дании
- О нарушениях GPS-навигации в северной Норвегии
- Об открытии в г.Душанбе историко-документальной выставки «Россия и Таджикистан: по пути дружбы и созидания»
- О закладке Аллеи основоположников космонавтики и установке бюстов К.Э.Циолковского и Г.Поточника-Ноордунга в Словении
- Об отключении Ирана от системы «SWIFT» и сотрудничестве с Россией по данному вопросу
- Об обновленной информации на сайте МИД по безвизовому въезду в иностранные государства для граждан России
- Из ответов на вопросы:
- Об инициативе Азербайджана относительно обмена пленными с армянской стороной
- О российско-японских переговорах по мирному договору
- О заявлениях Дж.Мэттиса относительно ДРСМД
- Об обвинениях Финляндии о нарушении GPS-сигнала
- О расширении НАТО на Восток
- О расширении Совета Безопасности ООН
- О ситуации вокруг Йемена
- О ситуации вокруг Курильских островов
- О высказываниях Д.Трампа относительно падения цен на нефть
- О международном соглашении ООН по миграции
- О заявлении министров обороны Великобритании и Украины
- Об американских санкциях в отношении России
- Об усилении потенциала НАТО на восточном фланге
- О ситуации на Украине
О X Международном научном форуме неправительственных партнеров ЮНЕСКО «Наука и устойчивое развитие человечества»
26-27 ноября в Москве состоится X Международный научный форум неправительственных партнеров ЮНЕСКО «Наука и устойчивое развитие человечества», организаторами которого являются Международный общественный фонд «Российский фонд мира», Российская академия наук и Секретариат ЮНЕСКО.
Предусматривается, что на торжественной церемонии открытия Форума выступит Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.
Среди основных тем Форума – роль науки в цифровом пространстве, взаимосвязь науки и гражданского общества, наука и этика в современном мире. В данном мероприятии примут участие видные отечественные и иностранные учёные, руководители научно-исследовательских организаций, представители университетов, заслуженные деятели медицины, а также специалисты по гуманитарным наукам из порядка 100 государств-членов ЮНЕСКО.
О встрече Министра иностранных дел С.В.Лаврова со специальным представителем Действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Ф.Фраттини
26 ноября состоится встреча Министра со специальным представителем Действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Ф.Фраттини. Планируется обмен мнениями по темам, включенным в повестку дня предстоящего в Милане заседания СМИД ОБСЕ по приднестровскому урегулированию, а также другим представляющим взаимный интерес вопросам.
О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Доминиканской Республики М.Варгасом Мальдонадо
26-28 ноября с официальным визитом в России будет находиться Министр иностранных дел Доминиканской Республики М.Варгас Мальдонадо.
26 ноября пройдут переговоры глав внешнеполитических ведомств двух стран, в ходе которых предполагается провести обмен мнениями по широкому спектру вопросов двусторонней повестки дня с упором на укрепление политического диалога, наращивание торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей.
Особое внимание планируется уделить «сверке часов» по актуальным темам международной и региональной проблематики и перспективам взаимодействия на многосторонних площадках, прежде всего в ООН, в том числе с учетом избрания Доминиканской Республики непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2019-2020 годы.
Визит Министра иностранных дел Доминиканской Республики М.Варгаса Мальдонадо знаменует новый этап более интенсивного развития наших двусторонних связей и свидетельствует о последовательном расширении многовекторного сотрудничества России с регионом Латинской Америки и Карибского бассейна.
О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова во Францию
27 ноября состоится визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова во Францию. В программе поездки – переговоры с Министром Европы и иностранных дел Французской Республики Ж.-И.Ле Дрианом, а также совместное с французским коллегой участие во втором заседании Координационного совета форума «Трианонский диалог» в Версале.
Предлагается обсудить актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, включая подготовку запланированного на 17 декабря 24-го заседания Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), реализацию договоренностей, достигнутых в ходе переговоров на высшем уровне в мае и июле текущего, а также развитие совместных проектов в культурно-гуманитарной сфере.
По международной повестке дня планируется обменяться мнением по таким актуальным темам, как ситуация в Сирии, Ливии и Йемене, перспективы урегулирования конфликта на Украине, сохранение Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, судьба Договора о ракетах средней и меньшей дальности, вопросы укрепления европейской безопасности, ход подготовки к СМИД ОБСЕ 6-7 декабря в Милане.
В рамках участия в заседании Координационного совета российско-французского форума гражданских обществ «Трианонский диалог» министры примут участие в дискуссии о мерах содействия активизации прямых контактов между россиянами и французами в целях укрепления дружеских связей между двумя народами.
О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Швейцарию
27-28 ноября Министр иностранных дел России С.В.Лавров будет находиться с рабочим визитом в Швейцарии.
Министр примет участие в Женевской министерской конференции по Афганистану, созываемой под эгидой ООН. Данное мероприятие посвящено вопросам международного содействия процессу национального примирения в Исламской Республике Афганистан, обзору реализации программы реформ правительством страны, поддержке региональных экономических инициатив и механизмов, ориентированных на Афганистан. На конференции ожидаются представители около 70 стран и 28 международных организаций.
28 ноября Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет в Женеве переговоры с Начальником Федерального департамента (министром) иностранных дел Швейцарии И.Кассисом. В ходе двусторонней встречи предполагается обсудить актуальные вопросы российско-швейцарских отношений, а такжеосновные международные проблемы, представляющие взаимный интерес.
О публикации интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова итальянскому информагентству «АДЖИ»
Как мы анонсировали ранее, 22-23 ноября состоится визит главы МИД России С.В.Лаврова в Италию для участия в IV Международной конференции «Средиземноморье: римский диалог». Подробные материалы опубликованы на официальном сайте МИД России.
Хотели бы сообщить, что в 15.00 сегодня (в 13.00 по римскому времени) на официальном сайте МИД России будет опубликован текст интервью С.В.Лаврова итальянскому информационному агентству «АДЖИ».
О ситуации вокруг арестованной в США М.В.Бутиной
Продолжаем держать на постоянном контроле ситуацию в США с гражданкой России М.В.Бутиной. Напомню, что американские власти уже больше четырех месяцев удерживают ее в заключении по надуманным обвинениям.
Дипломаты Посольства России в США регулярно посещают М.В.Бутину. В настоящее время она уделяет много времени изучению материалов уголовного дела, готовясь к предстоящему 19 декабря судебному заседанию.
Со своей стороны будем и дальше предпринимать все необходимые шаги для скорейшего освобождения М.В.Бутиной из тюрьмы. Наша соотечественница стала жертвой русофобии, которая сейчас, к сожалению, набрала невиданные обороты в Вашингтоне, а характер выдвинутых против нее обвинений свидетельствует, что она является политической заключенной.
В течение прошедшей недели ситуация в Сирии оставалась в целом стабильной с сохраняющимися очагами напряженности в районах присутствия террористов.
По-прежнему наибольшее беспокойство вызывала ситуация на северо-западе страны – в Идлибе. В конце прошлой недели боевики аффилированного с «Аль-Каидой» незаконного вооруженного формирования «Хуррас Ад-Дин» совершили крупную провокационную вылазку и атаковали расположение сирийских правительственных сил в районе Джурин. При отражении атаки погибли 18 военнослужащих. Подобные кровавые провокации свидетельствуют о том, что, несмотря на серьезные усилия турецкой стороны по выполнению совместного с Россией Меморандума от 17 сентября, трудности с созданием демилитаризованной зоны в Идлибе сохраняются. Продолжаем тесное взаимодействие с турецкими партнерами – как известно, на днях в Сочи Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу обсудил ситуацию в Идлибе со своим турецким коллегой Х.Акаром.
Не перестают тревожить действия в Сирии США. Самолеты ведомой ими т.н. коалиции уже продолжительное время наносят интенсивные удары по окрестностям занятого игиловцами города Хаджин в Заевфратье, что сопровождается гибелью большого числа мирных жителей. На прошлой неделе мы говорили об обнаружении около 50 тел погибших в расположенном к югу от Хаджина поселке Эш-Шафа. В минувшие выходные в поселке Аль-Букаан в результате очередного авиаудара коалиции погибли еще 40 человек, преимущественно женщины и дети.
