У президента Беларуси выдалась насыщенная встречами осень: президент России Владимир Путин, президент Украины Пётр Порошенко, премьер Республики Молдова Павел Филип, Основная группа Мюнхенской конференции, а теперь ещё и пятеро представителей четырёх ведущих аналитических центров США – они посетили Минск 5-6 ноября. Последнюю встречу Лукашенко отметил как представляющую особую важность «не только для белорусско-американских отношений, но и для всего европейского региона в целом».
«В настоящее время военно-политическая ситуация в Восточной Европе остаётся весьма непростой, да и в Европе в целом. Ваш нынешний статус и формат нашей встречи позволяют открыто обсудить важнейшие вопросы нашего региона», – заявил президент Беларуси.
На встрече с американскими аналитиками обсуждали в основном вопросы безопасности, при этом Александр Григорьевич убеждал гостей из-за океана: «Восстанавливая нормальные отношения с США, поддерживая добрососедские связи с Европейским союзом, расширяя партнёрство с НАТО, Беларусь стремится к выстраиванию равноправного диалога со всеми. Наша страна категорически не заинтересована в конфликтах – ни в горячих, ни в замороженных. Ни у соседей, ни тем более на своей территории».
«Мной не раз отмечалось, что с нашей стороны никогда не будет исходить угроза соседям», – отдельно подчеркнул Лукашенко.
Что касается заявления белорусского президента в отношении размещения в Беларуси российской военной базы, которое радостно растиражировали в большинстве своём украинские СМИ практически под одинаковым заголовком «Лукашенко отказался размещать российскую военную базу в Беларуси», то на самом деле его речь звучала по-другому.
«Мы находимся в военно-политическом союзе с Россией. Будет здесь база военная, не будет – разницы абсолютно никакой нет. Мы сами по нашему замыслу, военному оборонительному плану с Российской Федерацией обеспечим те функции, которые на нас возложены. Если бы мы это не могли сделать, поверьте, мы обратились бы сами к России, чтобы они обеспечили нам безопасность. Пока такой необходимости у нас нет. Время подлёта любого самолёта с территории России, если в этом будет необходимость, 3-5 минут. Зачем тогда здесь база, зачем выдвигать и подставляться под удар возможного агрессора, выдвигая военно-воздушную базу на передовую», – дословно сказал Лукашенко.
Но, по его словам, если НАТО разместит свои базы в Польше, то и «Белоруссии понадобится более эффективное оружие, прежде всего ракетное». Лукашенко намекнул, что в Белоруссии «уже создали свою ракетную промышленность и произвели своё высокоточное ракетное вооружение».
Не удержался президент от комплиментов в сторону США: «Мы уверены, что от сплочённости стран в регионе и сохранения военно-политической роли США в европейских делах зависит безопасность всего континента. И здесь мы не преувеличиваем. Без Америки мы здесь, к сожалению, не решим ни один вопрос, в том числе украинский конфликт».
Напомним, ранее Лукашенко говорил о другом способе разрешения конфликта в Донбассе – без США, а усилиями трёх братских народов Украины, Беларуси и России. «Эту проблему должны решить мы – три славянских народа. Это наша беда и проблема. Не европейцы, не американцы – мы должны решить эту проблему, чтобы она не была заморожена», – сказал глава белорусского государства. Теперь, похоже, потребовалась и Америка или же Лукашенко решил наградить приезжих экспертов комплиментом. Чтобы поддержать беседу в позитивном ключе.
Заокеанские аналитики остались в восторге от Александра Григорьевича. Они что есть силы расхваливали Лукашенко.
«Я впервые в Беларуси, и я впечатлён уровнем прозрачности и открытости. Такая готовность идти на контакт – это и есть один из способов урегулирования ситуации. И меня впечатляет потенциал и способность Беларуси играть ключевую роль по обеспечению стабильности в регионе. Я думаю, что Беларусь действительно сыграет очень важную роль в снижении напряжённости в регионе между Востоком и Западом», – заявил Бен Ходжес, эксперт Центра по анализу европейской политики (США), генерал-лейтенант в отставке. Тот самый генерал, который не раз отличался резкими заявлениями в адрес России.
Этот американский эксперт – бывший командующий сухопутными войсками США в Европе. Именно он всячески продвигает идею сил быстрого реагирования в Европе – так, чтобы они имели возможность передвигаться «без препятствий». Появление этого деятеля в качестве эксперта в Беларуси и его славословие в адрес Лукашенко вряд ли можно назвать случайностью.
