Глобальная проблема без технических подробностей
Российские и международные организации, которые затронул так называемый аэропортный коллапс утром 23 июня 2018 г. из-за сбоя в зарубежной ИТ-системе, не спешат делиться техническими подробностями того, как именно они устранили проблемы — даже несмотря на то, что часть из них оказалась на высоте.
Напомним технические проблемы, приведшие к задержкам рейсов (например, около 40 в "Домодедово"), возникли у швейцарской глобальной корпорации SITA, специализирующейся на средствах связи и ИТ-решениях для авиационной отрасли. По данным Транспортной дирекции чемпионата мира по футболу в России 2018, был зафиксирован сбой в международной системе бронирования SITA Gabriel и системе регистрации SITA DCS.
По данным индийского издания The Hindu, комментируя ситуацию, в SITA заявили, что у компании возникла сложная проблема с подключением к сети в одном из ее центров обработки данных.
При этом на своем сайте SITA не сделала никаких публикаций, посвященных инциденту, до сих пор — ни в виде пресс-релизов, ни в форме заявлений в блогах. На запрос CNews в SITA на момент выхода материала не отреагировали, не сообщив таким образом подробностей. В то же время, можно констатировать, что на решение проблем специалисты компании потратили немногим более трех часов времени — в "Аэрофлоте" рассказали CNews, что инцидент длился с 9:39 по 13:01 по Москве.
В российском столичном аэропорту "Домодедово" также не ответили CNews на вопрос о подробностях решения проблем со своей стороны, хотя по данным РБК, аэропорт предоставил пострадавшим авиаперевозчикам доступ к собственной системе регистрации, которая используется для большинства рейсов в "Домодедово". "Этот вопрос корректнее направить коллегам из авиакомпании S7, рейсов которых коснулась эта ситуация и которые были вовлечены в ее решение, — посоветовали в пресс-службе организации. — Аэропортовые системы регистрации работали штатно".
В S7 при этом посчитали, что все технические вопросы следует адресовать непосредственно в SITA и от комментариев CNews воздержались.
Некоторые подробности сообщили CNews в "Аэрофлоте", заверив, что многоуровневое резервирование ее ИТ-систем, а также отлаженные процедуры взаимодействия ИТ- и производственных подразделений позволили компании не выбиться из графика перевозок, в том числе относящихся к футбольному чемпионату.
В то же время в "Аэрофлоте" не стали отрицать определенную свою зависимость от зарубежных ИТ-решений. "”Аэрофлот” является глобальным международным авиаперевозчиком, поэтому его ИТ-системы интегрированы в глобальные дистрибутивные системы и используют в том числе и услуги связи глобальных компаний, — сказал собеседник CNews. — Отмечу, что более 40% пассажиропотока “Аэрофлота” это транзитные пассажиры".
Некоторые подробности о сломавшихся ИТ-системах
Одно из проблемных решений SITA DCS (Departure Control Services, услуги контроля вылета) позиционируется как полностью интегрированная многошаговая система для автоматической регистрации, посадки и планирования нагрузки в отношении пассажиропотока.
Разработчики считают ее одной из наиболее функционально развитых систем сходного класса на рынке, подходящей как для любого вида авиакомпаний, так и для наземных служб, поддерживающих несколько авиаоператоров.
Среди функциональности DCS присутствует возможность принятия списков имен пассажиров (PNL) из любой системы бронирования, учет всех таможенных и иммиграционных требований, интерфейс со всеми разновидностями баз данных для электронных билетов.
"Несмотря на то, что продукт доступен как автономная система, он полностью совместим с другими системами SITA, такими как бронирование, стоимость авиабилетов, билет и вес и интегрирован с мерчендайзингами, чтобы максимизировать доходы, — говорится на сайте SITA. — Только в 2014 г. DCS обработала более 167 млн пассажиров по всему миру".
Что касается второй проблемной технологии SITA Gabriel, то это просто решение по бронированию пассажирских перевозок и управлению наличием мест на рейсах авиакомпании.
Зависимость от зарубежного софта у наземного транспорта
Авиационный коллапс послужил поводом для CNews обратиться также и к наземным перевозчикам России с вопросом, существует ли у них зависимость от связи с зарубежными ИТ-системами, а также в принципе зависимость точек предоставления их услуг от связи с дата-центрами.
В пресс-службе "Российских железных дорог" на момент выхода материала на запрос CNews не ответили.
В "Центральной пригородной пассажирской компании" ("Центральная ППК") — крупнейшем пригородном железнодорожном перевозчике России — заверили CNews, что у организации нет зависимости ни от связи, ни от каких-либо зарубежных систем. "Мы используем собственную систему продаж, и в этом году мы закончили работу по ее модернизации, — рассказал начальник управления ИТ компании Игорь Евдокимов. — При ее проектировании, мы поставили задачу разработчику, компании “Программный продукт”, обеспечить работоспособность каждого элемента системы (как центральных серверов, так и конечного оборудования: касса, билетопечатающий автомат, турникет, валидатор и т. д.) в условиях отсутствия связи с ним до трех суток".
Опыт тестовой и далее промышленной эксплуатации, по словам Евдокимова, показал, что это условие выполняется, а некоторые элементы способны работать без ухудшения сервиса пассажиру до семи суток.
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 315
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1452
Рейтинг поста:
А тупорылость здесь завязана прежде всего на усложнение систем и СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ ЗАКАЗЧИКА(ПОСТАВЩИКА) внедрить побыстрее, иначе "бабок не дадут".