Информационные технологии, о которых лет десять назад можно было только мечтать, теряют очарование, как только входят в привычку. А создаются они именно с таким расчетом — стать частью рутины — и потому все больше настораживают.
Взять смартфоны. Сегодня люди смотрят в экран, едва открыв глаза, и в течение дня проводят за этим занятием почти столько же времени, сколько в кровати. Интуиция подсказывает, что это неправильно, и все чаще слышатся разговоры о цифровой зависимости, цифровой детоксикации и цифровой диете.
В январе 2018 года дошло до того, что фонды Jana Partners и CalSTRS, владеющие акциями Apple на $2 млрд, обратились к компании в открытом письме. Во-первых, инвесторы призвали провести научные исследования, чтобы понять, как смартфоны влияют на детей, а во-вторых — добавить в устройства дополнительные возможности для родительского контроля. Судя по всему, в Apple задумались об этой проблеме еще раньше, потому что новые инструменты представили на презентации операционной системы iOS 12 — с публикации письма не прошло и полугода.
Что добавится в iOS
Уже в июньской бета-версии iOS 12 появится раздел Screen Time. В нем будет учтено время, проведенное в приложениях и на сайтах, количество уведомлений, сеансов работы с iPhone или iPad. Эти данные будут собраны в подробные отчеты по дням и неделям. Человек сможет выставить лимит использования, а устройство предупредит, когда отведенное время подойдет к концу. Почти такое же приложение весной представила Google, только в смартфонах на Android нельзя будет расширить лимит использования — в iOS для этого будет достаточно нажать на появившееся оповещение.
Если iPhone или iPad есть у ребенка, родители смогут удаленно просматривать отчеты об их устройствах и в мельчайших подробностях настраивать ограничения на использование, например, заблокировать приложения или отключить уведомления на ночь. Уведомления в iOS 12 вообще сильно переработаны: теперь они группируются, их можно настраивать по типам, а голосовой помощник Siri подскажет, как это лучше сделать. Доработан и режим "Не беспокоить": скажем, ночью с ним автоматически убавится яркость экрана, а уведомления скроются до утра.
На презентации все эти новшества выглядели полезными. "Но iPhone и так дает позаботиться о своем "цифровом здоровье". Генеральный директор Apple Тим Кук недавно выразился в том духе, что у людей проблемы со смартфонами, потому что они не умеют ими пользоваться. Видимо, настало время помочь людям. Если Apple помогает правильно спать, бегать и читать перед сном, можно применить этот подход и к использованию iPhone", — считает венчурный инвестор Михаил Калашников.
Как новшества повлияют на рынок
Решение Apple, а до этого — воззвание инвесторов компании, на первый взгляд, парадоксальны. Логика бизнеса предполагает, что чем чаще потребители пользуются товаром, тем выше выручка. В ситуации, когда продажи смартфонов по всему миру практически перестали расти, значение приложений и сервисов как источников дохода только увеличивается. Впрочем, тот же Apple Music работает по платной подписке: не так важно, часто ли им пользуются абоненты, — лишь бы исправно платили.
Но другим компаниям, возможно, придется тяжело. "В большей степени под ударом окажутся социальные сети и индустрия развлечений. Для Facebook или Twitter сокращение времени, которое пользователь проводит в приложении, однозначно ударит по доходам. Поскольку социальные сети зарабатывают на рекламе, возможен рост ее цены. Полагаю, в F2P-играх (free-to-play, то есть бесплатных, но со встроенными микроплатежами — прим. ред.) будут пересмотрены игровые механики, чтобы прибыль с пользователя меньше зависела от времени, проведенном в приложении. А разработчиков решений для бизнеса и продуктивности изменения, скорее всего, не коснутся", — рассуждает технический директор Readdle Андриан Буданцов.