По информации сирийских СМИ, авиация коалиции в очередной раз использовала при этих атаках снаряды с белым фосфором. Американцы продолжают отрицать это с тем же упорством, с которым в апреле они утверждали о якобы имевшем место использовании сирийским Правительством химического оружия в Думе. Доказательств этого, впрочем, не представлено до сих пор.
Сохраняя незаконное вооруженное присутствие на территории Сирии с неопределенными целями и временной перспективой, Вашингтон выдает свою незаинтересованность в скором преодолении кризиса в этой стране и другими действиями. В частности, препятствуя усилиям по социально-экономическому восстановлению и возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц. Примером такой линии стало опубликованное 20 ноября заявление Министерства финансов США о введении жестких рестрикций против двух российских компаний, «заподозренных» в осуществлении поставок нефтепродуктов в Сирию в обход односторонних американских санкций. При этом из Вашингтона пригрозили: так будет с каждым, кто посмеет нарушать вводимые США санкционные режимы. Получается, что американцы хотели бы оставить измученных войной сирийцев без такого жизненно необходимого ресурса, как топливо. А как же забота о правах человека и гражданском населении? Ведь все чему покровительствовали США и ведомые ими коалиция и другие государства на территории Сирии, Ближнего Востока и Севера Африки было заявлено как помощь гражданскому населению. Вот мы видим реальную заботу о мирных жителях.
Теперь о позитивных моментах. На днях Генштаб армии Сирии заявил о завершении военной операции и установлении полного контроля над районом вулканического плато Ас-Сафа – последним оплотом боевиков ИГИЛ на юге страны. Зачищена от террористов территория с очень сложным рельефом площадью 380 квадратных км.
Продолжается реализация российской инициативы по оказанию содействия возвращению сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц. Их поток в основном из соседних Иордании и Ливана вышел на средний уровень в 1000 (от 800 до 1400) человек в сутки. Сирийские власти сообщили, что в провинции Дэйр-эз-Зор с момента ее освобождения от террористов число возвратившихся семей достигло 195 тысяч.
Власти Сирии восстанавливают разрушенную социально-экономическую инфраструктуру и не ослабляют усилий по созданию достойных условий для возвращения граждан к своим очагам. Так, например, в горной части провинции Латакия по состоянию на 21 ноября восстановлено более 400 из 1,5 тысяч домов, поврежденных в ходе войны.
28-29 ноября в казахстанской столице пройдет очередная, 11-я, международная встреча по Сирии в «астанинском формате», на которой представители России, Ирана и Турции обменяются мнениями по ситуации в Сирии и урегулированию в этой стране в целом. Это встреча, как и всегда, будет носить прикладной характер.
О ситуации вокруг лагеря внутренне перемещенных лиц Рукбан в Сирийской Арабской Республике
Одной из «болевых точек» на карте Сирии остается лагерь внутренне перемещенных лиц Рукбан, где в крайне сложных условиях находятся десятки тысяч человек. МИД России и Министерство обороны Российской Федерации регулярно освещают ситуацию на этом направлении.
Показательно, что этот лагерь расположен внутри незаконно созданной и фактически оккупированной США зоны вокруг н.п. Ат-Танф. Здесь под предлогом борьбы с ИГИЛ и «для сдерживания Ирана» – на суверенной территории государства-члена ООН, в стратегически важном районе у стыка границ Сирии, Ирака и Иордании и соединяющей Багдад и Дамаск трассы, по сути, развернута крупная американская военная база, на которой, по многочисленным свидетельствам, осуществляется подготовка боевиков. Весьма вольготно чувствуют себя в зоне Ат-Танфа и экстремисты из различных бандформирований.
В начале ноября структуры ООН при согласии сирийских властей и активном содействии российской стороны организовали доставку гуманитарной помощи в лагерь Рукбан. Необходимые консультации в целях успешного прохождения конвоя были проведены и с США. Вместе с тем в ставшей привычной манере американская сторона вольно обошлась с достигнутыми договоренностями. В частности, обязательства по обеспечению безопасности конвоя внутри контролируемой США зоны были переданы одному из незаконных вооруженных формирований. Было отказано в доступе в лагерь представителям Сирийского общества Красного Полумесяца. Считаем это, конечно, неприемлемым.
Между тем ситуация в лагере осложняется. Находящиеся там сирийцы проживают в ужасных условиях, лишены нормального питания, имеют минимальный доступ к медикаментам и медицинской помощи. Не осуществляется вывоз мусора, отсутствует канализация. В лагере процветают преступность и насилие. Детей вербуют в НВФ. Весьма показательно и то, что въезд в лагерь и выезд из него ограничены и возможны лишь на платной основе и с разрешения одной из вооруженных группировок. Все это, естественно, вызывает самую глубокую озабоченность.
Было бы неплохо, если бы несколько крупных западных изданий (лучше всего американских, а, может быть, также и европейских) сделали специальные честные и открытые репортажи без прикрас о том, что происходит в лагере Рукбан, без попыток оправдать действия США на этом направлении.
Об атрибутивном механизме в ОЗХО
У нас вызывает крайне негативную реакцию принятие на Конференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия (Гаага, 19-20 ноября) решение увеличить бюджет Организации по запрещению химоружия на 2019 г. на 2,5 млн. евро, которые пойдут на т.н. атрибуцию (это юридический термин).
Во-первых, в соответствии с главным бюджетным документом Организации ее Генеральному директору Технического секретариата – особо хочу подчеркнуть слово «технического» – теперь предоставлено нелегитимное право, подкрепленное финансированием, определять или, точнее сказать, «назначать» виновных в осуществлении или финансировании террористических актов с применением химического оружия. Такой вердикт может быть им самолично вынесен как в отношении отдельного лица или организации, так и суверенного государства.
В случае с лицом или организацией возникает вопрос о прямом вмешательстве ОЗХО во внутренние дела стран-членов ООН. В случае с суверенным государством техническая по своей природе Организация, по сути, самостоятельно сама себя наделила полномочиями, которыми на законном основании обладает лишь Совет Безопасности ООН. То есть речь идет о прямом вторжении в прерогативы этого международного органа и, как следствие, фактическом сломе всей системы международных отношений, сложившейся после Второй мировой войны.
В теории мы много говорили о том, что такие планы имеются. Обращали внимание на заявления, тенденции, которые мы отслеживали. Теперь наши партнеры переходят к активным и практическим действиям на этом направлении.
Во-вторых, как мы уже много раз говорили, данное решение с далеко идущими негативными последствиями полностью противоречит положениям Конвенции о запрещении химического оружия. Хотела бы напомнить, что в соответствии с мандатом, предоставленным Технический секретариату ОЗХО по Конвенции, эта техническая структура может лишь расследовать инциденты и делать выводы, были ли применены отравляющие вещества или нет. По крайней мере, так он и действовал ранее, например, в отношении подобных преступлений в Сирии.
В рамках увеличенного бюджета предполагается, что Технический секретариат будет концентрироваться на установлении виновных в этой ближневосточной стране. При этом до сих пор не известны ни методы работы, ни ее модальности. Государства-участники не принимали участие в разработке круга ведения деятельности создаваемой в рамках Техсекретариата специальной группы по атрибуции. Все было сделано для того, чтобы члены Конвенции «вслепую» приняли нужное узкому кругу стран решение.
В этой связи возникает оправданное опасение, что под прикрытием красивых фраз о недопущении безнаказанности применения химического оружия (с этим утверждением согласны все), в обход положений КЗХО и международного права, формируется некий нетранспарентный механизм, деятельность которого может быть использована самым произвольным образом группой политически ангажированных стран.
Разумеется, нельзя исключать, что его выводы могут стать предлогом для применения силы, опять же в обход СБ ООН. Мы уже были свидетелями таких действий в 2017 и 2018 гг., когда западная «тройка» нанесла удары по Сирии, грубо и преднамеренно нарушив международное право.
