Украинские СМИ продолжают писать о проблемных регионах страны, которые вот-вот могут оказаться «растащенными» соседними государствами. Так, на этот раз была затронута проблема Черновицкой области – бывшей Северной Буковины.
Слова украинского лидера Петра Порошенко о предоставлении стране Томоса уже назвали предвыборным пиаром. Специалисты считают, что его диктаторские способности превзошли всех предыдущих президентов Украины. К примеру, Порошенко умудрился даже вмешаться в дела церкви, нарушив конституцию. Однако не только в этой сфере, но уже и в территориальной наблюдаются определенные проблемы в стране.
Так, известно, что область Герца – Северная Буковина никогда не была частью Российской империи. В 1918 году вместе с Молдавией она была оккупирована румынами. Тогда Румыния на основе этнического состава и права страны-победительницы аннексировала у бывшей Австро-Венгрии данный регион. И это произошло несмотря на то, что международный договор об этом не вступил в силу до сих пор.
Советский Союз до 1940 года не предъявлял претензий на область Герца, хотя и не признал отторжения Бессарабии. После этого Москва попросила короля Румынии возвратить Молдавию и две данных территории, так как на Буковине жили украинцы. Тогда регион все-таки вошел в состав Украинской Республики. Однако сейчас этот регион позабыт и является редко упоминаемой частью Незалежной.
Накануне глава информационно-просветительского отдела УПЦ Московского патриархата архиепископ Климент сообщил, что патриарх Румынии рукоположил двух епископов для окормления жителей украинской части Буковины. По его словам, патриархия Румынии выжидает удобного случая, чтобы приехать на украинскую территорию.
В итоге эксперты говорят о том, что в случае изменения в Незалежной канонической ситуации произойдет ряд глобальных перемен. Так, после развала Союза патриархия Румынии несколько раз пробовала восстановить свою юрисдикцию на территории Северной Буковины. Уже в 2007 году румыны решили создать новые епархии на канонических территориях УПЦ. И местный патриарх не отрицал, что был не согласен с отходом земли Незалежной после окончания ВОВ.
Источник фото: fraza.ua
Румынская церковь в этом случае сотрудничала с властью СССР, благодаря чему в следующем году упростили получение документов этой страны для тех, кто там проживал или был потомком коренных жителей с 1918-1940-е годы. Юридически это обосновывалось тем, что епархии УПЦ Московского патриархата учреждались в Герцком районе и Северной Буковине после 1940 года.
Румыния потихоньку аннексировала Северную Буковину с помощью церкви и паспортов, а также отдельными другими способами. Шаг за шагом не оставалось граждан на территории Незалежной, которые бы принесли присягу или являлись потенциальными прихожанами православной церкви Румынии. Потом ситуация получила еще один виток развития – решался вопрос с принадлежащим румынам до 1940 года имуществом. Бухарест начал подумывать и о вопросе реституции, однако на официальном уровне его пока не обсуждали.
Так, в текущем месяце в стране была назначена новый генеральный консул в Черновцах Ирина-Лоредана Стэнкулеску. Информацию об этом уже разнесли в главных украинских СМИ, как только она стала известна прессе Румынии. Однако никто не предал значения данному забытому всеми региону. Сейчас украинцев больше волнует Томос. И эксперты считают, что зря этот вопрос так игнорируют, ведь новый консул Румынии — даже не профессиональный дипломат, а адвокат с большим опытом именно по имущественным вопросам. Бытует мнение, что такое решение о ее назначении совсем не случайно, как и текущая дипломатия румынов по отношению к Незалежной. Эксперты предполагают, что румыны могут хотеть перенести данный вопрос уже в более практическую плоскость.
Сейчас на картах отсутствует название «Северная Буковина» на территории Незалежной. Еще давно данный регион решили там не наносить, так как понимали тонкость его присоединения, как никогда не бывшего частью Российской империи.
Украина со своей стороны решила в том регионе сохранить наследие СССР и не проводить «декоммунизацию». Хотя 20% жителей здесь составляют именно молдаване и румыны. Среди районов Черновицкой области также остался один, сохранивший свое историческое название – Герцкий. Это объясняется тем, что это очень маленькая территория и почти все его граждане румыны, имеющие паспорта Румынии. Хотя на бумагах Незалежная старается повысить процент украинцев в регионе, а вот румыны пишут совсем иное, что большинство там именно их граждан и молдаван. И румынской статистики можно доверять гораздо больше в том ключе, потому что Незалежная сейчас стремится к «украинизации» буквально всего, что только можно.
Черновицкая область также занимает первое место на Западной Украине по числу русскоговорящих жителей. Хотя официальным языком там считается именно украинский. Только этот факт, как и активная украинизация, не смогла изменить того, что местные люди все равно общаются на русском языке. Этот язык вообще стал межнациональным средством общения в регионе, и его знает практически каждый. Второе место в этом рейтинге занимается румынский, а уже потом идут украинский и польский.
Источник фото: mw.ua
В итоге местных граждан назвали билингвами, так как все они владеют несколькими языками: украинцы – польским, поляки – украинским, а более пожилое население еще и румынским. И абсолютно все из них используют русский язык в быту. Хоть румынский и русский языки официально запрещены в СМИ ввиду расистских законов, которые приняли в регионе после событий 2014 года.
Румыния при этом никогда не забывала о своем крохотном потерянном регионе – Северной Буковине, которая была аннексирована Советским Союзом. Однако при этом румыны почему-то не помнят, как давно забрали себе наследство Австро-Венгрии.
На официальном уровне Бухарест не высказал территориальных претензий к Незалежной ни в отношении области Герца, ни Северной Буковины. Хотя отдельные местные политики и организации открыто не согласны с тем, что эти регионы до сих пор украинские. Так, румынский лидер Траян Бэсеску не раз отмечал, что любая претензия Незалежной на Приднестровье будет встречена возвратом территорий Румынии, которые отошли Киеву после ВОВ.
Специалисты говорят, что текущую экономическую ситуацию в Черновицкой области можно анализировать на основе демографии. Так, после распада Союза население там стало резко сокращаться и стареть. Киев этого будто не замечает, хотя молодежь до сих пор активно оттуда мигрирует. У Незалежной, кажется, совсем не осталось денег на его содержание. А Румыния в это время с помощью своего лидера активно пытается вести политику «румынизации», беря во внимание вопросы с документами и реституцией, причем это делается не громогласно. В отличие от Киева, который взял совершенно противоположную линию поведения в этом отношении.
Бухарест, кажется, собирается создать в Черновицкой области полностью румынское культурное и информационное поле, распространяя там свое телевидение и радио. Также туда доставляются газеты и журналы на румынском, и ведутся разные курсы по изучению этого языка. Эксперты не считают подобное со стороны румынов простой благотворительностью, а видят в нем особую политику румынских властей. Плюс ко всему, насильственная украинизация со стороны Киева только помогает отталкивать от себя местных граждан.
Так, год назад украинская Рада ввела расистский закон об образовании, который запрещает преподавание на языках национальных меньшинств в местных учебных заведениях. И уже в текущем году в украинском Конституционном суде был отменен закон «Об основах государственной языковой политики», что лишило румынский язык регионального статуса, данного ему еще шесть лет назад. Также и СБУ организует разные вторжения в культурные центры румынов, возбуждая против граждан уголовные дела. Пограничники также делают рейды по румынским селам, наказывая граждан за контрабанду. В итоге местное население все больше воспринимает украинскую власть как тиранию, а официальный Бухарест видит своим защитником и союзником.