На всеобщих выборах в Боснии и Герцеговине (БиГ) кандидаты от Союза независимых социал-демократов (СНСД) Милорад Додик и Желька Цвиянович обходят своих оппонентов в борьбе за посты сербского члена президиума БиГ и президента Республики Сербской соответственно. Таким образом, по оценкам экспертов, Россия значительно укрепляет свои позиции на Балканах.
Корреспондент "Российской газеты" обсудил результаты прошедших 7 октября выборов с Олегом Бондаренко, балканистом, директором Фонда прогрессивной политики.
"Победа на выборах Милорада Додика в борьбе за позицию сербского члена Президиума Боснии и Герцеговины, а также кандидата от его партии (СНСД) на пост президента Республики Сербской значительно укрепит позиции России в Боснии, - отметил он. - Уже в этом году представитель сербов Милорад Додик начнет свою 8-месячную каденцию на посту председательствующего в Президиуме БиГ.
При этом следует учитывать, что он является самым сильным сербским политиком и другом Москвы в регионе, открытым противником евроинтеграции и вступления в НАТО. С 2017 года политик находится под санкциями США. Таким образом, в нем можно быть уверенным больше, чем в ком-либо еще.
Теперь главное - не допустить повторение сценария цветной революции в Баня-Луке. В пятницу перед выборами прошел многотысячный митинг против действующих властей, инициированный несколькими НКО, связанными с Великобританией. А в ночь после выборов уже несколько сотен человек начали собираться на той же площади".
Между тем Милорад Додик сообщил общественности, что уже оповестил о своей победе президента Сербии Александра Вучича, который, по его словам, "с радостью принял такие результаты выборов".
По оценкам Бондаренко, в бошняцком политблоке не произошло неожиданностей, и место в Президиуме займет кандидат от Партии демократического действия (ПДД) Бакира Изетбеговича Шефик Джаферович. При этом хорваты, по сути, лишаются своего представителя в высшем коллективном органе управления страны.
"Представлять хорватов в новом Президиуме БиГ вместо поддержанного официальным Загребом действующего члена президиума Драгана Човича будет выбранный больше голосами мусульман (в рамках мусульмано-хорватской федерации) Желько Комшич, - отмечает аналитик. - Очевидно, он будет следовать в фарватере политики наследника Бакира Изетбеговича, убедительно побеждающего кандидата от ПДД Шефика Джаферовича. По сути, хорваты лишаются своего представителя в Президиуме Боснии".
Напомним, что боснийские граждане выбирали 7 октября членов президиума страны, который состоит из серба, бошняка и хорвата, депутатов Парламентской ассамблеи, законодательных собраний двух энтитетов - Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) и Республики Сербской (РС), Скупщин кантонов ФБиГ, президента и двух вице-президентов РС.
По предварительным данным боснийской Центральной избирательной комиссии, в борьбе за членство в Президиуме поддержка избирателей распределилась следующим образом. В сербском политблоке: за Милорада Додика проголосовали 55,15 процента граждан, за Младена Иванича (кандидат от Союза за победу) - 41,98. В бошняцком политблоке: за Шефика Джаферовича (ПДД) - 37,97, за Дениса Бечировича (Социал-демократическая партия) - 33,40, за Фахрудина Радончича (Партия за лучшее будущее) - 12,35. В хорватском политблоке: за Желько Комшича (Демократический фронт - Гражданский союз) - 49,47, за Драгана Човича (Хорватское демократическое содружество) - 38,66.
В ЦИК также сообщили, что в государстве насчитывается 3 352 933 избирателей, из которых сегодня проголосовали 1 736 838. Таким образом, явка на выборах превысила 53 процента. За проведением выборов в БиГ следили свыше 5 тысяч местных и 1500 иностранных наблюдателей, в том числе и член Центральной избирательной комиссии России Евгений Шевченко.
Напомним, что Босния и Герцеговина имеет сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов. Она состоит из двух частей (энтитетов) - Федерации Боснии и Герцеговины (мусульмано-хорватской) и Республики Сербской. По сути, это союз двух самостоятельных территориальных образований, над которыми стоят Совет министров и Президиум. Такая модель предусмотрена Дейтонским мирным соглашением, положившим здесь конец войне в 1995 году.