Полную ответственность за подрыв ОЗХО несут США, Великобритания и Франция. Искомый результат (за атрибутивный бюджет отдано 99 голосов) они достигли только благодаря массированной кампании дезинформации и даже беспрецедентного политического и финансового давления на ряд стран. Не обошлось и без попустительства со стороны Техсекретариата. Обо всем этом в ОЗХО известно. Сожалеем, что государства, занимавшие равноудаленную позицию, на сей раз не нашли возможности противостоять провокационной затее стран Запада.
Шантаж и ультиматумы, основанные на бездоказательных обвинениях, стали «визитной карточкой» Вашингтона, Лондона и Парижа. Вместе с тем результаты голосования в ОЗХО однозначно продемонстрировали, что далеко не все участники этой Организации разделяют не основанный на международном праве подход стран Запада к ее роли, целям и задачам.
Фактически продавленное неправомерное решение об атрибуции наносит сокрушительный удар ОЗХО. Оно лишь усугубляет раскол среди стран-членов этой некогда успешной структуры, которая сейчас стала объектом неприкрытой политической борьбы. Все это мы наблюдаем последние несколько лет из-за серьезнейших разногласий по сирийскому «химическому досье», сфабрикованному «делу Скрипалей», а теперь уже и по атрибуции.
Совместно с нашими союзниками и единомышленниками будем противодействовать такой деструктивной линии, откровенно направленной на размывание основ международного права и многосторонних соглашений. На всех площадках будем продолжать предметно и аргументированно разъяснять пагубность попыток использовать серьезнейшую проблематику борьбы с применением химического оружия в политических целях.
О 150-летии Декларации «Об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль»
29-30 ноября в рамках Международной конференции по вопросам гуманитарного права будет отмечаться 150-летие принятия Санкт-Петербургской декларации о запрете применения во время войны некоторых разрывных снарядов. Можно было бы оставить это незамеченным, как историческую дату, которая интересна только для узких специалистов. Но мне кажется, что этот исторический материал очень актуален сегодня, в том числе, в контексте того, о чем я говорила ранее, как образец отношения к международным договоренностям и международным структурам наших западных партнеров. Они все время приводят в пример некую цепочку последовательных действий со стороны нашей страны, которые якобы доказывают нелегитимность действий России, агрессивный подход, несоблюдение международного права, что не соответствует действительности. Давайте опираться на факты.
Упомянутый мной документ, проект которого был разработан и предложен к международному обсуждению именно Россией, явил собой важнейшую веху в развитии международного гуманитарного права, став первым многосторонним международным актом, ограничившим стремительное развитие новых видов вооружения. Впервые вопрос о введении нового средства поражения противника рассматривался не только с точки зрения военной целесообразности, но и с позиции гуманизма.
Декларация была принята по итогам международной конференции, созванной в октябре 1868 г. в Санкт-Петербурге по инициативе Д.А.Милютина, возглавлявшего в то время военное министерство Российской Империи. В ней приняли участие делегации из 18 государств (Австро-Венгрия, Бавария, Бельгия, Великобритания, Вюртемберг, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Османская империя, Персия, Португалия, Россия, Северогерманский союз (Пруссия), Франция, Швейцария, Швеция).
Любопытная зарисовка. Очень важный для понимания того, о чем мы говорили ранее, момент. Единственной страной, не ответившей на предложение российского правительства принять участие в Конференции, стали США. При этом архивные документы содержат свидетельства того, что британский представитель настаивал, чтобы в самой Декларации было зафиксировано, что она обязательна только для подписавших ее держав. Кроме того, Декларация должна была лишиться обязательности даже в том случае, если «в международной войне вместе с двумя контрагентами принимает участие держава, не присоединившаяся к Декларации». Какими соображениями руководствовались британцы тогда, можно только догадываться. Однако признаки пусть и непреднамеренной, по лояльности к своим заокеанским братьям они демонстрировали уже тогда. Как схожи эти подходы с сегодняшней международной ситуацией.
Важно также напомнить, что идею России ограничить особо жестокое вооружение не только поддержали, но и развила группа стран, во главе с Пруссией (Италия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Дания, Португалия, Австрия, Бавария, Вюртемберг, Османская Империя). Они предложили распространить запрет на все военные средства, которые можно было считать варварскими.
Однако и здесь в игру вступает Великобритания. В целом поддерживая российские предложения, британское правительство ссылалось на немногочисленность военных сил и необходимость восполнять это «научными достижениями» и усовершенствованиями в военной области. Комментируя позицию Британии, выдающийся юрист-международник Ф.Ф.Мартенс писал о том, как рассуждали сами англичане: «на этом основании Англия не может лишить себя, к собственному своему вреду, тех средств, которыми она обязана духу изобретательности своего народа» (Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. т. 4 ч.2 1849-1878, СПб., 1878, с.957).
После проведения конференции 1868 года в Санкт-Петербурге Россия продолжила выполнение своей гуманистической миссии, став инициатором встречи мировых держав на Брюссельской конференции 1874 г. и Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 гг.
Хотела бы также обратить ваше внимание, что наши коллеги из агентства ТАСС, совместно с Международным Комитетом Красного Креста (МККК) подготовили отличный медийный проект, посвящённый 150-летию Санкт-Петербургской декларации, где красочно описана история создания Документа, подкреплённая фотографиями архивных бумаг, основных действующих лиц и подробным описанием процесса. Всё это можно увидеть на сайте https://declaration1868.tass.ru/
О 45-летии начала участия России в операциях ООН по поддержанию мира
В конце ноября мы отмечаем 45 лет начала участия России в операциях ООН по поддержанию мира. Напомню, 25 ноября 1973 г. в Каире состоялось торжественное вручение 36 советским офицерам голубых беретов военных наблюдателей Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), дислоцированного на Ближнем Востоке. Так началась славная история участия нашей страны в операциях ООН по поддержанию мира.
В марте 1992 г. решением Верховного Совета Российской Федерации в миротворческие операции ООН было направлено первое российское воинское подразделение – 900 российских «голубых касок» заступили на боевое дежурство в составе сил ООН в бывшей Югославии.
За прошедшие годы наши воинские контингенты побывали в составе миротворческих миссий ОНН в Европе, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Сегодня они дислоцированы в ДРК, Колумбии, на Кипре, в Южном Судане, на Ближнем Востоке, в Абьее, в Косово и Западной Сахаре.
Богатый опыт наших специалистов в сфере поддержания мира и правопорядка, оказания неотложной помощи, спасения населения в чрезвычайных ситуациях по-прежнему востребован. Вне зависимости от внешних обстоятельств мы будем продолжать эту важную работу, внося свой посильный вклад в поддержание мира на нашей планете.
Хотела бы добавить, что по линии Постпредства России при ООН в Нью-Йорке по этой теме запланирован ряд мероприятий информационного характера. Мы обязательно вас будем о них информировать.
О заявлении Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини по «азовскому сюжету»
Обратили внимание и ознакомились с заявлением Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини по итогам заседания Совета ЕС по иностранным делам (Брюссель, 19 ноября) и ее ответом на вопрос СМИ относительно ситуации в Азовском море.
Прежде всего, нам абсолютно непонятна логика селективного выдвижения есовскими партнерами претензий к законным действиям Российской Федерации в Азовском море, при том, что провокационные шаги Киева в регионе остаются без внимания со стороны Брюсселя. Например, мы до сих пор не узнали, хотя были настойчивы в этом вопросе, есть ли у Евросоюза позиция в отношении организованного Украиной 25 марта силового захвата в Азовском море российского рыболовецкого сейнера «Норд», и в чем эта позиция состоит. Напомню, что члены экипажа судна около полугода удерживались украинскими властями на надуманных основаниях, а его капитану, находящемуся на Украине, и по сей день грозит тюремный срок. В этой ситуации встает закономерный вопрос, в какой степени забота Евросоюза о правах человека перевешивает конъюнктурные интересы, носит реальный, а не декларативный характер.