Майкл Карпентер, старший директор Центра дипломатии и глобальных отношений имени Дж. Байдена, в своей речи несколько раз подчеркнул, что Соединённые Штаты заинтересованы в независимости Беларуси. Этот аналитик был заместителем помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии и советником по внешней политике у вице-президента Джо Байдена.
«Эта встреча превзошла мои ожидания. Я думаю, что отношения между Беларусью и США на сегодняшний день выходят на новый уровень, становятся теплее и сильнее, наполняются большим доверием», – уверял Глен Ховард, глава Джеймстаунского фонда, который был создан в 1984 году под эгидой ЦРУ в основном для работы с перебежчиками, а после распада СССР занимался странами, «стратегически или тактически важными» для США.
В Минск приехал и представитель RAND – корпорации, завязанной на заказах правительства США или Пентагона.
Состав американской делегации не оставляет сомнений в том, что визит был событием не проходным, а ключевым. В статусе аналитиков в Беларусь приехали американцы, чья деятельность плотно связана с военным и разведывательным ведомствами США, а это может означать только то, что белорусское государство включено в американские планы, как и заявлял о том на днях помощник государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл. Не исключено, что для Беларуси RAND и сотоварищи уже придумали нечто особенное. Об этом свидетельствуют и биографии прибывших в Минск экспертов, и те организации, которые они представляют. Очень уж вяжется визит с предложением Митчелла Украине, Грузии и «даже Беларуси» рассматривать США как «защитника суверенитета».
Посол России в Беларуси Михаил Бабьич прокомментировал заявление Александра Лукашенко по поводу российской военной базы, сказав, что тот «абсолютно прав». «Боевых возможностей российских вооружённых сил, белорусских вооружённых сил достаточно для отражения любой агрессии любого противника. Но если, конечно, этот паритет будет нарушен, то, как правильно сказал глава Республики Беларусь, верховные главнокомандующие найдут эффективное решение для того, чтобы адекватно отреагировать на развитие обстановки», – сказал Бабич.
А пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался от каких-либо комментариев, отметив только, что «Минск – теснейший партнёр Москвы в сфере экономики и безопасности».
В то же время на Украине наделяют слова Лукашенко своим смыслом. «Если на территории Белоруссии появится российская база, её военнослужащие будут использованы для организации переворота в самой этой стране, свержения власти, захвата парламента и присоединения территории Белоруссии к России», – заводит заезженную пластинку Виталий Портников, украинский журналист и обозреватель «Радио Свобода».
«Вот диктатору и приходится маневрировать – одной рукой «доить» Россию, а другой махать американцам и обещать не пустить в свою страну потенциальных оккупантов. Для Украины это неплохо – по крайней мере в ближайшие годы на наших северных границах всё ещё будет Беларусь, а не федеральный округ России. А за это время, возможно, Россия ослабнет и у белорусов появится возможность от неё окончательно отгородиться. Это в интересах украинской безопасности и белорусского выживания», – строчит он в своём Telegram-канале. Этого персонажа любит цитировать украинская пресса, которая уже понесла фантазии Портникова читателям, сопроводив их заголовком «Лукашенко боится российской военной базы».
Отдельно стоит сказать о пятом американском госте Лукашенко – американце румынского происхождения Владимире Сокоре, который также представляет Джеймстаунский фонд. Об уровне его аналитики можно судить по прогнозу, данному Сокором в 2012 году в отношении Беларуси: он утверждал, что россияне не собираются строить Белорусскую АЭС, а просто хотят заставить нервничать Литву. Сокор занимался самыми разными странами – бывшими республиками СССР и очень сетовал на то, что Запад не знает белорусских реалий. «У нас нет контакта с белорусскими официальными лицами, мы слепы, не видим кто, за кем и чем стоит. У России, в свою очередь, есть очень ясное видение, кто есть кто в Беларуси и кого они хотели бы поддерживать. Если в Беларуси наступит нестабильность, россияне знают, как с ней справиться. Мы – не знаем», – жаловался эксперт в 2012 году. Но теперь положение дел, очевидно, изменилось, учитывая, что за последние два с половиной года Сокур приезжал в РБ пять раз, причём в последнее время его визиты резко участились: май 2016-го, март 2017-го, апрель, май и ноябрь 2018-го. Это значит, что Джеймстаунский фонд всё глубже погружается в задачи США, связанные с РБ, а перед фондом и его партнёрами ставятся всё более конкретные задачи по Беларуси.