В Варшаве с 10 по 21 сентября проходит двухнедельное совещание Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Human Dimension Implementation Meeting, посвященное правам человека.
Целью мероприятия является обзор обязательств, принятых правительствами стран-членов в области соблюдения фундаментальных прав и свобод человека, демократии, толерантности и противодействия дискриминации.
В ходе мероприятия была затронута тема свободы слова на Украине.
В этом году от Украины приехали не только представители государственных структур и провластные общественные активисты. Отдельно от официальной правительственной делегации в ОБСЕ выступали журналисты, правозащитники и эксперты с альтернативной точкой зрения на ситуацию со свободой слова в стране.
Во второй день совещания они провели круглый стол, где заявили о притеснениях и давлении на журналистов со стороны украинских властей. Среди выступавших – Руслан Коцаба, который провел 524 дня в СИЗО за призывы против мобилизации, Дмитрий Василец, осужденный на 9 лет якобы за сепаратизм, руководитель медиа-холдинга «Вести» Ольга Семченко, а также Ольга Шарий, супруга Анатолия Шария, который стал первым украинским журналистом, получившим статус политического беженца в Европе.
Масштабное присутствие украинских оппозиционных журналистов произвело эффект разорвавшейся бомбы. Сам факт их появления в ОБСЕ возмутил украинскую правительственную делегацию, которая традиционно назвала всех спикеров «агентами Кремля», а сам круглый стол – проявлением «гибридных действий РФ» и призвала ОБСЕ не слушать «псевдожурналистов».
«Агенты» все-таки выступили. Так, Руслан Коцаба сообщил, что Украина одна из самых коррумпированных и бедных стран Европы. Кроме того, он попросил обратить внимание на преследование журналистов в стране.
Дмитрий Черемис рассказал о сотнях уголовных дел за посты в социальных сетях. А Ольга Шарий рассказала о преследовании со стороны президентских служб ее и Анатолия Шария.
По мнению оппозиционных журналистов и правозащитников официальным представителям Киева нечего было им возразить. Все эти люди уже стали практически нерукопожатными в ОБСЕ.