По просьбе ЕС мы неоднократно на разных уровнях обсуждали ситуацию, складывающуюся в Азовском море. Хотели бы подчеркнуть, что речь идет именно о профессиональном обмене оценками, подкрепленными фактическими аргументами и статистическими данными, а не об одностороннем донесении Евросоюзом до нас неких «ясных сигналов», как это, к сожалению, попыталась преподнести СМИ и широкой общественности Ф.Могерини.
Суть нашей позиции состоит в том, что Российская Федерация привержена положениям Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. и закрепленному в нем международно-правовому статусу Азовского моря как внутренних вод России и Украины.
Согласно данному Договору, российские пограничники вправе осматривать суда в Азовском море и Керченском проливе по целому ряду оснований в соответствии с действующим законодательством. Такие осмотры проводятся российской стороной на недискриминационной основе: помимо судов под флагом Украины и третьих государств проверяются также суда под флагом России. По имеющейся статистике, за девять месяцев текущего года общее число проверенных судов под флагом Российской Федерации превышает количество проверенных украинских судов. Я, надеюсь, что данная статистика есть у ЕС.
Важно отметить, что простои судов перед прохождением Керченского пролива в украинские порты или из них не связаны с пограничным контролем. Дело в другом – в особом порядке плавания по Керчь-Еникальскому каналу. Этот порядок обусловлен специфическими габаритами канала, сложными метеорологическими и навигационными условиями. Последние предполагают, в частности, обязательную лоцманскую проводку, для чего суда предварительно формируются в караваны, что занимает определенное время. У нас есть надежда, что и это в структурах ЕС, Брюсселе знают. Кстати, и по сей день основная масса судов осматривается не в акватории моря, а в период ожидания очереди на проход через Керченский пролив. При этом стоит особенно подчеркнуть тот факт, что подобный порядок прохождения Керчь-Еникальского канала не является новеллой. Он существовал и до сооружения Крымского моста, в том числе в то время, когда каналом управляла Украина. В ЕС, наверное, знают об этом, но забыли.
В свою очередь, нас не может не тревожить, что за завесой информационного шума о некой «милитаризации» Азовского моря украинские власти целенаправленно нагнетают в регионе напряженность. В Киеве бравируют созданием военно-морской базы в Бердянске, заявляют о намерении в одностороннем порядке в нарушение международного права провести некую линию разграничения в Азовском море. Звучат мысли о вовлечении в регион потенциала НАТО. Нашим есовским партнерам, которые вызываются комментировать эту ситуацию, следует иметь в виду, что такое поведение Киева не может не отражаться на ситуации в регионе и, как следствие, на предпринимаемых нами профилактических мероприятиях с целью обеспечения безопасности российских граждан и объектов стратегической инфраструктуры, в частности Крымского моста. Тем более, что, как мы понимаем, в отношении данного сооружения озвучивались угрозы со стороны не только украинских радикальных сил и маргинальных элементов, но и политиков этого государства.
Приведенные выше аргументы не раз доводились до сведения стороны ЕС, в последний раз – в ходе рабочих консультаций Статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасина и Генерального секретаря Европейской внешнеполитической службы Х.Шмид в Брюсселе 15 ноября.
У нас сложилось впечатление, что по итогам данных контактов удалось в значительной степени снять остроту имеющихся у стороны ЕС озабоченностей. С целью закрепить это понимание была достигнута договоренность о том, чтобы на периодической основе проводить сверку имеющихся у России и ЕС статистических данных о ситуации с судоходством в акватории Азовского моря.
Учитывая вышеизложенное, не видим у Брюсселя оснований идти на поводу у сторонников конфронтации в Киеве и искусственно драматизировать обстановку в регионе. Что касается озвученных Ф.Могерини планов разработать некие «конкретные меры» по поддержке «затронутых» регионов Украины, нам о намерениях Еврокомиссии на этот счет ничего не известно. Исходим из того, что действия ЕС будут носить ответственный и транспарентный характер, соответствовать нормам международного права и принципам европейской безопасности, учитывать статус Азовского моря и сложившиеся в регионе реалии.
О выходе книги Радослава Сикорского «Польша может быть лучше. Закулисье польской дипломатии»
Я рекомендую нашим партнерам в Брюсселе ознакомиться с вышедшей в свет книгой бывшего главы МИД Польши Р.Сикорского «Польша может быть лучше. Закулисье польской дипломатии». Интереснейшее произведение особенно для наших западных партнеров и для тех, кому хочется разобраться, в частности, в том, что же все-таки произошло на Украине и как это можно квалифицировать с точки зрения международного права.
В частности, он вскрывает реальную, а не парадную сторону западной политики применительно к России, а также раскрывает механику того, что происходило за последние годы на Украине.
Р.Сикорский рассказывает о том, что польско-шведское детище – «Восточное партнерство» ЕС – изначально затевалось для установления над Украиной антироссийской опеки, вылившейся в майданный переворот. Это не наши оценки, а оценки бывшего министра иностранных дел Польши. Он также описывает, как под его предводительством польская дипломатия пыталась вбить клин между Москвой и Минском – тоже интересная зарисовка. Фактически подтверждаются наши оценки деструктивных действий Запада, о которых мы говорили нашим партнерам, но те пытались убедить нас в обратном. Жаль, что такая откровенность проявилась у Р.Сикорского лишь после отставки.
К высказываниям Министра иностранных дел Чехии Т.Петршичека по российско-чешским отношениям
Обратили внимание на высказывания Министра иностранных дел Чехии Т.Петршичека, который в интервью чешскому изданию «Деник-Н», предположил, что «россияне могли бы воспользоваться» отмечаемым в Чешской Республике в этом году 50-летием событий Пражской весны в Чехословакии, чтобы «извиниться за 1968 год».
Хотела бы напомнить недавно назначенному главе Министерства иностранных дел Чехии, о положениях одного из основополагающих документов российско-чешских отношений, а именно Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 26 августа 1993 года. В преамбуле этого договора говорится о желании сторон «окончательно подвести черту под тоталитарным прошлым, связанным с недопустимым применением силы против Чехословакии в 1968 г. и дальнейшим неоправданным пребыванием советских войск на чехословацкой территории». Такая позиция впоследствии была неоднократно подтверждена высшим руководством нашей страны.
Прозвучавшие в упомянутом интервью заявления по поводу внешней политики России и его видения взаимодействия с нашей страной контрастируют с декларируемыми чешской стороной намерениями и готовностью сотрудничать с Россией, развивать дружественные отношения в интересах граждан наших стран на основании вышеупомянутого Договора. Хотелось бы в двусторонних отношениях с Чехией исходить именно из таких конструктивных перспектив.
О ситуации с возвращением перемещенных лиц из Бангладеш в Мьянму
С сожалением констатируем, что не состоялось намеченное на 15 ноября начало возвращения в Ракхайнскую национальную область (РНО) Мьянмы перемещенных лиц, временно находящихся на территории соседней Бангладеш. Тем самым оказались нереализованными договоренности, которые были достигнуты в конце прошлого месяца между Даккой и Нейпьидо и открывали возможность практического урегулирования проблемы, включая ее гуманитарные аспекты.
Располагаем информацией, что отказ первой группы репатриантов возвращаться в Мьянму стал результатом давления и угроз физической расправы со стороны действующих в лагерях беженцев на территории округа Кокс-Базар (Бангладеш) экстремистских элементов, в том числе из т.н. «Армии спасения рохинджей Аракана». Следует напомнить, что именно эта организация несет прямую ответственность за обострение ситуации в РНО в 2016-2017 гг., спровоцировавшее массовый исход из Ракхайна мусульман и представителей других религиозных конфессий. Очевидно, что действия радикально настроенных экстремистов нацелены на искусственное раздувание кризиса вокруг РНО и проживающих там мусульман с целью создания предлога для продолжения внешнего давления на Правительство Мьянмы и вмешательства во внутренние дела этой страны.
Недоумение вызывает тот факт, что подобным планам фактически подыгрывают официальные представители отдельных западных стран и международных организаций, заявляющие о якобы отсутствии условий для безопасного возвращения репатриантов. Складывается впечатление, что определенные внешние силы отрабатывают собственную повестку дня, истинные цели которой очень далеки от заботы об интересах перемещенных лиц, длительное время находящихся во временных лагерях, и нацелены на затягивание конфликтной ситуации вокруг РНО.
