Соединенные Штаты Америки передали России документ, в котором сформулирован список вопросов по выполнению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Все это Вашингтон предпринимает за несколько дней до заявления о том, что Америка собирается выйти из него. Ответы на вопросы уже на стадии подготовки. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Пишет «РИА Новости».
По словам министра, обвинения в нарушении договора сыпятся с американской стороны уже много лет, однако конкретные претензии так и не были озвучены, говорилось лишь о ракете с цифровым номером и то, что она якобы была испытана РФ на дальность, что запрещено соглашением. Когда же Россия попросила уточнить, в чем именно ее «провинность», и заявила о необходимости предоставить более конкретные данные, американцы назвали номер ракеты и назвали полигон, где была испытано оружие – Капустин Яр.
И вот за неделю до того, как США объявили, что собираются выйти из договора, они передают список вопросов, которые их тревожат. Москва уже начала готовить на них ответы.
Однако поражает то, что, несмотря на претензии в письменном виде, они не дожидаясь ответа, заявляют о возможном выходе из договора о ликвидации ракет малой и средней дальности.
«Мы приступили к подготовке ответов, через несколько дней было объявлено, что вопросник вопросником, а они выходят. Это тоже не способствует устойчивому диалогу и предсказуемости», — добавил министр.
Как рассказал в интервью журналистам «ПолитРоссии» директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников, это политика Дональда Трампа, который «прославился» перезаключением договоров. Таким образом, он пытается получить преференции для своей страны.
«Россия после визита Джона Болтона в Москву тоже передала целый ряд документов по нашим ракетам. В этом отношении диалог между двумя сторонами продолжается. Есть два пути разрешения возникших противоречий. Можно прояснить, что есть в нынешнем договоре, кого что не устраивает и перезаключить новый договор. А другой момент заключается в том, что происходит изменение геополитической реальности. Появляются другие стран, помимо России и США, которые обладают аналогичными средствами доставки ядерных или неядерных боеприпасов и вопрос состоит в том, как обеспечивать безопасность стран в условиях реального многополярного мира, в условиях появления других источников беспокойства. Если бы Россия и США были крупнейшими странами по данному типу вооружения, то можно было бы говорить о заключении двустороннего договора, но реальность такова, что нужно искать, наверное, какие-то новые подходы для обеспечения баланса сил и безопасности всех стран», – отметил политолог.
Дмитрий Владимирович проводит аналогию с перезаключении других договоров с другими странами со стороны Соединенных Штатов Америки. По его словам, подобное поведение Трамп демонстрировал в отношениях с Мексикой и Канадой.
«С одной стороны, в США говорят, что данный договор не отвечает геополитическим реальностям, возможен многосторонний договор, а с другой можно проследить аналогию по взаимоотношениям с Мексикой и Канадой. Когда Трамп перезаключает договор, в котором все повторяется, но на несколько новых условиях. Нынешняя политика США заключается в том, чтобы шантажировать: «что-то не нравится, мы договор разорвем, и попытаемся перезаключить новый». Наверное, так будет и сейчас», – заключил эксперт.
Автор: Марина Гончарова