Правда, в Apple вряд ли заботятся о Facebook — скорее наоборот. На презентации старший вице-президент по разработке программного обеспечения Крейг Федериги рассказал, что браузер Safari будет предупреждать о кнопках "Нравится", "Поделиться" и виджетах комментирования в социальных сетях. На слайде для примера был указан адрес facebook.com. Оказывается, даже если не нажимать эти кнопки, Facebook все равно узнает, что человек смотрел страницу. Потом эти данные используются для показа рекламы. "Больше этому не бывать", — подытожил Федериги.
Прозвучало это неубедительно, ведь накануне Facebook призналась, что Apple и еще шесть десятков производителей электроники годами получали от нее данные о пользователях без их согласия. Основатель Future Foundation и член advisory board проекта BeEasy Петр Левич допускает, что учет и контроль использования появился в iOS как раз затем, чтобы получить еще больше информации. "Моя догадка спекулятивная. Она строится на том, что данные о действиях в цифровой реальности и так собираются хорошо, а в обычной жизни — нет. Пульс, давление, даже разговоры — для компаний все это представляет интерес. Если ограничить пользователей в онлайне, у них останется больше времени на занятия в оффлайне. Но бесспорных доказательств, что компании занимаются такими вещами, нет", — рассуждает Левич.
Как связаны технологии и ценности
Михаил Калашников думает, что средства контроля времени, проведенного со смартфоном или планшетом, забота о конфиденциальности и интересы на рекламном рынке — взаимосвязанные вещи. "Новые функции согласуются с планирующимся выходом Apple на рынок интернет-рекламы: главные виновники цифровой зависимости вроде Twitter и Facebook используют собственные рекламные решения, и от снижения времени у них Apple мало что потеряет. Компания ставит на то, чтобы создавать вещи дорого и правильно. Раз сейчас "правильно" — это "контроль и прозрачность", то Apple будет делать именно так. Если пользователям будет хорошо от нововведения, это компенсирует потерянные доли процента доходов App Store", — считает Калашников.
О ценностях современных людей говорит и Левич: "Нововведения в iOS — это такой биохакинг без генной инженерии и вживления чипов для прогрессивной публики, которой поднадоел ЗОЖ. Производителям электроники нужно как-то соответствовать этой тенденции. Видимо, в Apple и Google посчитали, что лучше потерять немного во времени пользования устройством, зато в глазах покупателей их бренды будут встроены в новый модный образ жизни".
Однако представления о "цифровой диете" еще предстоит обосновать: когда смартфоны начинают вредить человеку и вредят ли вообще, до конца не установлено. В новостях часто появляются заметки об очередном научном исследовании, в котором выявилась какая-нибудь тревожная закономерность, но интерпретировать результаты этих работ нужно осторожно.
Во-первых, зачастую в них говорится о корреляции, а не причинно-следственной связи. Например, замечено, что люди с депрессией пользуются смартфонами чаще остальных. Но в чем здесь дело, неясно: может, смартфоны вызывают депрессию, а может, при депрессии смартфон служит утешением.
Во-вторых, в исследованиях часто нет контрольной группы для сравнения: найти людей, которые достаточно долго вообще не пользуются техникой, можно разве что в джунглях. Вместо этого ученые анализируют косвенные показатели вроде пола, возраста, дохода и часто используют анкеты, а не точные измерения. Из-за этого в данных появляется "шум", а закономерности иногда выявляются по ошибке.
В-третьих, журналисты не всегда вникают, насколько сильна корреляция. В статье на сайте Wired описан случай, когда проверка данных показала, что использование социальных сетей вызывало симптомы депрессии у детей с той же частотой, что поедание картофеля. К вопросу о "шуме" в данных: негативный эффект от прослушивания музыки оказался в 13 раз сильнее, чем от социальных сетей и картофеля.
В конце концов, смартфоны появились сравнительно недавно, поэтому судить о долгосрочных последствиях их использования рано. Все важные технологии когда-то вселяли тревогу. В викторианской Англии девушек предостерегали от чтения романов, чтобы те не подорвали душевное здоровье, а поколение 30-летних помнит, как родители запрещали подолгу сидеть перед компьютером. Сегодня же чтение одобряется, а многие люди проводят весь рабочий день перед монитором, и никто не называет это зависимостью.