Со своей стороны приветствуем твердый настрой Бангладеш и Мьянмы на продолжение прямого диалога с целью урегулирования гуманитарного кризиса и готовность этих стран вернуться к вопросу о начале возвращения перемещенных лиц. Выражаем надежду на продолжение их конструктивного сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Программой развития ООН в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями.
Считаем важным в возможно короткие сроки дать старт процессу репатриации, параллельно предпринимая при содействии международного сообщества шаги по улучшению условий для приема и обустройства возвращающихся лиц, а также обеспечению законных прав всех этно-конфессиональных общин в РНО.
О посещении экспертами Центра им.Р.Лугара в Грузии
Обратили внимание на состоявшееся 14-15 ноября анонсированное ранее посещение некой группой международных экспертов грузинского Исследовательского центра общественного здравоохранения им Р.Лугара. Примечательно, что министр здравоохранения Грузии Д.Сергеенко заявил журналистам перед началом мероприятия, что его цель – «подтвердить то, что мы и так хорошо знаем – прозрачность и соответствие международным конвенциям». Так и случилось. В подаче грузинских СМИ, международные эксперты якобы недвусмысленно подтвердили исключительно мирный и транспарентный характер деятельности центра.
Однако на поверку оказывается, что единственный официальный документ, где содержатся все эти оптимистические выводы – сообщение на сайте самого Центра им Р.Лугара. Сообщение никем не подписано, в нем нет ни имен иностранных экспертов, ни названий стран и организаций, которые они представляли. В этом т.н. документе особо подчеркнуто, что все сотрудники центра подтвердили этим неназванным экспертам исключительно мирный характер своей деятельности. Видимо, после этого «гости» сочли излишним интересоваться, почему под крышей «мирного грузинского медучреждения» работает Управление медицинских исследований Сухопутных войск США, и что за исследования оно там проводит.
Российская сторона по-прежнему ожидает от Вашингтона и Тбилиси разъяснений о подлинном характере деятельности Центра им Р.Лугара. Такого рода ознакомительные экскурсии ситуацию не проясняют.
О выборах нового Президента Интерпола
В связи с состоявшимися 21 ноября выборами Президента Интерпола хотели бы отметить следующее.
Предвыборный период сопровождался беспрецедентной дезинформационной кампанией, давления, клеветы, развернутой, к сожалению, с подачи США против кандидата на эту должность от России А.В.Прокопчука. В антироссийском угаре Вашингтон даже отошел от своих принципиальных подходов о неразглашении предпочтений на выборах в международные организации и, задействовав внешнеполитическое ведомство, открыто встал на путь недопущения избрания российского представителя.
По сути, имело место грубое вмешательство во внутренние дела независимой международной организации, которая позиционирует себя как деполитизированное и сугубо профессиональное сообщество. Считаем такие действия недопустимыми и наносящими ущерб репутации и авторитету Интерпола.
Одновременно хотелось бы выразить признательность тем государствам, которые, несмотря на откровенное давление, высказались в пользу профессионализма, опыта и компетентности А.В.Прокопчука.
О новой стратегии внешней политики и политики безопасности Дании
Обратили внимание на принятую Правительством Дании 15 ноября Стратегию внешней политики и политики безопасности на 2019-2020 годы. В документе, призванном, по замыслу его авторов, закрепить перечень конкретных инициатив и фокусных направлений датской внешней политики на ближайшую перспективу, значительное место уделяется мерам по противодействию «агрессивным» действиям России.
То, что наша страна фактически поставлена на первое место среди всех существующих угроз безопасности Дании – яркое свидетельство наличия в политическом истеблишменте Копенгагена антироссийских настроений и настоящих фобий. При этом действительные транснациональные вызовы, включая международный терроризм, наркотрафик, изменение климата, датских стратегов не беспокоят.
Похоже, что нынешнее датское руководство в угоду не отвечающей собственным интересам конъюнктуре готово пожертвовать традиционно добрыми российско-датскими отношениями. Подобное неконструктивное поведение Копенгагена ограничивает возможности наших стран взаимодействовать в решении действительно насущных проблем.
Очевиден и банальный интерес. Очередные спекуляции на тему т.н. «российской угрозы» потребовались Копенгагену, чтобы оправдать анонсируемое в упомянутой стратегии увеличение расходов на оборону и наращивание военного присутствия НАТО в районе Балтийского моря. Этот воинственный сценарий вряд ли укрепит региональную безопасность.
О нарушениях GPS-навигации в северной Норвегии
Обратили внимание на недавние высказывания Министра обороны Норвегии Ф.Бакке-Йенсена, который в очередной раз обвинил Россию в создании неких «помех» для сигналов GPS-навигации, якобы осложнявших работу гражданской авиации на севере страны.
У ряда западных политиков стало привычным делом возлагать на Россию ответственность за любые происшествия, не приводя доказательств и не запрашивая наших официальных комментариев. Хотя с учетом демонстрируемой Российской Федерацией беспрецедентной открытости в военной сфере норвежские партнеры при желании могли бы получить компетентные ответы на все интересующие их вопросы. Хотела бы обратить внимание норвежских СМИ, что никаких официальных запросов мы не получали.
Трудно избавиться от впечатления, что эти нелепые истории потребовались главе норвежского оборонного ведомства для того, чтобы отвлечь внимание общественности от набирающего обороты скандала с новейшим фрегатом ВМС Норвегии «Хельге Ингстад», который 8 ноября столкнулся «на ровном месте» с нефтеналивным танкером и затонул в районе западнонорвежского Бергена.
При этом по данным международной Системы автоматической идентификации судов (AIS), фрегат, оснащенный ракетным оружием, шел с выключенным транспондером наперерез танкеру. Поэтому танкер его «не видел». Сразу после столкновения на фрегате был включен транспондер, что позволило зафиксировать его точное местоположение.
Данный инцидент можно было бы воспринимать как курьез, если бы не катастрофический масштаб потенциальных экологических последствий, к которым привела бы утечка находившихся на борту танкера 60 тыс. тонн нефти.
За последнее время это уже второе происшествие на территории Норвегии, чреватое серьезными угрозами для экологической безопасности. Как известно, ранее в этом месяце достоянием общественности стали факты ненадлежащего хранения радиоактивных отходов в главном национальном хранилище Норвегии (нос. Химдален, 50 км от Осло).
К слову, прошедшие на территории Норвегии учения объединенных вооруженных сил НАТО «Трайдент Джанкче-2018», помимо инцидента с фрегатом «Хельге Ингстад», отметились целым рядом опасных происшествий. Перейдем от антироссийских фейков к проверенным данным.
Так, 17 октября в результате жесткой посадки противолодочного вертолета «Кайман» на борт универсального десантного корабля «Диксмюд» ВМС Франции пострадали не менее четырех человек.
22 октября в результате аварии на десантном корабле «Гастон Хол» ВМС США были травмированы несколько членов экипажа. В дальнейшем корабль участие в учениях не принимал.
26 октября в машинном отделении фрегата «Галифакс» ВМС Канады произошло возгорание, которое было потушено командой.
30 октября фрегат «Торонто» ВМС Канады из-за аварии бортовых электрогенераторов около шести часов находился в дрейфе, создавая угрозу судоходству, а на следующий день из-за отказа рулевого управления досрочно вышел из состава участников учения корвет «Эрфурт» ВМС Германии.
Хотелось бы, чтобы норвежские власти в первую очередь думали о том, как не допустить впредь таких угрожающих экологии и безопасности Севера ситуаций. Кстати говоря, об этом было бы не плохо задуматься и в Копенгагене тем, кто перечислил в соответствующей стратегии угрозы своей стране. Больше не стоит пытаться возлагать на «внешние силы», в частности на Россию, вину за свои же безответственные действия.
Об открытии в г.Душанбе историко-документальной выставки «Россия и Таджикистан: по пути дружбы и созидания»
Сегодня, 22 ноября в Национальном музее Республики Таджикистан открывается историко-документальная выставка «Россия и Таджикистан: по пути дружбы и созидания», организованная Администрацией Президента Российской Федерации при поддержке Государственного архива, Посольства России в Таджикистане и таджикистанских партнеров. Мероприятие приурочено к 25-летию подписания основополагающего договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Таджикистан является одним из ключевых партнёров России в регионе и занимает особое место во внешней политике нашей страны.
Подробный материал о проходящем сегодня мероприятии будет опубликован на Интернет-ресурсах МИД России и нашего Посольства.
О закладке Аллеи основоположников космонавтики и установке бюстов К.Э.Циолковского и Г.Поточника-Ноордунга в Словении
29 ноября в Центре космических технологий г.Витанье (на северо-востоке Словении) состоится торжественная церемония закладки Аллеи основоположников космонавтики. Посольство России в Словении реализует этот проект в тесной кооперации со словенскими партнерами.
Первыми на алее будут установлены бюсты подвижника теоретической космонавтики, русского и советского ученого К.Э.Циолковского и его современника, австро-венгерского ракетного инженера словенского происхождения Г.Поточника-Ноордунга.
Среди почетных гостей мероприятия – Председатель Государственного Совета (верхней палаты парламента) Словении А.Ковша, летчик-космонавт, Герой России Ю.М.Батурин, Посол России в Словении Д.Г.Завгаев, члены словенского кабинета Министров. В церемонии также примет участие делегация Калужской области, с которой тесно связаны судьба и творчество К.Э.Циолковского.
Широко известный в Европе Центр в Витанье с Россией связывает тесное сотрудничество. На его площадке ранее прошел ряд крупных научно-практических конференций с активным участием российских профильных институтов.
Создание Аллеи основоположников космонавтики позволит не только развить архитектурную традицию, заложенную в апреле 2017 г. с установкой у входа в Центр памятника Ю.А.Гагарину, но и внесет свой вклад в дальнейшее расширение международных связей в сфере высоких технологий.
Об отключении Ирана от системы «SWIFT» и сотрудничестве с Россией по данному вопросу
С сожалением констатируем, что расположенное в Брюсселе Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи (СВИФТ) подчинилось нелегитимным антииранским санкциям, введенным Администрацией Д.Трампа в ноябре, и, как сообщается, отключило несколько банков и кредитных организаций Ирана, включая ЦБ этой страны, от пользования общей системой передачи финансовых сообщений. Не слышали о том, что подобное решение санкционировалось СБ ООН или какой-либо международно-правовой инстанцией.
Вызывает удивление бездействие европейских властей, в очередной раз допустивших экстерриториальное использование санкционного давления на работу находящейся в бельгийской юрисдикции сугубо финансовой структуры.
Что касается сотрудничества между Россией и Ираном в межбанковской сфере, то оно происходит последовательно и эффективно на платформе профильной рабочей группы в рамках двусторонней МПК по торгово-экономическому сотрудничеству.
Не вдаваясь в детали, могу отметить, что Москва и Тегеран планомерно и задолго до заключения в 2015 г. СВПД работают над тем, чтобы обезопасить свои законные торгово-экономические связи и проекты от внешнего воздействия. Это стандартная работа по управлению рисками. Обеспечение надежных и защищенных каналов передачи финансовых сообщений, а также увеличение доли взаимных платежей в национальной валюте – ее ключевые элементы.
Об обновленной информации на сайте МИД по безвизовому въезду в иностранные государства для граждан России
В преддверии приближающихся новогодних праздников и зимних каникул, продолжаем дополнять наши рубрики, связанные с пребыванием российских граждан за рубежом, актуальной информацией.
Мы разместили на нашем официальном сайте и в социальных сетях обновленные сведения о наличии безвизового режима при въезде в иностранные государства для граждан Российской Федерации. Хотела бы в очередной раз привлечь внимание к ресурсам Министерства, которые будут серьезным подспорьем для журналистов, представителей широкой общественности, а также для структур входящих в туристическое сообщество при планировании поездок. У нас постоянно обновляется информация на консульском портале, аккаунтах МИД России в социальных сетях, соответствующем разделе на официальном сайте.
Неоднократно рассказывали о разработанном Ситуационно-кризисным центром МИД России (ДСКЦ) мобильном приложении «Зарубежный помощник», которое содержит рекомендации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Его можно установить на ноутбук, планшет, сотовый телефон и всегда иметь под рукой максимальный объем полезной информации о стране, в которую направляются наши граждане, а благодаря опции «тревожная кнопка» оставаться на связи в любой обстановке в любой точке мира. Кроме того, в приложении можно найти данные о криминогенной обстановке, уровне террористической угрозы, порядке въезда и выезда в ту или иную страну.
Все данные оперативно обновляются и имеют прикладное, практическое значение для людей, планирующих зарубежные поездки.
Вопрос: Некоторое время назад Азербайджан выступил с миротворческой инициативой, предложил армянской стороне через Международный Комитет Красного Креста (МККК) обменяться пленными «всех на всех». Международная группа планировала встречу сторон, однако Армения отказалась от обмена. Как Москва в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ могла бы это прокомментировать?
Ответ: Мы приветствуем любые договоренности сторон, которые идут в русле главной задачи – урегулирования конфликта. Однако договорённости предполагают согласие и работу над достижением этого согласия. Инициативы замечательные, но нужно их отрабатывать, чтобы они превращались в договорённости.
Вопрос: Предполагается, что в Милане на предстоящем заседании СМИД ОБСЕ может пройти встреча глав МИД Азербайджана и Армении. Насколько это вероятно?
Ответ: Мы приветствовали бы такую встречу, если стороны договорятся о её проведении. Но такие решения – это суверенное право каждого государства.
Вопрос: По итогам саммита АСЕАН в Сингапуре Премьер-министр Японии С.Абэ заявил, что он договорился со своим российским коллегой В.В.Путиным о заключении мирного договора на основании Советско-японской совместной декларации 1956 г., по которой Россия передаст, если она будет подписана, два курильских острова. Можете ли Вы прокомментировать, возможны ли подписание декларации, передача островов и зачем России это нужно?
Ответ: Учитывая огромное внимание к этой проблематике, сделаю краткий обзор текущего положения в российско-японских переговорах по мирному договору. 14 ноября с.г. в Сингапуре Президент Российской Федерации В.В.Путин и Премьер-министр Японии договорились ускорить переговорный процесс на основе Совместной декларации 1956 г.
Данный документ не просто хорошо известен. Это юридическая база, на которой строятся послевоенные российско-японские отношения. Он был ратифицирован парламентами обеих стран и депонирован в ООН в качестве международного договора. Декларация прекратила состояние войны между СССР и Японией и обеспечила восстановление дипломатических отношений. Так что ссылка на нее более чем естественна.
При этом речь не идёт о каких-то конкретных договорённостях по срокам решения проблемы мирного договора. Продолжается долгий и непростой переговорный процесс. Важно отдавать себе отчёт в том, что его результаты не должны будут вступать в конфликт с национальными интересами – ни России, ни Японии.
Кроме того, хотелось бы напомнить, что Декларация была заключена в конкретных исторических и геополитических реалиях. Однако затем Япония отказалась выполнять договорённости по этому документу. Да и современная ситуация в мире кардинально отличается от времени, предшествовавшего 1956 г. Важно понять, как Токио трактует сегодня Декларацию с точки зрения признания в полном объёме итогов Второй мировой войны, включая законность принадлежности южных Курил Российской Федерации по её результатам. Нет ясности с тем, какое влияние может оказать военный союз Японии с США на договорённости, которые будут вырабатываться в ходе переговоров.
Это только некоторые из возникающих вопросов. Очевидно, что впереди много кропотливой работы по укреплению взаимопонимания, доверия, созданию нового качества российско-японских отношений, которое позволило бы решить самые трудные двусторонние проблемы.
Вопрос: В среду Глава Пентагона Дж.Мэттис заявил, что США надеются на то, что Россия продемонстрирует стремление вернуться к соблюдению ДРСМД. Этот вариант развития событий для Вашингтона будет наиболее приемлемым. Какова позиция России по этому вопросу? Прокомментируйте это заявление.
Ответ: В Москве ждут того, что Вашингтон продемонстрирует уважение к международному праву в целом. Что касается обвинений, которые звучали в адрес Москвы в нарушении упомянутого Вами договора, мы квалифицированно, неоднократно публично и по двусторонним каналам, а также в многосторонних форматах говорили о том, что это дезинформация, и предлагали всё-таки начать серьезный разговор по этому вопросу.
Вопрос: В понедельник МИД Финляндии выразил беспокойство по поводу ситуации с нарушением GPS-сигнала на севере Финляндии во время военных учений НАТО в Норвегии. Можете это прокомментировать? Что будет дальше – будут ли ещё дискуссии по этому поводу?
Ответ: Мы уже комментировали по линии нашего Посольства. В ходе встречи в Министерстве иностранных дел Финляндии, в контактах с коллегами российская сторона подчеркнула, что безопасность полетов имеет для России столь же важное значение, как и для Финляндии. При этом мы обратили внимание на то, что нам не было предоставлено какой-либо информации о нахождении источников помех якобы в России. Нами было также подчеркнуто, что для профессионального рассмотрения подобного рода ситуаций востребован предметный диалог на экспертном уровне по линии соответствующих служб стран региона.
Россия выразила желание, готовность и способность вести диалог и отвечать на все имеющиеся вопросы. Только теперь уже мы ждем соответствующей реакции, шагов со стороны Финляндии. Никто не отказывается от нормального экспертного разговора. Вопрос в том, для чего переводить практическое сотрудничество в сферу «мегафонной дипломатии» и бесконечных беспочвенных обвинений, при этом, не предоставляя фактов общественности или по двусторонним каналам. Если есть факты, давайте начнем серьезный диалог. Если эти факты можно предоставить общественности, а Финляндия почему-то считает, что это нужно делать обязательно через СМИ, можно согласиться и с таким подходом. Но он всё равно должен иметь в своей основе факты, а их нет. Только обвинения.
Я сегодня вам рассказала об одинаковых обвинениях, которые мы слышим со стороны Дании и Норвегии. Там та же ситуация – фактов нет, но есть обвинения. Вопрос о том, что будет дальше лучше всего адресовать официальным представителям Министерства иностранных дел Финляндии. С нашей стороны есть не просто готовность к нормальному конструктивному диалогу, а большое желание проводить работу именно в таком формате. А не каждый раз открывать газеты, включать телевизор или пролистывать сайты Интернета и находить всё новые безосновательные обвинения, за которыми ничего не стоит.
Вопрос: Как советская и российская дипломатия могла допустить ущемление национальных интересов в стране, когда НАТО начало продвигаться на Восток? Это случилось при Э.А.Шеварнадзе или при А.В.Козыреве?
Ответ: На прошлом брифинге, когда мы комментировали ситуацию с расширением НАТО на Восток, я цитировала публичные высказывания на этот счет М.С.Горбачева. Он говорил, что полученные заверения впоследствии были нарушены теми, кто их давал. Западное сообщество, руководство НАТО, не конкретные персоналии, а страны и политические системы, которые образовали этот блок и непосредственно занимаются его развитием, сделали все, чтобы ввести в заблуждение не только советский народ, СССР, но и вообще международное сообщество. Это не вопрос взаимодействия НАТО с одной отдельной страной. Это была колоссальная мистификация, обман планетарного масштаба. На тот момент народы государств, как простые люди, так и обыватели, эксперты и журналисты, с такой надеждой смотрели на будущее мира, хотели надеяться, что после противостояния в рамках двухполярного мира наступят качественно иные времена, когда не будет диктатуры одной политической системы, одного объединения государств или одного государства. Когда международные отношения будут выстраиваться на совершенно иных основах при учете опыта прошлого, в первую очередь, опыта XX века с мировыми войнами и «холодной войной». Но этого не случилось. Надежды были также связаны с разоруженческими переговорами, в принципе с переговорами по будущему нашей планеты, которые велись между ведущими странами, в частности, между США и СССР.
Мне кажется, надо говорить не столько об оценках политического руководства СССР либо нового российского государства, сколько о том, что это был обман всего международного сообщества. Намеренный или нет – сложно сейчас сказать. Я думаю, что ответ на этот вопрос стоит поискать в мемуарах, но сейчас мы имеем то, что имеем – международное сообщество было обмануто.
Вопрос: На днях прошла встреча на полях Генеральной Ассамблеи. Большинство стран высказались за расширение Совета Безопасности ООН. Если говорить о постоянных членах СБ ООН, как мы знаем, из пяти стран три являются натовскими. То есть преимущество на стороне США. Китай не всегда поддерживает наши резолюции. Получается, в какой-то степени мы находимся в меньшинстве. Считаете ли Вы оправданным расширение числа постоянных членов Совбеза, например, путем включения туда Бразилии или Индии? Тогда установится своеобразный баланс, мы не будем находиться в меньшинстве.
Ответ: Эта тема безгранична. Могу дополнительно подготовить позиционный материал, много информации есть и на нашем сайте. Детально российские подходы к реформированию СБ ООН комментировал С.В.Лавров.
Если говорить, компактно, реформа Совета Безопасности, если ей предстоит реализоваться, должна улучшить работу, укрепить тот орган, который непосредственно отвечает за международную стабильность, и соответственно сделать мир более безопасным. Это означает сделать его более эффективным. Его реформирование не должно привести к тому, что эта структура вообще потеряет способность каким-либо образом функционировать. Именно такой подход нужно держать в уме, реализовывать в ходе проведения и подготовки аналитического обзора того, как реформирование может идти.
Нужно помнить, что на сегодняшний момент СБ ООН – структура, которая, к сожалению, иногда «загоняется в угол», «ставится в тупик» нашими партнерами. Это достигается за счет доминирования сугубо узких политических интересов одной группы стран или даже одного государства. Но при этом работа так или иначе ведется.
Вопрос: Как Вы оцениваете новый раунд мирных переговоров по Йемену, которые планируются в декабре в Швеции? Какова Ваша оценка сегодняшней гуманитарной ситуации в Йемене в целом?
Ответ: Мы давали на прошлом брифинге очень развернутую оценку гуманитарной ситуации в Йемене. Текст доступен на сайте.
Что касается предстоящих переговоров, мы исходим из того, что любая попытка международного сообщества внести вклад в разрешение острейшего гуманитарного кризиса должна приветствоваться. Итоги комментировать не могу, потому что мероприятие только предстоит. Уточню, на каком уровне планируется участие России.
Вопрос: Во вторник Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу встречался с Министром обороны Турции Х.Акаром. Обсуждалась ситуация в Идлибе. Изменилась ли позиция России по поводу зоны деэскалации в Идлибе на фоне или впоследствии этих переговоров?
Ответ: Она была переподтверждена.
Вопрос: Почему именно сейчас российские власти выразили готовность вести переговоры по курильскому вопросу? Связана ли активизация переговоров с предбанкротным состоянием России на фоне санкций? Возможна ли передача Курильских островов Хабомаи и Шикотан Японии в обмен на прекращение санкций? Почему именно сейчас российские власти выразили готовность вести переговоры по курильскому вопросу? Может ли являться обещание японской стороны не размещать военные базы США в случае возможной передачи южных Курильских островов основанием для того, чтобы отдать острова Японии?
Ответ: Это не так. В Вашем вопросе содержится информация, не являющаяся правдой.
Я только что прокомментировала состояние переговоров, историческую базу, нынешний контекст и сделала это очень подробно. Могу отдельно передать Вам материал.
На сегодняшний момент мы видим, как страны выходят, разрывают договоры и вообще не считают себя связанными обязательствами, которые были подписаны их руководителями от имени всего государства, страны, народа. Они делают это за одну секунду, что уж говорить о том, что было сказано на словах и не подкреплено ни письменно, ни на бумаге, ни каким-либо соглашением.
К сожалению, международное сообщество, государства, являющиеся на сегодняшний момент ведущими, показывают очень дурной пример тем, как рушат международное право. Еще несколько лет назад к понятию международного договора, международного соглашения, договоренностей, обязательств относились серьезно. Это действительно могло служить гарантией сохранения позиций, развития по намеченному курсу. Сегодня же та легкость, с которой главы государств снимают с себя обязательства по международным соглашениям, ставит крест на любого рода договорённостях. По крайней мере, это тенденция. И это очень печально.
Вопрос: В 2016 году в интервью Президент России В.В.Путин сказал, что Российская Федерация не торгует территориями. Изменилась ли позиция власти на 2018 год? Можно ли рассчитывать на то, что никаким образом не будет нарушен суверенитет России над Курильскими островами?
Ответ: Нет, не изменилась. Можно рассчитывать на то, что Российская Федерация привержена тому, о чем говорил Президент России В.В.Путин в 2016 году. Цитата, о которой Вы сейчас нам напомнили, мне кажется, сохраняет свою актуальность. Было бы уместнее, если бы Вы переадресовали свой вопрос Администрации Президента.
Вопрос: Накануне Президент США Д.Трамп похвалил мировые рынки за падение цен на нефть и призвал участников торгов продолжить играть на понижение котировок. Как МИД оценивает подобные высказывания Вашингтона по поводу намеренного снижения цен на нефть?
Ответ: Мне кажется, что президент суверенного государства, законно избранный своим народом, имеет право делать заявления, касающиеся экономической, финансовой, энергетической политики своего государства. В данном случае я именно так это и рассматриваю. К вопросу энергетической безопасности (тем более, это тема не исключительно одного государства, а международной повестки) нужно относиться с повышенной ответственностью.
Вопрос: На этой неделе прошла серия мероприятий в МГИМО, МГУ, посвященная творчеству азербайджанского поэта Насими, а также открылась выставка в Музее прикладного искусства по мотивам азербайджанской поэмы «Семь красавиц». Как МИД оценивает подобные события гуманитарного обмена между Россией и странами постсоветского пространства, направленного на поддержание связей культурного характера?
Ответ: Оцениваем как позитивное развитие двусторонних культурных отношений.
Вопрос: Вы комментировали две недели назад международное соглашение ООН по миграции. За это время несколько стран Евросоюза уже объявили о том, что не будут к нему присоединяться. Недавно об этом сказал Израиль. В Эстонии, СМИ который я представляю, правительство находится на грани раскола - надо поддерживать это соглашение или нет. Те, кто присоединятся к этому соглашению, рискуют тем, что они будут обязаны принимать беженцев.
Ответ: Российская внешняя политика отличается последовательностью не только в долгосрочном, но и в краткосрочном плане. Поэтому наш комментарий двухнедельной давности до сих пор актуален, чего нельзя иногда сказать о других странах.
Вопрос: Можете прокомментировать вчерашнее совместное заявление министерств обороны Украины и Великобритании о наращивании военно-технического сотрудничества между этими странами?
Ответ: Это право двух суверенных государств развивать свои отношения в различных областях, в том числе в сфере вооружений и обороны. Дело в другом. Мы исходим из того, что задача международного сообщества, которое так или иначе вовлечено в урегулирование ситуации на Украине, – делать соответствующие заявления с целью реального урегулирования конфликта, а не его усугубления. Поэтому, если данное сотрудничество будет направлено на решение именно такой задачи – это один разговор, а если речь идет о наращивании военного сотрудничества, которое может негативно сказаться на ситуации в Донбассе, то могут возникнуть большие вопросы.
Вопрос: Казахстан распространил информацию о том, что в ближайшее время, возможно, будет рассматриваться вопрос о подключении новых наблюдателей к Астанинскому формату. Есть ли у МИД России информация по этому поводу?
Ответ: Если речь идет о наблюдателях, то это нормальный дипломатический процесс, рутина. Наблюдатели всегда приветствуется. Вопрос об изменении самого формата на данном этапе не стоит.
Вопрос: Касательно санкций против России. Мы знаем, что США 64 раза вводили санкции против России в течение 8-9 лет. Против какого количества западных, американских чиновников ввела санкции Россия?
Ответ: К сожалению, мы были вынуждены отвечать как симметрично, так и несимметрично на те ограничительные меры, которые вводились США в отношении нашей страны, российских официальных лиц, физических и юридических лиц. Это был не наш выбор, а ответная реакция, которая является неотъемлемой частью современных международных отношений.
Что касается общего числа людей в стоп-листах, то у меня такой статистики нет. Я уточню фактуру, но мы сами никогда не инициировали ничего подобного в отношении США или других государств. Мы считаем это абсолютно нелегитимной политикой.
Вопрос: Вчера Министр иностранных дел России С.В.Лавров высказался в Минске относительно беспокойства России и Белоруссии по поводу усиления потенциала НАТО на восточном фланге. Может ли Россия установить самые современные ракеты, о которых говорил Президент России В.В.Путин, например, в Бресте, чтобы напугать США, если они выйдут из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД)?
Ответ: Этот вопрос надо задать Министерству обороны Российской Федерации. Мы никого не хотим пугать. Мы хотим обратить внимание международного сообщества на то, что по системе международной безопасности и стратегической стабильности Соединёнными Штатами Америки и теми, кто вольно или невольно поддерживают их политику, осознанно наносится колоссальный удар. Это вопрос не только безопасности Российской Федерации, но и того, что в принципе происходит в мире, и каким будет будущее всех международных отношений.
К сожалению, мы наблюдаем ситуацию диаметрально противоположную той, о которой Вы сказали: пугают с той стороны – США. И не просто пугают, а разворачивают дополнительные контингенты (мы приводили статистику), делают это систематически в рамках заданной парадигмы. При этом средствами пропаганды и дезинформации обвиняют Россию в неких агрессивных шагах. В нашем арсенале таких методов или действий, как проявление агрессивного подхода и запугивание, нет. Это не наш выбор. Россия прошла через многие страшные, разрушительные и кровопролитные войны – через Великую Отечественную войну, через две мировые войны – в том числе на своей территории, не по своей воле. У истоков этих войн стояли как раз многие ныне ведущие мировые державы. Никакого запугивания или провокационного поведения, тем более агрессивного, в рамках международных отношений Россия никогда себе не позволяла, прекрасно понимая, что такое война.
Вопрос: Пять лет назад у них в качестве предлога выступал Иран. Сейчас они про это не говорят?
Ответ: Сейчас предлогом тоже служит Иран, ставший виновным во всём. В данном случае угрозами со стороны Ирана обосновывается не расширение НАТО, а строительство ЕвроПРО.
Вы прекрасно знаете, об этом также знают не только иранские официальные лица, но и общественность, что Россия всегда отводила подобные обвинение в адрес Тегерана. Говорили о том, что попытки объяснить расширение системы ПРО и строительство объектов в Европе угрозой со стороны Ирана беспочвенны. В Москве проводилась конференция на этот счет, делались выкладки. Мы говорили о том, что, трактуем расширение НАТО и строительство системы ПРО как угрозу миру и мировой стабильности, а не вопросы двусторонних озабоченностей.
Вопрос: Глава крымского Парламента В.А.Константинов заявил, что происходящее на Украине может вылиться в новый майдан. Он говорит, что те сигналы, которые идут с Украины, свидетельствуют о том, что страна неизбежно идёт к коллапсу, чему мы будем свидетелями, и это может быть реализовано в виде нового майдана. Ожидает ли МИД каких-то новых масштабных волнений на Украине? Как России будет к этому относиться?
Ответ: Вы считаете, они там сейчас не происходят? Это очень нереалистичная оценка. Волнения происходят, имеют очень большие масштабы и, к сожалению, разрушительные последствия для будущего Украины. Мы не используем шаблонные оценки и не говорим мемами, а предоставляем наш анализ того, что происходит в сфере национальной политики, а в данном случае «антиполитики». Мы давали оценки и прогнозы того, к чему приведет ситуация с манипулированием религиозными течениями на Украине, неоднократно указывали на закон о языке и многие других явления жизни современной Украины. Все это проявление, как Вы сказали, волнений, а на самом деле, – страшных последствий антиконституционного переворота в этом государстве.